[Перевод] Как AI изменит Голливуд? От трюков Тома Круза до цифровых двойников
Привет, на связи Шерпа Роботикс. Сегодня мы перевели для вас статью про борьбу за рабочие места в Голливуде на фоне внедрения искусственного интеллекта в кинопроизводство. Но так ли ужасна возможность создать свой фильм с помощью AI для любого обычного человека? Без миллионов долларов вложений, без титулованных актеров и сотен сотрудников массовки. В Голливуде вот испугались. На сколько оправдан этот страх? Авторы статьи приводят в пример историю кинематографа, чтобы ответить на этот вопрос.
Том Круз — возможно, самая «аналоговая» звезда Голливуда. Он, как сообщается, однажды пришел в ярость, когда член съемочной группы предложил выполнить опасный трюк с помощью цифрового двойника, воскликнув: «Никакого цифрового Тома! Только Том!».
Для фильма «Миссия: Невыполнима — Смертельное Дело. Часть первая» Круз, которому было 61 год к моменту выхода фильма, лично прыгнул на мотоцикле с трамплина на вершине горы, позволил мотоциклу упасть в каньон, а затем спрыгнул с парашютом в долину. Сложная сцена заняла год планирования и съемок. Скорее всего, она стоила огромных денег. Были использованы некоторые компьютерные эффекты, в том числе цифровое преобразование трамплина в скалистый участок горы. Но никакого цифрового Тома не было. Как и многие другие топ-звезды Голливуда, Круз большую часть своей карьеры боролся с цифровым вторжением в процессы Голливуда, особенно с тем, что могло заменить настоящих людей. Поэтому неудивительно, что в фильме супершпион Этан Хант сталкивается с всепроникающим искусственным интеллектом, известным как «Сущность». Этот враг, как описано в фильме, «везде и нигде», имеет доступ к любой цифровой системе и, в процессе этого, «подрывает саму правду, как мы ее знаем». Это была уместная метафора для собственной болезненной борьбы Голливуда с AI.
В то время, как фильм выходил в кинотеатрах, гильдии актеров и сценаристов Голливуда бастовали. Гильдии беспокоились о обычных проблемах: оплата труда, льготы, прозрачность контрактов и требования к работе. Но больше всего их волновали их рабочие места, так как они боялись, что станут бесполезными из-за генеративного AI.
«Мы хотим иметь возможность сканировать изображение фонового актера, платить ему за половину дня работы, а затем использовать его образ для любых целей вечно без его согласия», — таким образом Гильдия киноактеров Америки охарактеризовала позицию Гильдии продюсеров Америки.
«Мы также хотим иметь возможность вносить изменения в реплики главных актеров и даже создавать новые сцены без их согласия. И мы хотим иметь возможность использовать изображения, образы и выступления людей для обучения новых генеративных AI-систем без согласия или компенсации».
Гильдия сценаристов Америки забеспокоилась, что сценаристы могут быть вынуждены писать черновики, основанные на AI-конспектах, отвечать на замечания AI или обнаружить, что их собственные оригинальные работы переписаны и перестроены программным обеспечением с AI. Иными словами, никто не хочет работать на робота и никто не хотел бы быть замененным им.
Индустрия была единой в своем неприятии цифровых Томов. Но работать с роботом? Это была немного другая история. Как оказалось, AI-инструменты, даже в зачаточном состоянии, уже довольно полезные помощники, особенно для задач организации «большой картины». Создание арки истории может быть такой же важной частью создания сценария, как и написание конкретных реплик, составляющих сцены.
Структура сценария — это самостоятельное сложное искусство. Поэтому, когда Гильдия сценаристов достигла соглашения о прекращении забастовки, ее контракт включал положения, разрешающие сценаристам использовать AI в помощь в своей работе, хотя никакой AI не может быть указан в титрах.
Прежде чем роботы восстанут, они будут партнерами, делая работу творческих работников более легкой и эффективной.
