[Перевод] Магические сигнатуры методов в C#
Представляю вашему вниманию перевод статьи The Magical Methods in C# автора CEZARY PIĄTEK.
Есть определенный набор сигнатур методов в C#, имеющих поддержку на уровне языка. Методы с такими сигнатурами позволяют использовать специальный синтаксис со всеми его преимуществами. Например, с их помощью можно упростить наш код или создать DSL для того, чтобы выразить решение проблемы более красивым образом. Я встречаюсь с такими методами повсеместно, так что я решил написать пост и обобщить все мои находки по этой теме, а именно:
- Синтаксис инициализации коллекций
- Синтаксис инициализации словарей
- Деконструкторы
- Пользовательские awaitable типы
- Паттерн query expression
Синтаксис инициализации коллекций
Синтаксис инициализации коллекции довольно старая фича, т. к. она существует с C# 3.0 (выпущен в конце 2007 года). Напомню, синтаксис инициализации коллекции позволяет создать список с элементами в одном блоке:
var list = new List { 1, 2, 3 };
Этот код эквивалентен приведенному ниже:
var list = new List();
list.Add(1);
list.Add(2);
list.Add(3);
Возможность использования синтаксиса инициализации коллекции не ограничивается только классами из BCL. Он может быть использован с любым типом, удовлетворяющим следующим условиям:
- тип имплементирует интерфейс
IEnumerable
- тип имеет метод с сигнатурой
void Add(T item)
public class CustomList: IEnumerable
{
public IEnumerator GetEnumerator() => throw new NotImplementedException();
public void Add(T item) => throw new NotImplementedException();
}
Мы можем добавить поддержку синтаксиса инициализации коллекции, определив Add
как метод расширения:
public static class ExistingTypeExtensions
{
public static void Add(ExistingType @this, T item) => throw new NotImplementedException();
}
Этот синтаксис также можно использовать для вставки элементов в поле-коллекцию без публичного сеттера:
class CustomType
{
public List CollectionField { get; private set; } = new List();
}
class Program
{
static void Main(string[] args)
{
var obj = new CustomType
{
CollectionField =
{
"item1",
"item2"
}
};
}
}
Синтаксис инициализации коллекции полезен при инициализации коллекции известным числом элементов. Но что если мы хотим создать коллекцию с переменным числом элементов? Для этого есть менее известный синтаксис:
var obj = new CustomType
{
CollectionField =
{
{ existingItems }
}
};
Такое возможно для типов, удовлетворяющих следующим условиям:
- тип имплементирует интерфейс
IEnumerable
- тип имеет метод с сигнатурой
void Add(IEnumerable
items)
public class CustomList: IEnumerable
{
public IEnumerator GetEnumerator() => throw new NotImplementedException();
public void Add(IEnumerable items) => throw new NotImplementedException();
}
К сожалению, массивы и коллекции из BCL не реализуют метод void Add(IEnumerable
, но мы можем изменить это, определив метод расширения для существующих типов коллекций:
public static class ListExtensions
{
public static void Add(this List @this, IEnumerable items) => @this.AddRange(items);
}
Благодаря этому мы можем написать следующее:
var obj = new CustomType
{
CollectionField =
{
{ existingItems.Where(x => /*Filter items*/).Select(x => /*Map items*/) }
}
};
Или даже собрать коллекцию из смеси индивидуальных элементов и результатов нескольких перечислений (IEnumerable):
var obj = new CustomType
{
CollectionField =
{
individualElement1,
individualElement2,
{ list1.Where(x => /*Filter items*/).Select(x => /*Map items*/) },
{ list2.Where(x => /*Filter items*/).Select(x => /*Map items*/) },
}
};
Без подобного синтаксиса очень сложно получить подобный результат в блоке инициализации.
Я узнал об этой фиче совершенно случайно, когда работал с маппингами для типов с полями-коллекциями, сгенерированными из контрактов protobuf
. Для тех, кто не знаком с protobuf
: если вы используете grpctools для генерации типов .NET из файлов proto
, все поля-коллекции генерируются подобным образом:
[DebuggerNonUserCode]
public RepeatableField SomeCollectionField
{
get
{
return this.someCollectionField_;
}
}
Как можно заметить, поля-коллекции не имеют сеттер, но RepeatableField
реализует метод void Add(IEnumerable items)
, так что мы по-прежнему можем инициализировать их в блоке инициализации:
///
/// Adds all of the specified values into this collection. This method is present to
/// allow repeated fields to be constructed from queries within collection initializers.
