[Перевод] Марвин Мински «The Emotion Machine»: Глава 2 «Отпечатыватели»
§ 2–3 Отпечатыватели (Imprimers)
«Сейчас, стыд является ментальной мерой позора, в которой мы сжимаемся от осознания позора, а не от последствий действий, и нам остается только предполагать, какое составляется о нас мнение, из этого следует, что люди, перед которыми мы чувствуем стыд- это те, чье мнение имеет для нас значение. Эти люди являются: те, кем мы восхищаемся; те, кто восхищается нами; те, восхищение которых мы желаем добиться; те, с которыми мы противоборствуем; и те, чье мнение мы уважаем.»
— Аристотель в Риторике 2,6
Наш язык имеет огромное количество слов для описания нашего эмоционального состояния. Когда мы описывали игру Кэрол с грязью, мы уже должны были использовать целую дюжину: влечение, смятение, тревогу, самоуверенность, разочарованность, беспокойство, фрустрацию, страх, склонность, удовольствие, гордость, удовлетворение, стыд и печаль.
Почему вообще у нас есть подобные состояния, и почему этих состояний так много? Почему Кэрол ощущала себя благодарно и гордо, когда она получала похвалу от своей матери? И почему это все, каким-то образом, возвышает цели, делая их более желанными?
Студент: Вы уже начали обсуждать, что она должна иметь что-то вроде «связующих элементов», которые заставляют её реагировать подобным специфическим образом — прямо как говорил Аристотель, из-за беспокойства её матери. Но это никак не объясняет почему одна только похвала не может сделать цель желанной, а это зависит от, ммм…, я не могу придумать правильное слово для описания этого — «человека к которому она привязана»?
Психологи часто используют слово «опекун» (caregiver) для описания «человека, к которому привязан ребёнок». Они не могут сказать «родитель», или «мать» или «отец» потому что кто-то другой может сыграть эту роль — например дедушки и бабушки, сиделка или друг семьи.
Однако, «опекун» не является нужным словом потому что (как мы увидим в §2–7) подобные связи могут сформироваться без физического контакта. В любом случае, кажется достаточно странным, что наш язык не имеет специального слова для описания этого наиболее важного взаимодействия между людьми! Итак, ниже я введу два новых термина: они оба будут основываться на старом слове, «импринтинг», которое издавна используется психологами для описания процесса, в котором молодые животные учатся перенимать повадки своих родителей.
Отпечатыватель (Imprimer): Отпечатыватель является одним из людей, к кому привязывается ребёнок.
Отпечатывание (Impriming): специфический путь научения новым ценностям, который работает только при наличия отпечатывателя.
Конечно, оставаясь близко к родителям помогает отпрыскам оставаться в безопасности, но у людей, кажется, это имеет другой эффект; когда мы находимся рядом с человеком, к которому мы привязаны — тех, которых мы можем назвать нашими собственными «Отпечатывателями» — мы обнаруживаем, что у нас изменился стиль мышления определенным образом. Обеспокоенность Кэрол её чашкой, полной грязи, возможно началось как обычное желание поиграть с вещами, оказавшимися под рукой, и представляла собой лишь захватывающее внимание активностью. Но когда она получает одобрение от одного из своих Отпечатывателя, она чувствовала особый прилив гордости, что увеличивает её актуальную цель до более высокого приоритета — и в будущем она обнаружит, что подобная цель для неё стала более почтенной.
Мы постоянно ставим перед собой цели, но мы всегда заканчиваем на том, что забрасываем их. Почему иногда для нас невероятно сложно продолжать работать над тем, чем мы собирались работать? В § 9–2 мы вернёмся к обсуждению самодисциплины и самоконтроля, а здесь мы лишь упомянем что эти связи также могут помочь нам продолжать делать намеченную цель — либо из-за надежды что мы удовлетворим наших отпечатывателей, либо из-за страха разочаровать их.
