[Перевод] Манифест: почему я не делаю свой пет-проджект постоянной работой
Когда доходы от продаж с моего сайд-проекта пробили отметку $100k, я, к собственному удивлению, обнаружил:
Не хочу бросать основную работу.
Никакого позыва написать, что наконец-то я бросаю «крысиные бега». Не написал ни единого твита о том, как я стал творить, и «изменил собственную жизнь. (И вам это под силу! Купите мой курс!)». Не написал письма в духе Джерри Магуайера.
Подумал, может со мной что не так. Зависая в соцсетях, я постоянно натыкался на фетишизацию трудоголизма, из-за чего меня подмывало бросить работу. Такая свобода подобна нирване, «все или ничего» и, как только вкусишь ее, пути назад не будет. Чем не киносценарий?
Я хочу написать новый сценарий — о тех, кто Творит По Совместительству. Давайте определим, что это такое, почему этим стоит заниматься, как дать этому ход, а потом довести до ума.
Не просто деньги
Годовой заработок в $100k всегда казался мне планкой, с которой начинается успешный «независимый доход». В лучшие годы мои родители зарабатывали меньше, а в большинстве городов $100k хватает на самообеспечение и даже на то, чтобы прокормить семью. Еще лучше, если доход целиком пассивный — мечтал, каково путешествовать по свету, а деньги пускай зарабатываются, пока я сплю.
Но, спустя 4 года публичного обучения, я вышел на этот уровень — и осознал, что уже хочу другого. Отчасти это, безусловно, связано с гедонистической адаптацией — к тому времени я вышел на уровень сеньора в FAANG. Но понял: все это в основном потому, что я люблю браться за сложные задачи и работать с умными людьми, с которыми сам никогда бы не пересекся.
Да, постоянная работа — это отлично, но мне нравится рост, который дают успешные сайд-проекты. Дело отнюдь не только в деньгах — бывают успешные сайд-проекты, которые НЕ ДАЮТ денег сразу.
Дело в том, чтобы иметь занятость, которая не является твоей работой.
PartTimeCreator
Мне нравится называть то, чем я занимаюсь, Творческий Фрилансер По Совместительству. В творческой экономике много представителей «одного процента» — так, инди-хакеры на фултайме могут наколотить в год гораздо больше $1m, совершенно самостоятельно. Это примечательные достижения, и их нужно превозносить.
Но большинство из нас до этого уровня никогда не дойдет. 90% представителей творческих профессий на платформе Gumroad делают менее $20k в год. Это не доход на фултайме, но и как неудачи такие вещи восприниматься не должны. Эти люди самостоятельно сколотили что-то ценное, и это шикарно.
Поскольку не вся моя самооценка приобретена благодаря работодателю, я чувствую себя немного выше. Мечтаю немного масштабнее. Веду переговоры немного жестче.
Я хочу однозначно признать, что этот путь для избранных и подойдет не каждому. Расклады изначально не в твою пользу:
- Существующие платформы для творческих профессий в основном продвигают экономику суперзвезд.
- Если ты родитель, то тебе стоит сверхчеловеческих усилий сочетать семейную жизнь с работой.
- Многие договоры о передаче объектов интеллектуальной собственности составляются отчетливо не в пользу «творческих совместителей» — работодатель хочет платить тебе за 40 часов в неделю, но владеть всей той выработкой, которую ты успеваешь сделать за полные 168 часов.
- При независимом творчестве ты гораздо хуже подстрахован в том, что касается здоровья, безопасности, разнообразия, доступности и других форм социальной защиты, предоставляемых при традиционной занятости.
Творчество по совместительству необходимо облегчить для относительно непривилегированных, и вознаграждение за такую работу должно быть более адекватным. Именно поэтому на всех «творческих» платформах следует присмотреться к идеям, изложенным в знаковой статье Ли Цзинь о творческом среднем классе, а в конечном итоге — к юридическим и финансовым реформам, направленным на демократизацию доступа на эти платформы.
