[Перевод] Магические сигнатуры методов в C#

eme-kcq3ibdhu3fdws2y8y0tpau.jpeg?v=1

Представляю вашему вниманию перевод статьи The Magical Methods in C# автора CEZARY PIĄTEK.

Есть определенный набор сигнатур методов в C#, имеющих поддержку на уровне языка. Методы с такими сигнатурами позволяют использовать специальный синтаксис со всеми его преимуществами. Например, с их помощью можно упростить наш код или создать DSL для того, чтобы выразить решение проблемы более красивым образом. Я встречаюсь с такими методами повсеместно, так что я решил написать пост и обобщить все мои находки по этой теме, а именно:


  • Синтаксис инициализации коллекций
  • Синтаксис инициализации словарей
  • Деконструкторы
  • Пользовательские awaitable типы
  • Паттерн query expression


Синтаксис инициализации коллекций

Синтаксис инициализации коллекции довольно старая фича, т. к. она существует с C# 3.0 (выпущен в конце 2007 года). Напомню, синтаксис инициализации коллекции позволяет создать список с элементами в одном блоке:

var list = new List { 1, 2, 3 };

Этот код эквивалентен приведенному ниже:

var list = new List();
list.Add(1);
list.Add(2);
list.Add(3);

Возможность использования синтаксиса инициализации коллекции не ограничивается только классами из BCL. Он может быть использован с любым типом, удовлетворяющим следующим условиям:


  • тип имплементирует интерфейс IEnumerable
  • тип имеет метод с сигнатурой void Add(T item)
public class CustomList: IEnumerable
{
    public IEnumerator GetEnumerator() => throw new NotImplementedException();
    public void Add(T item) => throw new NotImplementedException();
}

Мы можем добавить поддержку синтаксиса инициализации коллекции, определив Add как метод расширения:

public static class ExistingTypeExtensions
{
    public static void Add(ExistingType @this, T item) => throw new NotImplementedException();
}

Этот синтаксис также можно использовать для вставки элементов в поле-коллекцию без публичного сеттера:

class CustomType
{
    public List CollectionField { get; private set; }  = new List();
}

class Program
{
    static void Main(string[] args)
    {
        var obj = new CustomType
        {
            CollectionField =
            {
                "item1",
                "item2"
            }
        };
    }
}

Синтаксис инициализации коллекции полезен при инициализации коллекции известным числом элементов. Но что если мы хотим создать коллекцию с переменным числом элементов? Для этого есть менее известный синтаксис:

var obj = new CustomType
{
    CollectionField =
    {
        { existingItems }
    }
};

Такое возможно для типов, удовлетворяющих следующим условиям:


  • тип имплементирует интерфейс IEnumerable
  • тип имеет метод с сигнатурой void Add(IEnumerable items)
public class CustomList: IEnumerable
{
    public IEnumerator GetEnumerator() => throw new NotImplementedException();
    public void Add(IEnumerable items) => throw new NotImplementedException();
}

К сожалению, массивы и коллекции из BCL не реализуют метод void Add(IEnumerable items), но мы можем изменить это, определив метод расширения для существующих типов коллекций:

public static class ListExtensions
{
    public static void Add(this List @this, IEnumerable items) => @this.AddRange(items);
}

Благодаря этому мы можем написать следующее:

var obj = new CustomType
{
    CollectionField =
    {
        { existingItems.Where(x => /*Filter items*/).Select(x => /*Map items*/) }
    }
};

Или даже собрать коллекцию из смеси индивидуальных элементов и результатов нескольких перечислений (IEnumerable):

var obj = new CustomType
{
    CollectionField =
    {
        individualElement1,
        individualElement2,
        { list1.Where(x => /*Filter items*/).Select(x => /*Map items*/) },
        { list2.Where(x => /*Filter items*/).Select(x => /*Map items*/) },
    }
};

Без подобного синтаксиса очень сложно получить подобный результат в блоке инициализации.