Почему похвала Отпечатывателя имеет эффект очень сильно отличающийся от похвалы незнакомца? Я не знаю ни одного исследования мозга, которое бы могла раскрыть вовлеченные в эту систему механизмы, но можно достаточно легко проследить логику эволюции подобного механизма: если незнакомец способен изменить ваши первостепенные цели, они смогут заставить вас делать все что им заблагорассудится, лишь изменяя то, что вы хотите делать!
Дети, не имея никакой защиты от этого мира имели бы гораздо меньшие шансы на выживание, поэтому эволюция будет отбирать детей, которые могут сопротивляться этому эффекту.
Студент: Мне нравится идея того, что привязанности побуждают наших детей принимать наши ценности (хотя, возможно, вы побудили меня согласиться с вами, используя вашу роль Отпечатывателя)
Насколько я знаю, пока не доказано, что какая-то одна часть нашего мозга вовлечена в эту деятельность, но в § 2–7 будут обсуждаться некоторые доказательства того, что разрушение привязанностей ребёнка может ухудшить его развитие. Будущие успехи в способах сканирования мозга должны рассказать нам больше о том, как эти механизмы работают.
Студент: Даже если бы мы знали больше о том, как привязанности влияют на нас, нам до сих пор необходимо объяснение силы ощущения гордости и стыда.
В заключительной главе этой книги будут предложены некоторые соображения о том, что представляют собой чувства и как они работают.
§ 2–4 Прикладное обучение усиливает цели
«У каждого из нас есть убеждения о должных формах поведения, мыслей и чувств. Мы приобретаем наши стандарты, правила и цели посредством аккультурации… и каждый из нас приобрёл набор, характерный для нашего конкретного окружения. Для того чтобы стать членом любой группы, мы обязаны изучить эту группу. Жизнь, исходя из наших внутренних наборов стандартов, или неспособность жизнь по ним — составляет основу некоторых очень сложных эмоций» — Майкл Льюис в [Shame, The Exposed Self, 1991, Free Press, New York.]
Когда близкие Кэрол осуждают её, она ощущает, что её цели недостойны воплощения или что они сама недостойна своих целей. И когда она станет постарше, тогда, даже когда её Отпечатыватели будут очень далеко от неё, Кэрол всё ещё может задаваться вопросом как они могут себя ощущать: Одобрят ли они то, что я сделала? Одобрят ли они то, о чем я думаю сейчас? Какие механизмы могут быть вовлечены в переживание подобных ощущений? Давайте вновь послушаем Майкла Льюиса:
«Так называемые эмоции самосознания, такие как вина, гордость, стыд и высокомерие требует достаточно высокого уровня интеллектуального развития. Для того, чтобы ощущать их индивид должен иметь представление о себе, а также набор стандартов. Они также должны иметь понятие о том, что представляют собой успех или неудача, и способность оценивать собственное поведение.»
Почему рост этих личных ценностей зависит от привязанностей ребёнка? Легко можно проследить, почему это могло развиться: ребенок, который, потерял систему оценки своих родителей вряд, ли выживет. Кроме того, сами родители хотят получить уважение своих друзей и сверстников, поэтому они хотят, чтобы их дети вели себя социально приемлемым образом, и мы видели несколько способов для детей изучить эти модели поведения:
- Негативный опыт: Когда используемый метод терпит неудачу, человек учится не использовать эту подцель.
- Позитивный опыт: Когда используемый метод оказывается успешным, человек учится использовать эту подцель.
- Антипатия: Когда человека ругает незнакомец, человек учится избегать подобных ситуаций.
- Закрепление цензуры: Когда отпечатыватель ругает человека, человек уменьшает значение своей цели.
- Закрепление восхваления: Когда отпечатыватель превозносит человека, человек усиливает значение своей цели.
Мы уже видели, как подцели могут быть соединены с обслуживанием нашей цели — способ, который говорит Использовать Ложку может быть связан с Наполнить Кружку. Но когда ваш отпечатыватель превозносит вас, какая-то машинерия возвеличивает вашу текущую цель, делая её более достойной, путём увеличения её места в вашем облаке целей.