Можно сказать, многое об индустрии по тому, чего она боится. Десятилетиями звезды Голливуда изобретали жуткие истории об опасности искусственного интеллекта. От «Космической Одиссеи 2001» до «Мир Дикого Запада», от «Терминатора» до «Матрицы» интеллектуальным машинам были отведены роль злодеев — бесчеловечных и бесчувственных, неумолимых и могущественных, вестников смерти и разрушения. AI-антагонисты Голливуда — это убийственные божества и боги технологического апокалипсиса. Они не помощники и не инструменты, а могущественные инопланетные умы, равнодушные к обычным человеческим страданиям — не такие, как некоторые киностудийные руководители, как можно предположить. Теперь эти страхи переместились в реальный мир.
Обе забастовки произошли после громких прорывов в генеративном AI, когда такие программы, как Midjourney, продемонстрировали свою способность создавать впечатляюще яркие и иногда похожие на живые изображения на основе простых текстовых запросов, а AI-чат-боты, такие как ChatGPT, показали, что AI может создавать высококачественные письменные продукты, такие как эссе. И сценаристы, и актеры начали бояться, что их вынудят работать с AI-инструментами — или, что еще хуже, что их полностью заменят.
Такая звезда, как Круз, может утверждать, что не будет никакого цифрового Тома, но рядовые работники Голливуда беспокоились, что реальная «Сущность» может прийти за их рабочими местами, и никакой голливудский герой их не спасет. Во многом они были — и остаются — правы. AI грозит перевернуть с ног на голову практически все аспекты кинопроизводства, не только сценарии, но и актерскую игру.
Анимация, спецэффекты, грим, костюмы, освещение, фотография, а также сценография и дизайн производства, вероятно, все неизбежно подвергнутся каким-то изменениям. Уже сейчас генеративные AI-инструменты дают возможность даже обычным людям без специальной подготовки создавать и манипулировать высококачественным аудио и видео. Но в этом и заключается возможность.
AI может начать хаос в традиционном кинопроизводстве с его огромными бюджетами и сложными техническими требованиями. Но в процессе этого он, вероятно, сделает высококачественное кинопроизводство намного менее дорогим и логистически трудоемким, давая возможность меньшим, более гибким и менее традиционным производствам, созданным частными лицами или малыми компаниями с небольшим количеством связей или вообще без связей с глобальной кинематографической системой.
Создание фильма — это абсурдное, нелепое и почти комично дорогое предприятие. Блокбастеры регулярно стоят и $200 и $300 миллионов для производства, а маркетинговые расходы на большие фильмы могут даже превышать эту цифру. Только производство фильма «Миссия: Невыполнима — Смертельное Дело. Часть первая» стоило $291 миллион долларов.
Более мелкие производства тоже дороги. Фильм со скромным бюджетом все равно может стоить миллионы долларов в производстве. Некоторые серии телешоу могут перевалить за $20 миллионов, даже без Круза и его мотоциклов.
Высокая стоимость производства делает кинобизнес чрезвычайно почти безответственно рискованным как для творческих работников, так и для руководителей киноиндустрии. Это влияет на выход продукции индустрии. Необходимость заработать более половины миллиарда долларов в мировом прокатном сборе сделала большую часть фильмов Голливуда сосредоточенными на нескольких беспроигрышных жанрах и категориях, таких как мультфильмы для семейного просмотра и фильмы о супергероях.
Куда же уходят все эти деньги? На оплату труда. Посмотрите заключительные титры даже самого маленького фильма, и вы, вероятно, увидите десятки имен. Самые большие производства — это огромные предприятия с тысячами художников, техников и других специалистов. Каждое имя, которое пробегает по экрану, представляет собой зарплату, добавленную в бюджет.
Одна из самых больших статей расходов современных фильмов и сериалов — это работа по созданию компьютерной графики. Бюджеты отдельных серий «Женщины-Халка», сериала Marvel для Disney+, резко выросли во время производства, достигнув $25 миллионов за каждую серию. Это больше, чем финал эпического фэнтезийного сериала HBO «Игра Престолов» — в большей степени из-за стоимости цифровых эффектов, использованных для создания главного персонажа, который ярко-зеленый и почти 7 футов ростом.