Все-таки, творить по совместительству — реальный вариант для многих тысяч людей, кто чувствует: такая возможность есть, и отчаянно пытается ее концептуализировать. Думаю, в будущем по этому пути пойдут многие, поэтому курсы и платформы будут развиваться в соответствии с этой тенденцией. Уже есть признаки крайней востребованности: канал Али Абдааля Part-Time YouTuber Academy распродает места за секунды, Фонд выходного дня Райана Гувера целенаправленно инвестирует в сторонние проекты, а компания Microacquire Эндрю Гэздецки упрощает их продажу.
Как организовать частичную занятость
Есть множество возражений по поводу внерабочей занятости, даже если вы подрабатываете на себя. Многие из них справедливы. Я пишу это только для людей вроде меня, которым хватает энергии и желания на такую работу, но они не вполне понимают, как она делается.
- Первым делом нужно, чтобы на работе сложилась ситуация, когда рабочий день не выматывает вас после нескольких часов продуктивного труда. Мне такая ситуация знакома — до 2017 я работал в финансовой сфере, которая полностью поглощала мою жизнь и интеллектуальный выхлоп. Я не знал, что это тревожный звонок, поскольку не сталкивался с иной работой. Если вы хотите творить в свободное время — просто знайте, что есть компании, например, ConvertKit, где к сторонним проектам не только относятся терпимо, но даже стимулируют их. Возможно, в вашей нынешней компании с откровенной враждебностью воспринимают сторонние проекты, но есть много других мест, где такую занятость считают плюсом (правда, это НЕ должно высказываться рекрутером в качестве требования).
- Во-вторых, нужно наконец-то засучить рукава и найти время. Говорить легко, но только ваши дела реально демонстрируют, кем вы себя видите. Если вы говорите, что хотите творить в нерабочее время, но почти по 40 часов в неделю тратите на Youtube/Netflix, то на самом деле вы Фултаймовый Потребитель. Выделите время. Ниже я подскажу, как, но вот вам несколько тем для вдохновения:
Для тех, кто особенно переволновался: не страшно, если с самого начала работа не будет приносить денег. Есть множество способов накапливать ценные личные активы без непосредственной монетизации; пишите рассылку, раскручивайте канал на YouTube. Самое важное — научиться творить и выстраивать свою сеть. Если сомневаетесь, переговорите с начальником — возможно, вы удивитесь, насколько он будет не против. Некоторые даже могут предложить вам поработать в режиме «внутреннего предпринимательства» — так работала Джен Хайман до Rent the Runway или Бен Оренстейн до Tuple. По мере того, как развивается творчество по совместительству, такая лояльность будет все более обычной.
Этот пост уже получается длиннее, чем я планировал, поэтому я не буду вдаваться в общие советы по производительности, которые я просто закину вам шесть принципов и ссылки на ресурсы:
- До работы: Алекс Уэст (мое интервью здесь) и Суизец Теллер в один голос отмечают, что работать над личными проектами до начала трудового дня — лучшая гарантия, что вы действительно будете над ним работать (я поступаю именно так). Естественно, противоположный вариант — 2 часа после того, как домашние улягутся спать — кому-то также весьма хорошо подходит.
- Начинайте, не откладывая: легко желать чего-то в долгосрочной перспективе, но никак не решаться начать в краткосрочной. У меня для вас новость: на то, чтобы приступить к делу, время найти никак не получается.
Вообразите, что вы творите по совместительству уже пять лет кряду и оказываетесь в той ситуации, что сложилась сегодня. Вы бы бросили? Если нет — то почему бы не приступить? Подумайте, как это сделать, даже если дела складываются неидеально, ведь они никогда не пойдут идеально.