Тем не менее, эта картинка не говорит нам ничего о том, как эти процессы работают в действительности, поэтому нам нужно создать некоторые теории о том, как работают связи для «поднятия» целей. Во-первых, это должно зависить от схем, которые распознают, когда похвала исходит от отпечатывателя:
Студент: Почему вы настаиваете, что использование элемента «И» требует наличия и похвалы и Отпечатывателя?
Одна из особенностей различия людей состоит в том, что мы можем изучать одни и те же вещи по-разному, и любое психологическое событие может иметь несколько последствий. Если обучения на основе привязанности существует — это только одна часть общей картины.
Студент: Но этой схеме чего-то не хватает, потому что даже после того как уровень цели поднят, цель «Наполнить Чашку» все ещё будет плавать без каких-либо ассоциаций, которые могли бы вызвать её.
В самом деле, эта идея ещё не закончена. Нет смысла изучать что-то новое, пока человек не способен извлекать эти знания, когда они уместны. Эта концепция поднимает множество вопросов, например:
- К чему именно каждая новая цель может привязываться?
- Когда и как они должны возникать?
- Какой тип приоритета они должны иметь?
- Как долго поддерживать эти знания, до того как избавиться от них?
На эти вопросы не существует простых ответов, потому что все эти причины должны вовлекать бОльшую часть нашей ментальной машинерии. Тем не менее, трудно понять, как думать о таких вещах без набора идей о «уровнях» умственной деятельности. Наши мозги имеют множество систем, которые могут обучаться — и как эти системы развиваются в течение многих лет, они могут иметь тенденцию формировать жесткие иерархические структуры, потому что каждый фрагмент новоприобретённого знания строится на вещах, усвоенных нами ранее.
К примеру, в ходе ежедневного мышления вам необходимо постоянно контролировать «уровень детализации» описаний. Когда план, кажется, работает удачно, вы хотите «погрузиться» в проработку деталей, но, когда вы чувствуете, что застреваете, вы хотите «посмотреть» на ситуацию с высоты, вместо того чтобы инвестировать время на подцели, которые могут быть неактуальными. [Смотрите §§ Уровни-Связи (Level-Bands)]
За перевод спасибо Станиславу Суханицкому, который откликнулся на мой призыв в «предыдущей главе». Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru
Кстати, мы запустили перевод еще одной крутейшей книги — «The Dream Machine: История компьютерной революции».
The Sea Of Mental Mysteries
Moods and Emotions
Infant Emotions
Seeing a Mind as a Cloud of Resources
Adult Emotions
Emotion Cascades
Questions
Attachments and Goals
Imprimers
Attachment-Learning Elevates Goals
Learning and pleasure
Conscience, Values and Self-Ideals
Attachments of Infants and Animals
Who are our Imprimers?
Self-Models and Self-Consistency
Public Imprimers
Chapter 4. CONSCIOUSNESS
Chapter 5. LEVELS OF MENTAL ACTIVITIES
Chapter 6. COMMON SENSE
Chapter 7. Thinking.
Chapter 8. Resourcefulness.
Chapter 9. The Self.
Об авторе
Марвин Ли Минский (англ. Marvin Lee Minsky; 9 августа 1927 — 24 января 2016) — американский учёный в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. [Википедия]
Интересные факты:
- Минский дружил с критиком Харольдом Блумом из Йельского университета (Yale University), который отзывался о нём не иначе как «зловещий Марвин Минский».
- Айзек Азимов описывал Минского как одного из двух людей, которые умнее, чем он сам; вторым, по его мнению, был Карл Саган.
- Марвин — робот с искусственным интеллектом из цикла романов Дугласа Адамса Автостопом по галактике и фильма Автостопом по галактике (фильм).
- Минский имеет контракт на заморозку своего мозга после смерти для того, чтобы его «воскресили» в будущем.
- В честь Минского назван пес главного героя в фильме Трон: Наследие. [Википедия]