Более тонкие спецэффекты теперь являются частью многих фильмов. Актеры в более реалистичных картинах теперь регулярно появляются «омоложенными» с помощью незаметных, но дорогих цифровых эффектов. Виртуальное производство, в котором сцены снимаются на декорациях, построенных из стен высокоразрешающих LED-панелей, позволяет кинорежиссерам снимать фильмы в практически любой среде без постройки физических декораций или поездок на съемочную площадку. Такой способ съемки дает кинорежиссерам гибкость, но эти установки дороги в строительстве и обслуживании. А что, если стоимость виртуального производства резко снизится? А что, если декорации, локации и фоны можно было легко генерировать дома, на настольных компьютерах, используя простые текстовые запросы? И что, если в то же время цифровые эффекты и грим, как тот, что использовался для создания Женщины-Халка или омоложения актеров, станут так же доступны?
Это именно то, что обещают AI-инструменты для кинопроизводства будущего. В ноябре 2023 года Джеффри Катценберг, многолетний руководитель киностудии, который руководил одним из самых успешных в художественном и коммерческом плане выпусков мультфильмов Disney в 1990-х годах, предсказал, что AI переформатирует все аспекты индустрии, особенно мультфильмы.
«Я не знаю ни одной отрасли, которая будет в большей мере затронута, чем медиа», — сказал Катценберг на Форуме Bloomberg New Economy.
«В старые добрые времена вам могли потребоваться 500 художников и годы, чтобы создать мультфильм мирового класса. Я не думаю, что через три года потребуется и 10 процентов от этого». По словам Катценберга, дело не только в том, что фильм Pixar с бюджетом в $200 миллионов может стать таким же фильмом с бюджетом в $20 миллионов. Высокая степень значимости анимации и спецэффектов в современном кинопроизводстве означает, что гораздо большее количество процессов в киноиндустрии может быть затронуто изменениями. Вместо перерасхода бюджета следующая «Женщина-Халк» может быть сделана за сравнительные гроши. Всего через несколько месяцев после предсказания Катценберга компания OpenAI, стоящая за ChatGPT и, пожалуй, лидер в разработке генеративных AI-технологий, объявила о Sora, программе, которая может генерировать невероятно яркие компьютерные анимации из простых текстовых запросов. Качество изображения варьировалось, некоторые сцены выглядели практически фотореалистичными, а некоторые — явным образом более неуклюжими. Но к середине марта, как сообщал Bloomberg, OpenAI встретилась с голливудскими игроками по поводу использования программного обеспечения, и некоторые кинорежиссеры экспериментировали с его возможностями. Это был только первоначальный выпуск. Последующие поколения почти наверняка станут все более и более продвинутыми. Многие из эффектов выглядели лучше, чем дорогие, грубые эффекты, продемонстрированные в «Женщине-Халке».
Старые, долгие, дорогие методы кинопроизводства — будь то виртуальные или физические — уходят в прошлое.
Спустя несколько дней после дебюта Sora Тайлер Перри, актер, сценарист, режиссер и независимый киномагнат, который сегодня владеет большой киностудией в Атланте, объявил, что он отменяет строительство студии за $800 миллионов, ссылаясь на то, что он видел от Sora. «Я уже год или два слышал, что это наступает, но я не представлял себе, пока недавно не увидел демонстрации того, что она может сделать», — сказал Перри The Hollywood Reporter. «Это шокирует меня». Что именно было таким шокирующим? «Мне больше не придется путешествовать в разные места», — объяснил он. «Если я хочу оказаться в снегу в Колорадо, это текст. Если я хочу написать сцену на Луне, это текст, и этот AI может сгенерировать ее из ничего. Если я хочу, чтобы два человека были в гостиной в горах, мне не нужно строить декорацию в горах, мне не нужно ставить декорацию на своей площадке. Я могу сидеть в офисе и делать это с компьютера».
Перри был очевидно удручен будущим своей индустрии. «Я очень сильно беспокоюсь, что в ближайшем будущем множество рабочих мест будет потеряно», — сказал он для The Hollywood Reporter. «Должны быть какие-то правила, чтобы защитить нас», — добавил он отдельно. «Если нет, я просто не представляю, как мы выживем».