- Все время что-то сдавайте: естественно, хочется уделить много времени и создать нечто великое, причем, многие в этом преуспевают. Однако, я думаю, что многие просто застревают в петле перфекционизма, и так и не доводят дело до конца. Я изучил компромисс между качеством и единообразием и рассказал об этом в отдельном посте, но сухой остаток таков: для выхода на качественный уровень придется работать, не рассчитывайте добиться качества сразу, с места в карьер. Завершайте часть работы как минимум раз в месяц. Если не получается, сужайте область задач, пока больше не останется самооправданий, почему кусок еще не доделан. Творчество по совместительству — это образ жизни, и о вас можно судить по вашему образу. Если вы постоянно находите отговорки, почему дело не сделано, таковы вы и есть.
- Продвигайте себя: Творчество по совместительству отличается от работы по совместительству, так как в последнем случае вы продаете свое время за деньги, как и на основной работе. Сосредоточьтесь на таких форматах, которые обеспечивают отдачу без жесткой привязки к затраченному времени. Дружеские зацепки, написание текстов, ведение подкастов, рисование, создание некоторых категорий ПО. Если вы разработчик — запишитесь преподавателем на Egghead.io. Там особенно заботливо относятся к тем, кто творит для них по совместительству. Я до сих пор получаю $100–300 в месяц за курсы, которые написал уже 3 года назад. Замечание: большинство начинающих не могут сразу «выйти в продакшен», а шаг за шагом выходить на этот уровень, поливая каждую ступень потом. Это нормально.
- Заимствуйте без смущения: В моей книге есть целая глава, посвященная идеям для сайд-проектов и методам повышения продуктивности!
Как получать кайф от творчества
Тех, кто творит по совместительству, всегда будут недооценивать, поскольку их воспринимают как представителей второй лиги в тени Фултаймеров. Клиент инстинктивно отождествляет «частичную занятость» с «расслабленностью». Разумеется, это предубеждение можно развенчать, если ты занимаешься своим делом уже десять лет. Но на это нужно десять лет.
Чтобы действительно подчеркнуть сильные стороны Творчества по совместительству, интересно обсудить, что в таком режиме удается делать лучше, чем на фултайме. Наилучшим образом я могу сформулировать этот тезис так: работа прокачивает шабашку, шабашка прокачивает работу.
Каждый проводит для себя линию между приемлемым и неприемлемым. Определенно НЕЛЬЗЯ напрямую конкурировать с работодателем или выдавать корпоративные тайны. Но существует уйма иных вариантов творчества, не приводящих к конфликту интересов, но при этом выгодных для основного работодателя:
- Орен Элленбоген ведет Software Lead Weekly, одну из самых популярных рассылок о руководстве для технарей. Это определенно помогает ему в основной работе на должности вице-президента по инженерии. Аналогичная ситуация — с работой Розт Шерри, ведущей деятельность сообщества Rosieland, получая ценную информацию для работы комьюнити-менеджера в Indie Hackers.
- Джулия Эванс наработала кучу подписчиков, рисуя комиксы о программировании на основе удивительных фактов, почерпнутых ею, а ходе работы в Stripe. С тех пор она уже сменила работы, но ее творчество определенно помогло Stripe зарекомендовать себя в качестве привлекательного работодателя.
- Кент Доддс с нуля раскрутил придуманный им цикл Consume-Build-Teach в Paypal и вел его на протяжении 4,5 лет, где обобщал уроки, усвоенные при решении типичных рабочих задач Paypal, делая это в популярной опенсорсной форме — и заложил себе успешную преподавательскую карьеру. Все эти «внеурочные» наработки повысили инженерную культуру в Paypal, и работодатель был только рад, что Доддс этим занимается.
- Джанель Луа, которой удалось подружить NewsletterOS и PodcastOS с инструментарием No-Code, пользуется этим опытом на новой работе в On Deck, где ей доведется познакомиться со многими творческими людьми, для которых придется поработать — и она сможет сделать для них больше, так как не бросает текущих сайд-проектов.
