[Перевод] Извините, но онлайн-курсы не сделают вас Data Scientist
Причина, по которой вам серьёзно нужно прекратить записываться на онлайн-курсы, если вы не применяете на практике то, что уже знаете.
Шли выходные. Я только что закончил ещё один онлайн-курс по науке о данных. Я чувствовал, что достиг чего-то. Ещё бы, любой почувствует, что стал настоящим специалистом в области данных, «успешно завершив» 5 разных курсов и получив «сертификаты» за каждый из них. Именно так я и считал.
Но онлайн-курсы – забавная штука. У большинства из них есть красочные описания, длинный список тем, которые они охватывают, обещания сделать из вас эксперта в одной или нескольких сферах, а если повезёт, то и отзывы людей, уже прошедших курс. Обычно в отзывах пишут про то, как этот курс спас кого-нибудь от неминуемой гибели или сделал его/её абсолютным чемпионом в предметной области. Хотя, конечно, большая часть из нас пришла сюда за другим — сертификатом о прохождении курса. Этот яркий цифровой документ, содержащий наше имя – то, что играет решающую роль для большинства участников. А затем, в один прекрасный день, мы сидим в комнате напротив нашего потенциального работодателя и понимаем, что, вопреки нашим ожиданиям, сертификаты мало кого из них впечатлили. Некоторые даже не считают нужным отнестись с уважением к времени, потраченному на получение этих сертификатов. Они сразу переходят к делу и говорят: «Эти сертификаты бесполезны, если вы не работали ни над одним проектом». Естественно, очень неприятно услышать такое. Тем более, если наши надежды на то, что это интервью пройдёт успешно, в первую очередь возлагались на пройденные нами онлайн-курсы. Мы вложили в них наши деньги, время и усилия. Наше главное оружие было разбито ещё до начала конкурсного отбора – такое ослабило бы чью угодно уверенность в себе.
Можете мне поверить. Я оказался в такой ситуации, когда был студентом второго курса, имеющим при себе 2 копии минималистичного резюме, 5 разных сертификатов и большую надежду на то, что мне повезёт хотя бы на одном из 7 собеседований с разными компаниями, которые проходили в колледже во время ежегодной ярмарки вакансий для стажировки. На первых шести я заводил одну и ту же песню «У меня есть сертификаты с этих курсов…» На собеседовании с шестой компанией меня отправили в нокаут фразой «Слушайте, конечно, здорово, что вы прошли эти курсы. Но вы не работали с реальными проектами. У вас нет аккаунта на Github. Мы не можем оценить ваши возможности. Так что… Нам очень жаль.»
Чёрт! Это ударило по самому больному. Я почувствовал, как моё горло сжалось, мешая мне чётко говорить, такое со мной часто случается, когда я испытываю сильные эмоции. Но это точно не их вина. Они показали мне реальность, на которую я всегда закрывал глаза.
У всех бывает такой момент в жизни, когда кто-то другой берёт в руки зеркало и ставит его перед нашими глазами. Именно это произошло со мной на том собеседовании.
Нам решать — закрыть глаза или держать их открытыми, когда такой момент наступит. Я решил держать их открытыми, и это сыграло решающую роль. Поэтому я и решил написать эту статью.
Зачем работать над проектами
Причина, по которой мы все так заинтересованы в прохождении курсов, заключается в том, что мы видим онлайн-курс как положительное дополнение к нашей академической степени, нечто, что будет благоприятно воспринято работодателями. Так как в некоторых организациях высшее образование является обязательным требованием для получения работы, нам хочется считать, что онлайн-курс будет оцениваться так же, как наличие диплома, и рассматриваться как «дополнительное обучение». Да, без сомнений, оно так бы и оценивалось.
Однако, учитывая объем информации, которую Интернет предоставляет всем желающим, онлайн-курс доступен каждому. Поэтому, даже если мы пройдем курс, у нас не будет особого преимущества перед теми, кто сделал то же самое. Компании сравнивают кандидатов, потому что это их единственный способ легко выбрать тех, кто будет, по их мнению, соответствовать их потребностям. Конкуренция лежит в основе всего, что мы делаем. Таким образом, единственный способ выделяться на фоне других – это работать над проектами.
Ещё одна причина работать над проектами – это обучение. Онлайн-курсы, безусловно, несут много полезной информации, но они ограничены тем же, что мешает учителям передать все свои знания и опыт ученикам в классе — учебной программой. Онлайн-курсы должны быть спланированы, а все, что должно быть спланировано, будет сокращено и сжато, поэтому не сможет охватить все возможные аспекты обсуждаемой темы.
С другой стороны, если мы работаем над проектом, каждый наш шаг будет толчком к познанию чего-то нового. Совершаемые нами ошибки будут иметь более серьёзное значение, чем ошибки, которые мы совершаем во время прохождения онлайн-курса. Однако, если мы готовы учиться на наших ошибках, получаемые нами знания будут гораздо обширнее и полезнее.
Переход от идеи к обучению на основе проектов
После того как на том интервью меня спустили с небес на землю, я вернулся домой полным решимости начать работать над реальными проектами, а не только полагаться на свои сертификаты. Однако впереди меня ждала, наверное, самая сложная часть: переход от внутренней решимости к реальной практике.