Представьте на минутку его утверждение: «Я могу сидеть в офисе и делать это с компьютера». Прорыв Перри в Голливуде и его влияние частично были результатом отдельных творческих успехов, в частности, его фильмов о Медее, которые были нацелены на черную аудиторию, которую основные голливудские студии не обслуживали, игнорировали или презрительно относились к ней. Но эти фильмы также имели успех благодаря грамотному сокращению расходов. Фильмография Перри переполнена фильмами, снятыми быстро и с относительно небольшими бюджетами. Делая фильмы дешево, Перри резко снизил риск кинопроизводства, особенно для начинающих кинорежиссеров без наработанного статуса в Голливуде. Беспокойство Перри заключается в том, что AI сделает что-то похожее на то, что сделал он сам —, но еще мощнее.
История Голливуда — это история великих видений и столкновения эго, история триумфа повествования и маркетинга, история хитов с маленьким бюджетом и великих провалов с огромным бюджетом. Также, это и история технологической эволюции и бизнес-революций. От появления звука до цвета, от компьютерной графики до цифровой фотографии и погружающих звуковых эффектов — кинорежиссеры всегда находили способы заставить прогресс в технологиях работать на себя. С точки зрения бизнеса сдвиги в распространении, маркетинге и финансировании помогали держать рискованный бизнес кинопроизводства на плаву.
Книга Питера Бискинда 2004 года о ренессансе независимого кино 1990-х годов «Грязные картинки: Miramax, Сандэнс и восхождение независимого кино» начинается с цитаты одного из ведущих деятелей бума этой эпохи, Квентина Тарантино: «В 80-х годах студии могли предсказывать, что сработает, а что нет. И это было — один фильм, который вы уже видели, за другим. Внезапно это перестало работать…»
Бум независимого кино, который переформатировал Голливуд в 1990-х годах, начался с дебюта в 1989 году режиссера Стивена Содерберга «Секс, Ложь и Видеозапись» на Кинофестивале Сандэнс. Сандэнс был сонным собранием, которое отдавало предпочтение достойным, но скучным историям о региональной Америке; даже самые успешные из них редко показывались более чем в двух дюжинах кинотеатров по всей стране. «Секс, Ложь и Видеозапись» показывался на сотнях экранов, включая не любившие артхаус пригородные мультиплексы и торговые центры. Он собрал более $36 миллионов в мировом прокате при бюджете в $1,2 миллиона и превратил Кинофестиваль Сандэнс и независимое кино в золотую жилу. Содерберг, тем временем, стал одним из самых плодовитых и самых влиятельных кинорежиссеров своего поколения. Иногда он режиссировал традиционные звездные кассовые хиты, такие как «Одиннадцать друзей Оушена» и его непосредственные сиквелы. Но он также принял технологические изменения. В 2005 году он выпустил «Пузырь», фильм с маленьким бюджетом, почти экспериментальный, выпущенный одновременно в кинотеатрах и на цифровых платформах для потоковой трансляции, что сделало его первым крупным кинорежиссером, сделавшим это. В 2019 году он создал «Высоко Летящая Птица», фильм, снятый целиком на iPhone и выпущенный сначала в виде телефонного приложения с интерактивными элементами. На протяжении всей своей карьеры Содерберг держит расходы под контролем, выступая в качестве своего собственного оператора и монтажера.
Когда аудитория сыта по горло стандартными вещами и кричит о чем-то ином, вот тогда и происходят захватывающие вещи в Голливуде. Тарантино говорил о другой эпохе. Но что-то похожее на это описание применимо к Голливуду после пандемии, когда фильмы о супергероях, которые должны были стать беспроигрышными, проваливаются, а распространяющиеся потоковые сервисы с трудом находят подписчиков. Генеративный AI в сочетании с дешевым, доступным, массовым распространением онлайн-видео через такие платформы, как YouTube, может стать «чем-то иным», что откроет следующую эпоху.