- Группы Джека Конте Scary Pockets и Pomplamoose помогают ему развивать глубокую эмпатию, доверительность и дают ему отдушину, которая так нужна ему в повседневной работе на должности CEO в Patreon.
- Трой Хант вел блог и писал онлайн много лет, пока, наконец, не нашел для себя комфортную нишу в качестве «безопасника» в рамках своего сайд-проекта HaveIBeenPwned.com. Это окольный путь к успеху — вы должны позволить себе месяцами и годами блуждать по целине, пока не найдете что-то свое. Не бросайте основную работу.
Для тех, кто творит по совместительству, определяющим источником синергии творчества с повседневной занятостью является опыт. Опыт — это специфичные и неявные знания. Все, чему тебя не научат, все суждения, оттачиваемые на практике, все нерассказанные истории и релевантные данные, которые ты помнишь буквально на ощупь. Твой послужной список также обеспечивает тебе репутацию, хотя и не стоит чрезмерно выпячивать многообразие тем, на которые ты можешь высказаться.
- Если ты можешь лаконично донести свой опыт, то ты достойный консультант.
- Если ты можешь упаковать его в виде легко воспроизводимого процесса, то ваш сервис монетизируется.
- Если вы можете создать что-то ценное, безотносительно потраченного времени, то у вас есть продукт.
- Нет нужды выбирать; можно предложить все три этих варианта, распределив их на разные уровни (1x, 2x, 5x), чтобы удовлетворить потребности клиента, варьируя ценообразование по принципу Сделай сам, Сделаем вместе, Сделаю для вас. Выручка повышается, но и сложность растет.
Этот цикл обратной связи работает и в противоположную сторону. Венчурные капиталисты называют такой феномен «Приглашенное предпринимательство» — бывшие или будущие CEO просто сидят на планерках, дают консультации и высматривают идеи. Расстановка сил полностью меняется, если человека, творящего по совместительству, берут на работу в качестве «приглашенного предпринимателя», а не «дают работу».
Рабочий цикл при творчестве по совместительству
Day job // Основная работа
Side project // Сайд-проект
Expertise & Credibility // Опыт и репутация
Expertise & Perspective // Опыт и видение
Наконец, те, кто творит в свободное время, но имеет «настоящую» работу бесконечно органичнее, чем те, кто работает на фултайме. Так они могут чувствовать себя уверенно и не упираться в мета-творческий потолок. Это ловушка, в которую попадают многие неопытные фултаймеры, так как решают себя интересных задач и уникального опыта.
Средний творческий путь для творческого среднего класса
Думаю, есть МНОЖЕСТВО тех, кто ищет средний путь между исправным сотрудником «Моя компания — моя жизнь» и «непрогибающимся» ронином. Мы предаемся эскапизму в соцсетях, но нам как бы нравится карьера рабочих лошадок.
Но прошли те времена, когда можно было проработать 45 лет в одной компании и потом выйти на пенсию, несмотря на то, что прочили нам наши родители. Необходимо нарабатывать собственную самоценность, поскольку наши долгосрочные интересы просто не сочетаются с интересами работодателя.
Надеюсь, что работодатели будут воспринимать «творческих совместителей» все положительнее, но, в конечном итоге, считаю, что уже в нынешнем положении многие сотрудники могут перейти к такому режиму работы. Сегодня такая практика не только уместна, но и остро нужна. Все мы по горло сыты контентом, нашпигованным SEO и ширпотребом, приведенным к наименьшему общему знаменателю. Те, кто творит по совместительству, могут предложить гораздо больше разнообразия, креативности и уникального опыта, чтобы закрыть любую нужную нишу. Они могут зарабатывать, делиться ценными знаниями и делать это с большим достоинством.
Такова моя голубая мечта о процветающем творческом среднем классе. Нас таких уже десятки. Присоединяйтесь!
Наши серверы можно использовать для любых пет-проджектов.
Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!