Я узнал об этой фиче совершенно случайно, когда работал с маппингами для типов с полями-коллекциями, сгенерированными из контрактов protobuf. Для тех, кто не знаком с protobuf: если вы используете grpctools для генерации типов .NET из файлов proto, все поля-коллекции генерируются подобным образом:

[DebuggerNonUserCode]
public RepeatableField SomeCollectionField
{
    get
    {
        return this.someCollectionField_;
    }
}

Как можно заметить, поля-коллекции не имеют сеттер, но RepeatableField реализует метод void Add(IEnumerable items), так что мы по-прежнему можем инициализировать их в блоке инициализации:

/// 
/// Adds all of the specified values into this collection. This method is present to
/// allow repeated fields to be constructed from queries within collection initializers.
/// Within non-collection-initializer code, consider using the equivalent 
/// method instead for clarity.
/// 
/// The values to add to this collection.
public void Add(IEnumerable values)
{
    AddRange(values);
}


Синтаксис инициализации словарей

Одна из крутых фич C# 6.0 — инициализация словаря по индексу, которая упростила синтаксис инициализации словарей. Благодаря ей мы можем писать более читаемый код:

var errorCodes = new Dictionary
{
    [404] = "Page not Found",
    [302] = "Page moved, but left a forwarding address.",
    [500] = "The web server can't come out to play today."
};

Этот код эквивалентен следующему:

var errorCodes = new Dictionary();
errorCodes[404] = "Page not Found";
errorCodes[302] = "Page moved, but left a forwarding address.";
errorCodes[500] = "The web server can't come out to play today.";

Это немного, но это определенно упрощает написание и чтение кода.

Лучшее в инициализации по индексу — это то, что она не ограничивается классом Dictionary и может быть использована с любым другим типом, определившим индексатор:

class HttpHeaders
{
    public string this[string key]
    {
        get => throw new NotImplementedException();
        set => throw new NotImplementedException();
    }
}

class Program
{
    static void Main(string[] args)
    {
        var headers = new HttpHeaders
        {
            ["access-control-allow-origin"] = "*",
            ["cache-control"] = "max-age=315360000, public, immutable"
        };
    }
}


Деконструкторы

В C# 7.0 помимо кортежей был добавлен механизм деконструкторов. Они позволяют декомпозировать кортеж в набор отдельных переменных:

var point = (5, 7);
// decomposing tuple into separated variables
var (x, y) = point;

Что эквивалентно следующему:

ValueTuple point = new ValueTuple(1, 4);
int x = point.Item1;
int y = point.Item2;

Этот синтаксис позволяет обменять значения двух переменных без явного объявления третьей:

int x = 5, y = 7;
//switch
(x, y) = (y,x);

Или использовать более краткий метод инициализации членов класса:

class Point
{
    public int X { get; }
    public int Y { get; }

    public Point(int x, int y)  => (X, Y) = (x, y);
}

Деконструкторы могут быть использованы не только с кортежами, но и с другими типами. Для использования деконструкции типа этот тип должен реализовывать метод, подчиняющийся следующим правилам:


  • метод называется Deconstruct
  • метод возвращает void
  • все параметры метода имеют модификатор out

Для нашего типа Point мы можем объявить деконструктор следующим образом:

class Point
{
    public int X { get; }
    public int Y { get; }

    public Point(int x, int y) => (X, Y) = (x, y);

    public void Deconstruct(out int x, out int y) => (x, y) = (X, Y);
}

Пример использования приведен ниже:

var point = new Point(2, 4);
var (x, y) = point;

«Под капотом» он превращается в следующее:

int x;
int y;
new Point(2, 4).Deconstruct(out x, out y);

Деконструкторы могут быть добавлены к типам с помощью методов расширения:

public static class PointExtensions
{
     public static void Deconstruct(this Point @this, out int x, out int y) => (x, y) = (@this.X, @this.Y);
}

Один из самых полезных примеров применения деконструкторов — это деконструкция KeyValuePair, которая позволяет с легкостью получить доступ к ключу и значению во время итерирования по словарю:

foreach (var (key, value) in new Dictionary { [1] = "val1", [2] = "val2" })
{
    //TODO: Do something
}

KeyValuePair.Deconstruct(TKey, TValue) доступно только с netstandard2.1. Для предыдущих версий netstandard нам нужно использовать ранее приведенный метод расширения.


Пользовательские awaitable типы

C# 5.0 (выпущен вместе с Visual Studio 2012) ввел механизм async/await, который стал переворотом в области асинхронного программирования. Прежде вызов асинхронного метода представлял собой запутанный код, особенно когда таких вызовов было несколько:

void DoSomething()
{
    DoSomethingAsync().ContinueWith((task1) => {
        if (task1.IsCompletedSuccessfully)
        {
            DoSomethingElse1Async(task1.Result).ContinueWith((task2) => {
                if (task2.IsCompletedSuccessfully)
                {
                    DoSomethingElse2Async(task2.Result).ContinueWith((task3) => {
                        //TODO: Do something
                    });
                }
            });
        }
    });
}

private Task DoSomethingAsync() => throw new NotImplementedException();
private Task DoSomethingElse1Async(int i) => throw new NotImplementedException();
private Task DoSomethingElse2Async(int i) => throw new NotImplementedException();

Это может быть переписано намного красивее с использованием синтаксиса async/await:

async Task DoSomething()
{
    var res1 = await DoSomethingAsync();
    var res2 = await DoSomethingElse1Async(res1);
    await DoSomethingElse2Async(res2);
}

Это может прозвучать удивительно, но ключевое слово await не зарезервировано только под использование с типом Task. Оно может быть использовано с любым типом, который имеет метод GetAwaiter, возвращающий удовлетворяющий следующим требованиям тип:


  • тип имплементирует интерфейс System.Runtime.CompilerServices.INotifyCompletion и реализует метод void OnCompleted(Action continuation)
  • тип имеет свойство IsCompleted логического типа
  • тип имеет метод GetResult без параметров

Для добавления поддержки ключевого слова await к пользовательскому типу мы должны определить метод GetAwaiter, возвращающий TaskAwaiter или пользовательский тип, удовлетворяющий приведенным выше условиям:

class CustomAwaitable
{
    public CustomAwaiter GetAwaiter() => throw new NotImplementedException();
}

class CustomAwaiter: INotifyCompletion
{
    public void OnCompleted(Action continuation) => throw new NotImplementedException();

    public bool IsCompleted => throw new NotImplementedException();

    public void GetResult() => throw new NotImplementedException();
}

Вы можете спросить: «Каков возможный сценарий использования синтаксиса await с пользовательским awaitable типом?». Если это так, то я рекомендую вам прочитать статью Stephen Toub под названием «await anything», которая показывает множество интересных примеров.


Паттерн query expression

Лучшее нововведение C# 3.0 — Language-Integrated Query, также известное как LINQ, предназначенное для манипулирования коллекциями с SQL-подобным синтаксисом. LINQ имеет две вариации: SQL-подобный синтаксис и синтаксис методов расширения. Я предпочитаю второй вариант, т. к. по моему мнению он более читаем, а также потому что я привык к нему. Интересный факт о LINQ заключается в том, что SQL-подобный синтаксис во время компиляции транслируется в синтаксис методов расширения, т. к. это фича C#, а не CLR. LINQ был разработан в первую очередь для работы с типами IEnumerable, IEnumerable и IQuerable, но он не ограничен только ими, и мы можем использовать его с любым типом, удовлетворяющим требованиям паттерна query expression. Полный набор сигнатур методов, используемых LINQ, таков:

class C
{
    public C Cast();
}

class C : C
{
    public C Where(Func predicate);

    public C Select(Func selector);

    public C SelectMany(Func> selector, Func resultSelector);

    public C Join(C inner, Func outerKeySelector, Func innerKeySelector, Func resultSelector);

    public C GroupJoin(C inner, Func outerKeySelector, Func innerKeySelector, Func,V> resultSelector);

    public O OrderBy(Func keySelector);

    public O OrderByDescending(Func keySelector);

    public C> GroupBy(Func keySelector);

    public C> GroupBy(Func keySelector, Func elementSelector);
}

class O : C
{
    public O ThenBy(Func keySelector);

    public O ThenByDescending(Func keySelector);
}

class G : C
{
    public K Key { get; }
}

Разумеется, мы не обязаны реализовывать все эти методы для того, чтобы использовать синтаксис LINQ с нашим пользовательским типом. Список обязательных операторов и методов LINQ для них можно посмотреть здесь. Действительно хорошее объяснение того, как это сделать, можно найти в статье Understand monads with LINQ автора Miłosz Piechocki.


Подведение итогов

Цель этой статьи заключается вовсе не в том, чтобы убедить вас злоупотреблять этими синтаксическими трюками, а в том, чтобы сделать их более понятными. С другой стороны, их нельзя всегда избегать. Они были разработаны для того, чтобы их использовать, и иногда они могут сделать ваш код лучше. Если вы боитесь, что получившийся код будет непонятен вашим коллегам, вам нужно найти способ поделиться знаниями с ними (или хотя бы ссылкой на эту статью). Я не уверен, что это полный набор таких «магических методов», так что если вы знаете еще какие-то — пожалуйста, поделитесь в комментариях.

© Habrahabr.ru