Entertainment Strategy Guy (ESG), автор анонимной рассылки о бизнесе Голливуда, предполагает, что AI-инструменты могут родить новую роль, которую он называет «творцом». В этом будущем «люди не только пишут свои собственные сценарии, возможно, с помощью AI, и режиссируют и монтируют, но … также занимаются всей кинематографией, спецэффектами и актерской игрой, если технология станет достаточно хорошей», — говорит он. Это мир, в котором «у каждого есть шанс быть своим собственным Содербергом», и «кто угодно может создать свой собственный шедевр». Голливуд, давняя вотчина больших и дорогих творческих команд, начинает походить на мир книгоиздания, где одиночные авторы, возможно, работающие с редактором, являются нормой. Это будущее, которое дает преимущества цифровым творцам и независимым продюсерам, аутсайдерам с небольшим количеством связей и маленькими деньгами. «Я думаю, они видят в этом много плюсов, потому что теперь вы можете снять свой фильм, особенно если это анимация», — говорит ESG в телефонном интервью.
Но, он предупреждает, в этом также есть риск. Киноиндустрия уже драматично изменилась за последние годы благодаря прогрессу в цифровых технологиях и онлайн-распространении. Потоковые сервисы, такие как Netflix, и платформы для размещения видео, такие как YouTube, ослабили предыдущее влияние Голливуда на сферу видеоразвлечений.
Его беспокойство заключается в том, что AI ускорит это преобразование. Если, «к концу десятилетия Голливуд перестанет снимать фильмы за $200 миллионов, потому что все они будут сниматься онлайн — будут потеряны десятки тысяч рабочих мест и эта перестройка будет чрезвычайно болезненна». Хотя он видит и оптимистичные сценарии, но он называет себя «AI-пессимистом», частично из-за разрушительной природы AI и скорости, с которой она может уничтожить целые категории рабочих мест. Он выступает за попытку замедлить темпы изменений, чтобы сделать их более легкими для работников киноиндустрии. Но, к сожалению, это уже невозможно.
Интеграция генеративного AI в кинопроизводство будет разрушительной. Она приведет к большим сдвигам в характере занятости в развлекательном бизнесе. Потеря рабочих мест — это плохо даже при хороших обстоятельствах, и никому не следует оправдывать увольнения, особенно когда они серьезно повреждают целую отрасль или сектор. Тем не менее, мы видели массовые увольнения в развлекательном секторе не так давно — и иногда эти потери могут проложить путь к чему-то лучшему.
В отличие от молодых авторов, которые переформатировали Голливуд в 1970-х годах, Квентин Тарантино не окончил киношколу. Вместо этого, он работал в магазине видеопроката в Манхэттен-Бич в Калифорнии. В то время домашнее видео было новой технологией, до VHS киноманы должны были ловить повторные показы в местных репертуарных кинотеатрах или ждать, пока фильмы выйдут в эфир. Тарантино уже был преданным кинолюбителем. Но доступ к огромной видеотеке VHS помог Тарантино и другим людям из его поколения приобрести энциклопедические знания в киноистории. Не только его собственное кинообразование стало возможным благодаря новой распространительной технологии, но и его фильмы нашли свою аудиторию благодаря буму домашнего видео, который, сделал фильмы доступными для большего количества людей.
Blockbuster, самая большая из сетей видеопроката, началась с одного магазина в Далласе, штат Техас, в 1985 году. По данным Business Insider, во время пика магазина в сеть входило более 9000 точек только в Соединенных Штатах, и она нанимала 84000 человек по всему миру. Сегодня Blockbuster не существует. Эти рабочие места — почасовые позиции, некоторые управленческие должности, операционные вакансии — все пропали. За исключением горстки ностальгических уцелевших проектов, прокат домашнего видео в том виде, в котором мы его знали, утрачен. Но потоковые сервисы и цифровые варианты проката делают просмотр фильмов дома более легким и доступным, чем когда-либо. Что-то похожее, вероятно, произойдет и с остальным Голливудом. Самые ужасные прогнозы о сокращениях рабочих мест в отрасли могут и не сбыться, но многие из сегодняшних работников кино, вероятно, будут вытеснены AI. Для некоторых этот сдвиг будет причиной для отчаяния.
Одни технологии сменяют другие, и полагаем, никто со смартфоном в руках сильно не тоскует по печатной машинке, факсу и пейджеру. С технологиями искусственного интеллекта все аналогично — это инструмент, который в десятки раз ускоряет и упрощает процессы, на которые раньше уходили долгие часы и значительные суммы денег.
А вы бы хотели создать свой собственный фильм с помощью нейросетей?