/// Within non-collection-initializer code, consider using the equivalent
/// method instead for clarity.
///
/// The values to add to this collection.
public void Add(IEnumerable values)
{
AddRange(values);
}
Синтаксис инициализации словарей
Одна из крутых фич C# 6.0 — инициализация словаря по индексу, которая упростила синтаксис инициализации словарей. Благодаря ей мы можем писать более читаемый код:
var errorCodes = new Dictionary
{
[404] = "Page not Found",
[302] = "Page moved, but left a forwarding address.",
[500] = "The web server can't come out to play today."
};
Этот код эквивалентен следующему:
var errorCodes = new Dictionary();
errorCodes[404] = "Page not Found";
errorCodes[302] = "Page moved, but left a forwarding address.";
errorCodes[500] = "The web server can't come out to play today.";
Это немного, но это определенно упрощает написание и чтение кода.
Лучшее в инициализации по индексу — это то, что она не ограничивается классом Dictionary
и может быть использована с любым другим типом, определившим индексатор:
class HttpHeaders
{
public string this[string key]
{
get => throw new NotImplementedException();
set => throw new NotImplementedException();
}
}
class Program
{
static void Main(string[] args)
{
var headers = new HttpHeaders
{
["access-control-allow-origin"] = "*",
["cache-control"] = "max-age=315360000, public, immutable"
};
}
}
Деконструкторы
В C# 7.0 помимо кортежей был добавлен механизм деконструкторов. Они позволяют декомпозировать кортеж в набор отдельных переменных:
var point = (5, 7);
// decomposing tuple into separated variables
var (x, y) = point;
Что эквивалентно следующему:
ValueTuple point = new ValueTuple(1, 4);
int x = point.Item1;
int y = point.Item2;
Этот синтаксис позволяет обменять значения двух переменных без явного объявления третьей:
int x = 5, y = 7;
//switch
(x, y) = (y,x);
Или использовать более краткий метод инициализации членов класса:
class Point
{
public int X { get; }
public int Y { get; }
public Point(int x, int y) => (X, Y) = (x, y);
}
Деконструкторы могут быть использованы не только с кортежами, но и с другими типами. Для использования деконструкции типа этот тип должен реализовывать метод, подчиняющийся следующим правилам:
- метод называется
Deconstruct
- метод возвращает
void
- все параметры метода имеют модификатор
out
Для нашего типа Point
мы можем объявить деконструктор следующим образом:
class Point
{
public int X { get; }
public int Y { get; }
public Point(int x, int y) => (X, Y) = (x, y);
public void Deconstruct(out int x, out int y) => (x, y) = (X, Y);
}
Пример использования приведен ниже:
var point = new Point(2, 4);
var (x, y) = point;
«Под капотом» он превращается в следующее:
int x;
int y;
new Point(2, 4).Deconstruct(out x, out y);
Деконструкторы могут быть добавлены к типам с помощью методов расширения:
public static class PointExtensions
{
public static void Deconstruct(this Point @this, out int x, out int y) => (x, y) = (@this.X, @this.Y);
}
Один из самых полезных примеров применения деконструкторов — это деконструкция KeyValuePair
, которая позволяет с легкостью получить доступ к ключу и значению во время итерирования по словарю:
foreach (var (key, value) in new Dictionary { [1] = "val1", [2] = "val2" })
{
//TODO: Do something
}
KeyValuePair
доступно только с netstandard2.1
. Для предыдущих версий netstandard
нам нужно использовать ранее приведенный метод расширения.
