[Перевод] Как и почему эмодзи портят онлайн-переписку

jdgocptx2ltbqoumt9tgzvbl9qi.jpeg

Разве могут эти милые значки могут испортить ваши отношения с подписчками или навредить в личной переписке? А что на счёт онлайн-переписки с коллегами в условиях дистанционной работы? Автор статьи на всё отвечает «да». Более того, между многобукаф и многосмайлоф он выбирает первое, считая это за меньшее зло. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, он вводит критерии качества общения и выстраивает соответствующую аргументацию.

Несколько недель назад я опубликовал в Instagram Stories саморекламы пост. Через полчаса я обнаружил, что подписчики положительно отреагировали на него. Вроде бы всё хорошо, но давайте посмотрим внимательнее.

xgytkuisbaabo3zvlegvdaopuq4.png

Изображение: Lazlo Barclay

Присмотревшись, я понял, что на самом деле всё грустно. Шесть последних комментаторов просто ткнули на одну из 8 часто используемых эмодзи, не написав ни слова. И я по-прежнему не знал, что же думает каждый из них. Большинство подписчиков просто использовали плюс-минус одни и те же эмодзи. Получается, что шесть одинаковых эмодзи мог отправить один и тот же человек. От этого ничего бы не изменилось.

Мы часто говорим, что время нашего общения в цифровом пространстве превышает время живого общения. Но насколько это сопоставимо по качеству? Можно ли найти по этой теме какие-то исследования? По каким критериям можно сравнить качество этих двух типов коммуникации?

Общение и распознавание


Естественные языки, которые мы используем в речи, позволяют обмениваться детальной информацией о материальных объектах и абстракциях. Это уникальная способность позволяет нам успешно существовать как вид.

Речь, в той или иной форме, служит для нас основным средством коммуникации. До изобретения письменности (около 5 500 лет назад) люди могли общаться устно (слова, междометия и отдельные звуки) и с помощью жестов. Назовём это естественным способом коммуникации.

Качественное распознавание (валидация) — секрет построения хороших человеческих отношений.
Речевая коммуникация, проще говоря, разговор — это сложный, составной навык, включающий разные скилы. Один из наиболее важных среди них — распознавание или валидация. Способность понять, корректно распознать, что имел в виду собеседник, сближает людей, вызывает у них доверие друг к другу. Между двумя людьми возникает дружба только в том случае, когда они смогли успешно пройти через огромную цепочку распознаваний (микровалидаций).

Вот несколько примеров корректного распознавания:

  • положительный ответ, согласие: «да», «хорошо» и так далее;
  • одобрительное кивание и улыбка;
  • одобрительные слова и фразы: «поздравляю», «потрясающе» и «молодец»;
  • высказывания, выражающие хорошее отношение: «я люблю тебя» и «ты лучший».

В этой статье я буду говорить про качество распознавания. Я попытаюсь показать несостоятельность бинарного критерия «распознал / не распознал» применительно к человеческой неформальной коммуникации. В частности, это относится к текстовой переписке.
И более того, письменное общение уже успело оказать серьёзное влияние на нашу естественную (и в частности, устную) коммуникацию.

Письменная коммуникация


Изобретение письменности перевернуло игру. Появилась возможность общаться асинхронно. Можно было нацарапать послание на куске папируса. И тогда ослик мог проделать путь в сотню километров, чтобы доставить фараону сообщение (например, о том, что он козёл). Другой пример: прикрепить любовное послание к колодцу рядом с хижиной вашей девушки.

Две главных особенности асинхронной коммуникации:

  • ставки не так высоки: собеседников разделяет время и пространство. Вы вряд ли могли бы обозвать фараона козлом, если бы он стоял прямо перед вами;
  • подготовка: у вас есть много времени, чтобы продумать содержание послания.

При таком способе общения собеседники вынуждены додумывать недостающие детали, например, интонации, отношение и подтексты. В итоге участники переписки становятся друг для друга некими абстрактными образами, удаляющимися от реальности.

Напомню, речь не идёт о формализованном обмене документами в рабочей коммуникации. Также мы оставляем за скобками художественные произведения, которые заставляют задуматься и апеллируют к воображению читателя.

Такой побочный эффект письменного общения порой мешает выстроить нормальные отношения с собеседником, так как взаимодействуют не реальные люди, а их абстрактные образы.

Онлайн-переписка


Со времён фараонов изменилось многое, в том числе и скорость доставки сообщений. Благодаря информационным технологиям эта скорость стала настолько высокой, что письменная коммуникация из асинхронной превратилась в синхронную. Сегодня переписка в социальных сетях является едва ли не самой распространённой формой общения. Казалось бы, такой уровень коммуникации максимально приближен к реальному общению, но прежние проблемы с восприятием остаются:
  1. Разрыв между реальным человеком и его абстрактным образом.
  2. Сложности с обеспечением корректного распознавания посланий из-за недостатка информации.

Переписка в социальных сетях активно вытесняет реальное общение, но не обеспечивает необходимое качество коммуникации. В связи с этим возникает вопрос: решает ли эту проблему возможность отправлять картинки и особенно эмодзи?

Эмодзи


Эмодзи — это современные иероглифы. Сегодня их можно считать самым быстрорастущим языком в мире. За последние 20 лет они стали неотъемлемой частью культуры написания текстовых сообщений. Эмодзи нравятся людям. Исследование 2015 года показало, что 72% британцев в возрасте 18–25 лет предпочитают использовать эмодзи вместо текста (где это возможно). В том же 2015-м британские филологи признали смайлик «плачу от радости»
    
            

© Habrahabr.ru