Я прочёл несколько статей на тему того, как применять науку о данных и работать над проектами. Затем я несколько раз ненавязчиво поднимал этот вопрос в разговоре с моими однокурсниками. Если честно, из-за этих разговоров я немного приуныл. Не то чтобы мои однокурсники были плохими собеседниками, просто некоторые из них казались намного умнее меня. Казалось, что они занимаются очень крутыми вещами. Одни так вообще создавали беспилотный самолёт, и я видел беспилотный самолёт только один раз – по телевизору. Забавно, но я захотел присоединиться к их работе сразу, как только услышал, что они занимаются созданием беспилотника. Но я не хотел спрашивать, могу ли я поработать с ними. Мне казалось, что я был недостаточно хорошим специалистом, чтобы иметь дело с такими крутыми проектами. Увы, мы все совершаем ошибки…
Но самой большой трудностью для меня стало то, что я привык к курсам, где мой прогресс определялся еженедельными заданиями. Система оценок была формализована, и кто-то оценивал меня. С проектом дела обстояли по-другому. Мне приходилось самому давать оценку своим действиям. И у меня не получалось. Не получалось быть тем, кто оценивает меня.
Порой нас слишком легко заставить передать контроль над нашей жизнью в чужие руки. И сила, которая заставляет нас сделать это, зачастую является нашей собственной неспособностью понять наши сильные и слабые стороны.
Я понял, что мне нужно научиться оценивать самого себя лучше, чем это мог бы сделать кто угодно другой. Вот, что я сделал: я сел и набросал свою идею для проекта, даже поставил цели, которые должны быть достигнуты в определённые сроки. На самом деле, в итоге я просрочил все дедлайны, но перед приближением дедлайна я всегда проверял, что успел закончить хотя бы 80% того, что решил сделать.
Белая доска, висящая в моей комнате, была свидетелем моего ежедневного составления плана, «выходных» дней, того, как я изучаю новые концепции, пытаюсь их переосмыслить, или как я рисую любимые мной блок-схемы. Моим первым проектом был анализ рейтингов шоколадных батончиков. Чистой воды исследующий анализ данных — этот проект дал мне мой первый опыт работы над проектом, который выбрал я сам. Я работал над ним, потому что мне было интересно узнать больше о рейтингах шоколадных батончиков по всему миру.
Нам легко работать над проектом, если мы чувствуем себя так или иначе заинтересованными в его теме. Поэтому для того, чтобы вы точно смогли закончить свой проект, важно чувствовать, что вы эмоционально привязаны к проекту, что вам по-настоящему интересно, каков будет его результат. Это гораздо важнее, чем то, какими инструментами вы при этом пользовались.
Но почему обучение на основе проектов бывает непростым
Я часто переключался в перерывах между лекциями в колледже, брал листок бумаги и начинал лихорадочно записывать идеи, которые только что пришли мне в голову. Многие из этих идей так и не были воплощены, потому что они казались недостаточно стоящими. Я чувствовал, что эти идеи не помогут мне стать крутым экспертом по аналитическим данным. Желание быть крутым экспертом было слишком амбициозным, учитывая тот факт, что я был весьма далек от того, чтобы вообще называться экспертом (я до сих пор им не являюсь). Тем не менее, навязчивая идея о работе только над крутыми держала меня примагниченным к полюсу нелогичности. Неосознанно, я искал свой беспилотник.
Даже проект по анализу батончиков был изначально отвергнут мной из-за того, что не звучал достаточно круто. Слава богу, я передумал. Большинство из нас отвергает идеи проектов по причине того, что они выглядят хуже в сравнении с проектами других. Откровенно говоря, это саморазрушающая мысль. Мы не понимаем, что человек А и человек Б никогда не будут иметь одно и то же прошлое, одни и те же способности. Поэтому неправильно ожидать, что мы будем так же хороши, как другой человек, или будем лучше него, вне зависимости от обстоятельств. Мы можем только попытаться. Исход на самом деле не в наших руках. Те, кто работает над сложными проектами, наверное, знают об этом куда больше нас.
Нельзя быть уверенным в том, что у нас получится корабль, если мы не знаем свойств плавучести. Было бы просто глупо надеяться на это.
А мы хотим быть глупыми? Полагаю, что нет.
Заключительная мысль
Не существует идеального способа работать над учебными проектами. В основном это связано с тем, что у каждого студента свой подход к работе над проектами. Некоторые делают это ради оценок, некоторые — ради обучения, а некоторые – ради того и другого. Некоторые рассматривают проекты как способ работать, не выходя из зоны комфорта, в то время как другие считают проекты способом изучать новые концепции. Комбинации и подходы к работе над учебными проектами многочисленны. Тем не менее, я заметил несколько важных моментов за время учёбы на инженерии систем управления, и ими я хочу завершить эту статью.
- Проекты нельзя понижать до уровня простого сравнения идей. Смысл каждого проекта в обучении, и в наших руках смотреть на плюсы, а не минусы проекта.
- Открытое обсуждение идей и тем всегда полезно для нашего роста. Но не менее важно быть восприимчивым к хорошим отзывам.
- Необходимо самим контролировать прогресс проекта, потому что в реальном мире никто не будет помогать нам с этим.
- И наконец, если вы будете вознаграждать себя даже за маленькие достижения, вы никогда не потеряете мотивацию действовать дальше.
В конце хочу добавить, что я не ставлю под сомнение пользу онлайн-курсов. Некоторые сертификаты действительно являются важными для работодателей. Кроме того, курсы – это прекрасный способ изучения конкретных навыков. Некоторые из них ведутся высококвалифицированными практикующими специалистами и вполне могут нам пригодиться. Более того, свои первые шаги в науке о данных я сделал благодаря замечательному Datacamp. Но одни только теоретические знания никогда не сделают из вас хорошего специалиста.
Эта замечательная статья Sanyam Bhutani дает отличное представление о правильных способах прохождения любого онлайн-курса или, как он предпочел бы сказать, о неправильных способах никогда не проходить онлайн-курс.
Так чего вы ждёте? Выберите тему для проекта, начните работу над ним и сами увидите магический эффект от знаний, применяемых на практике.
Узнайте подробности, как получить востребованную профессию с нуля или Level Up по навыкам и зарплате, пройдя онлайн-курсы SkillFactory: