[Перевод] Как добиться повышенной концентрации внимания во время подготовки к тестам
Каждому из нас в жизни неоднократно приходилось сдавать всевозможные тесты и экзамены — в школе, для получения водительских прав, при поступлении в институт или на языковые курсы и пр. Сегодня мы поговорим о том, как не «перегореть» тем, кто готовится к сдаче GMАT.
Для тех, кто пребывает в счастливом неведении о том, что это такое, поясним — это такой стандартный тест, который определяет способность человека к обучению в бизнес-школах, таких, например, как МВА. Почти все серьезные бизнес-школы взяли на вооружение этот тест и пропускают через него всех, кто претендует на место студента в заведениях такого типа. Исходя из объяснения, можно сделать вывод о том, что люди, готовящиеся к этому тесту — весьма целеустремленные, обладающие развитыми аналитическими способностями. Однако и им ничто человеческое не чуждо — они тоже не всегда могут удерживать концентрацию внимания на нужном уровне, поддаются панике и просто «перегорают».
Поэтому сегодня мы рассмотрим ряд стратегий, направленных именно на повышение уровня концентрации внимания и совершенствованию умения сосредоточиться на главном без ущерба для собственной психики. Причем стратегии эти весьма универсальны и не ограничиваются только подготовкой к важному тесту.
1. Активное присутствие
Помните фразы наших учителей — «Хватит ворон за окном считать!», «Не витай в облаках!»? Каждый из нас иногда сталкивается с тем, что физически присутствуя, например, на лекции или совещании, мысленно находишься совершенно в другом месте, с другими людьми.
Т.е. мы не присутствуем активно, не вовлечены в происходящее. То же самое может происходить с нами и тогда, когда мы пытаемся прочитать и запомнить нужную информацию. Подобный эффект весьма емко охарактеризован следующей фразой: «Гляжу в книгу, а вижу фигу».
Согласитесь, иногда мы часами сидим над одной страницей и не можем запомнить формулу или правила. Либо наоборот: быстро листаем страницы, но спроси нас о том, что же там было — возникнет проблема. Наша главная задача — удержать внимание в нужном русле. Преподаватели Канзасского государственного университета советуют своим студентам делать для этого простое упражнение:
— Сосредоточьтесь на поставленной задаче и держите ее во внимании максимально долго.
— Как только мысли начинают разбегаться в противоположные от поставленной задачи стороны, немедленно скажите себе: «Я должен быть здесь и сейчас».
— Верните все размышления к актуальной задаче.
— Проделывайте это всякий раз, как только внимание начнет «пускаться в плавание».
2. Будьте проактивны в вопросах заботы о собственном здоровье
Очень легко говорить, что в любых обстоятельствах необходимо заботиться о собственном здоровье, что нужно щадить нервную систему, или что собственное самочувствие должно всегда быть на первом месте.
Будем откровенны: мало можно встретить людей, которые накануне важного экзамена говорили бы: «Не буду готовиться, а пойду в спортзал, потом в бассейн, затем хорошенько высплюсь, на завтра запланирую профилактический осмотр у стоматолога и прочее!»
Какие тут бассейны, когда до желанной цели (стать, например, студентом бизнес-школы), осталось совсем чуть-чуть?! Сама мысль об этом кажется нам кощунственной.
И тем не менее… Даже в эти дни высочайшего напряжения мозговой деятельности мы должны находить время на полезные и приятные привычки. Доказано, что немного повышенный уровень возбуждения или стресса помогает быстро принимать правильные решения и мобилизовать все силы организма на решение проблемы.
Ключевое слово в этом предложении — «немного». Как только этот уровень перевалил за «немного», начинаются обратные (вредоносные) реакции. Наша задача — научиться иногда расслабляться и давать себе отдых, а по возможности — восстанавливать потраченные ресурсы.
Для этого запланируйте себе на каждый день хотя бы одно приятное/полезное/расслабляющее действие. Поставьте напоминание или будильник и, как только услышали условленный сигнал, бросайте все, чем бы ни занимались до этого, и посвятите это время себе. Причем, все запланированное время! Не стоит все портить фразой «Ну, ладно, 10 минут похожу и назад, учиться!» Получите удовольствие, смело выбросив из головы все тревожные мысли — об этом вы продолжите думать через час, а пока — есть только вы, ваше здоровье или удовольствие. Сейчас вы — приоритетная задача. Научитесь «подзаряжаться».
3. Определите специальное рабочее пространство в доме
Организаторы тестов проследили интересную закономерность. Если условия, в которых проходит экзамен, отличаются от тех, в которых экзаменуемые проходили пробный тест (например, помещение было более комфортным, появились дополнительные перерывы на перекус или туалет, устная часть экзамена проводилась не за столом, а в уютных креслах; была приятная фоновая музыка), то многие студенты демонстрируют худшие, чем они рассчитывали, результаты.
Почему так происходит? Ведь условия улучшились? Чтобы этого не произошло, сделайте следующее: хотя вы и находитесь под действием предэкзаменационного стресса, постарайтесь найти в себе силы для правильного обустройства своего рабочего места. Почему это важно?
Во-первых, вы можете так организовать рабочее место, что никакие предметы не смогут ненароком направлять ваши мысли в другое русло. Уберите, например, со стола фотографию, сделанную во время последнего отпуска на море, или милые сувенирчики, подаренные близким человеком.
Приятные воспоминания, вызванные остановкой вашего взгляда на них, легко (а, может быть, и надолго) вытеснят из вашей головы основные правила постановки задачи по SMART или принципы формирования бизнес-стратегий.
Во-вторых, ваша работа «приучится» жить в конкретном, специально отведенном для этого месте вашего дома, и не станет делать поползновений на соседние территории. Как только вы покинете «рабочий уголок», «рабочие» мысли тоже покинут голову. И вскоре вы научитесь отключаться от дел, когда пришел «потехе час», ведь жизнь — это не только постоянное покорение новых вершин.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.
© Megamozg