[Перевод] Как трёх программистов уволили из-за единственного сбоя в приложении
Сейчас я тружусь на своей третьей работе. С первой работы меня уволили, со второй я ушла сама. Но увольнение стало для меня ужасным опытом. Я никогда не говорила никому об этом, ни друзьям, ни новым коллегам. Я чувствовала стыд и унижение, поэтому придумала причину ухода с последнего места работы.
Я работала в стартапе, которому исполнился только один год. Основали его четверо партнёров. У них был только один ангел-инвестор и они искали новых. В основном они разрабатывали корпоративные системы.
Вы знаете, что у стартапов есть множество проблем. Одна из главных — это финансирование. В начале стартапу нужно проделать много работы, но у него недостаточно ресурсов. Он платит меньше, но ожидает большей отдачи от разработчиков.
Я пришла в него в феврале 2019 года. Спустя три месяца меня повысили со стажёра до джуниора (младшего специалиста). В период стажировки мне платили всего 100 долларов в месяц, но я не сожалела об этом, потому что мне нужен был опыт работы.
Всего в стартапе было пять программистов. Все они выполняли большой объём работ. Нам приходилось оставаться после работы по крайней мере четыре из шести рабочих дней в неделю, но компания не платила нам за переработки, даже не говорила «спасибо». Руководство считало переработки чем-то обычным.
Это красный флаг для разработчиков. Если оказывается, что компания всегда заставляет вас работать больше нормы без дополнительных доплат, то планируйте уходить с этой работы, потому что ситуация скорее всего не изменится.
CTO (техдиректор) выдавал нам все задачи на неделю. Его не беспокоило, как быстро или медленно мы их выполняем. Но он всегда давал нам кучу работы, сделать которую за неделю было бы сложно даже сениору (старшему специалисту).
У нас не было сениор-программистов. Все мы были джуниорами. В команде не было ни тестера, ни дизайнера. Нам приходилось работать минимум по девять-десять часов в день, по 54–60 часов в неделю. Если ты не работал в таком темпе, то терял работу.
Если кто-то не успевал выполнить все задачи вовремя, то CTO унижал его перед всеми другими разработчиками. Он был одним из партнёров, поэтому мы не могли жаловаться на него вышестоящему руководству.
Если кто-то опаздывал на работу на пять минут, то ему платили половину дневной ставки. Но никто не получал прибавки, когда приходилось работать лишних один-два часа.
Я пропустила два собеседования, потому что не смогла найти время на них, а моя должность не позволяла рисковать потерей этой работы.
Однажды CEO (гендиректор) взял новый проект, который нужно было выполнить за полтора месяца: мобильное приложение и веб-платформа для сборки специализированной платформы эксплуатации и сопровождения программ.
Изначально планировалось, что мы создадим прототип и покажем его потенциальному инвестору, чтобы получить инвестиции. CTO сказал нам, что очень сложно добиться встречи с этим инвестором, поэтому мы обязаны собрать прототип за полтора месяца.
Полтора месяца — очень плотный график для любой команды. Мы были очень подавлены, когда услышали, что нужно успеть за такой короткий срок. Мы знали, что всем нам придётся много перерабатывать.
Для этого проекта выбрали трёх разработчиков, в том числе и меня. Один был бэкенд-разработчиком, второй — мобильным разработчиком на Flutter, а третий — фронтенд-разработчиком (то есть я).
Но мы всё равно справились вовремя. Разумеется, в коде были баги. Мы говорили об этом и CTO, и CEO. Похоже, это их напрягло, но поначалу они ничего не говорили.
Приложение вылетело на мобильном устройстве при демонстрации инвесторам. Оно вылетело из-за текстового поля. В это текстовое поле нужно было вводить числа, а CEO ввёл числа и символы.
Для хранения данных при быстрой разработке мы использовали Firebase Cloud Firestore. Когда пользователь отправил Firestore со стороны мобильного фронтенда строковые данные вместо числовых, приложение вылетело.
Инвесторы отказались вкладывать средства. На мой взгляд, разумеется, первую ошибку сделал CTO. Он ни за что не должен был брать этот проект на такой короткий срок.
Вторую ошибку сделал CEO. Он даже не попробовал поработать с приложением, прежде чем презентовать его инвесторам. Ему нужно было подготовиться, ведь в любом приложении есть баги. А если разрабатываешь проект за полтора месяца и без тестирования, их будет много.
Современные молодые предприниматели имеют множество преимуществ, но одну серьёзную проблему — нехватку опыта. Если бы его было больше, рабочая среда в стартапе стала бы более продуктивной.
Однако после отказа инвесторов CEO хотел получить чёткое объяснение от CTO. Как обычно, тот не сказал, что проблема заключалась в сроках. CTO сказал, что проблемой были мы. Так мы стали козлами отпущения.
Я занималась фронтендом веб-разработки и никак не касалась мобильной разработки, но меня всё равно уволили. Мне сказали, что дизайн плох, и я этого не отрицаю. Но я не дизайнер, и это нужно было учитывать.
Согласно рабочему договору, нас должны были уведомить за два месяца до увольнения. Но поскольку CEO был в гневе, он уволил нас сразу же с выплатой двухмесячной зарплаты.
Я благодарна этой компании, потому что получила отпуск на два месяца. За это время я успела пройти собеседование в семи компаниях и найти работу.
Но я никогда не забуду этот позор. Знаю, что мне не стоит относиться к этому так, но воспоминания всё равно меня преследуют.
Никто не идеален. Работодатели, постарайтесь это понять. Я не хочу сказать, что мы лучшие программисты, но от нас не стоило требовать столь многого при плохом менеджменте, неопытном CTO, и учитывая, что мы были низкооплачиваемыми джуниорами.
Не все руководители одинаковы. Я лично знакома с отличными CEO и CTO. Но почему-то это стало моим худшим рабочим опытом и одним из худших событий в жизни.
И я хочу сказать всем разработчикам, что не стоит работать в таком месте, где вас не уважают, не ценят и оказывают сильное давление. Если бы я осталась там ещё на шесть месяцев, это бы замедлило мою карьеру на два года.
Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух ЦОДах в Москве; colocation GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов. Лицензии связи, SSL-сертификаты. Администрирование серверов и поддержка сайтов. UPTIME за последние годы составляет 100%.