Пользовательские awaitable типы
C# 5.0 (выпущен вместе с Visual Studio 2012) ввел механизм async/await
, который стал переворотом в области асинхронного программирования. Прежде вызов асинхронного метода представлял собой запутанный код, особенно когда таких вызовов было несколько:
void DoSomething()
{
DoSomethingAsync().ContinueWith((task1) => {
if (task1.IsCompletedSuccessfully)
{
DoSomethingElse1Async(task1.Result).ContinueWith((task2) => {
if (task2.IsCompletedSuccessfully)
{
DoSomethingElse2Async(task2.Result).ContinueWith((task3) => {
//TODO: Do something
});
}
});
}
});
}
private Task DoSomethingAsync() => throw new NotImplementedException();
private Task DoSomethingElse1Async(int i) => throw new NotImplementedException();
private Task DoSomethingElse2Async(int i) => throw new NotImplementedException();
Это может быть переписано намного красивее с использованием синтаксиса async/await
:
async Task DoSomething()
{
var res1 = await DoSomethingAsync();
var res2 = await DoSomethingElse1Async(res1);
await DoSomethingElse2Async(res2);
}
Это может прозвучать удивительно, но ключевое слово await
не зарезервировано только под использование с типом Task
. Оно может быть использовано с любым типом, который имеет метод GetAwaiter
, возвращающий удовлетворяющий следующим требованиям тип:
- тип имплементирует интерфейс
System.Runtime.CompilerServices.INotifyCompletion
и реализует методvoid OnCompleted(Action continuation)
- тип имеет свойство
IsCompleted
логического типа - тип имеет метод
GetResult
без параметров
Для добавления поддержки ключевого слова await
к пользовательскому типу мы должны определить метод GetAwaiter
, возвращающий TaskAwaiter
или пользовательский тип, удовлетворяющий приведенным выше условиям:
class CustomAwaitable
{
public CustomAwaiter GetAwaiter() => throw new NotImplementedException();
}
class CustomAwaiter: INotifyCompletion
{
public void OnCompleted(Action continuation) => throw new NotImplementedException();
public bool IsCompleted => throw new NotImplementedException();
public void GetResult() => throw new NotImplementedException();
}
Вы можете спросить: «Каков возможный сценарий использования синтаксиса await
с пользовательским awaitable типом?». Если это так, то я рекомендую вам прочитать статью Stephen Toub под названием «await anything», которая показывает множество интересных примеров.
Паттерн query expression
Лучшее нововведение C# 3.0 — Language-Integrated Query, также известное как LINQ, предназначенное для манипулирования коллекциями с SQL-подобным синтаксисом. LINQ имеет две вариации: SQL-подобный синтаксис и синтаксис методов расширения. Я предпочитаю второй вариант, т. к. по моему мнению он более читаем, а также потому что я привык к нему. Интересный факт о LINQ заключается в том, что SQL-подобный синтаксис во время компиляции транслируется в синтаксис методов расширения, т. к. это фича C#, а не CLR. LINQ был разработан в первую очередь для работы с типами IEnumerable
, IEnumerable
и IQuerable
, но он не ограничен только ими, и мы можем использовать его с любым типом, удовлетворяющим требованиям паттерна query expression. Полный набор сигнатур методов, используемых LINQ, таков:
class C
{
public C Cast();
}
class C : C
{
public C Where(Func predicate);
public C Select(Func selector);
public C SelectMany(Func> selector, Func resultSelector);
public C Join(C inner, Func outerKeySelector, Func innerKeySelector, Func resultSelector);
public C GroupJoin(C inner, Func outerKeySelector, Func innerKeySelector, Func,V> resultSelector);
public O OrderBy(Func keySelector);
public O OrderByDescending(Func keySelector);
public C> GroupBy(Func keySelector);
public C> GroupBy(Func keySelector, Func elementSelector);
}
class O : C
{
public O ThenBy(Func keySelector);
public O ThenByDescending(Func keySelector);
}
class G : C
{
public K Key { get; }
}
Разумеется, мы не обязаны реализовывать все эти методы для того, чтобы использовать синтаксис LINQ
с нашим пользовательским типом. Список обязательных операторов и методов LINQ
для них можно посмотреть здесь. Действительно хорошее объяснение того, как это сделать, можно найти в статье Understand monads with LINQ автора Miłosz Piechocki.
Подведение итогов
Цель этой статьи заключается вовсе не в том, чтобы убедить вас злоупотреблять этими синтаксическими трюками, а в том, чтобы сделать их более понятными. С другой стороны, их нельзя всегда избегать. Они были разработаны для того, чтобы их использовать, и иногда они могут сделать ваш код лучше. Если вы боитесь, что получившийся код будет непонятен вашим коллегам, вам нужно найти способ поделиться знаниями с ними (или хотя бы ссылкой на эту статью). Я не уверен, что это полный набор таких «магических методов», так что если вы знаете еще какие-то — пожалуйста, поделитесь в комментариях.