[Перевод] История VoIP и интернет-телефонии
История интернет телефонии и технологии VoIP началась гораздо раньше, чем думает большинство пользователей сети. Кроме того, темпы развития данной области значительно опережают другие коммуникационные технологии, уступая разве что смартфонам. У VoIP богатая история, в которой нашлось место великим личностям, правительственным агентствам и образовательным учреждениям — к развитию технологии приложили свои усилия множество интересных людей и организаций.1928 год: Технологические истоки VoIPВ 1925 году компания AT&T, которая тогда была, по сути, единственным игроком рынка телефонных коммуникаций, открыла подразделение Bell Laboratories, в чьи задачи входило изобретение и дальнейшая разработка технологий связи, которые бы позволили бы компании улучшить свой сервис. В 1928 году Гомер Дадли (Homer Dudley) создал первый электронный синтезатор голоса, получивший название вокодер. Вокодер анализировал звуки, издаваемые ртом и связками человека, и умел воспроиводить их, что выливалось в аналог речи. Принцип работы вокодера можно сравнить с нынешними технологиями передачи пакетов, в ходе работы которых на одном телефоне записываются образцы звука, воспроизводимые затем на другом устройстве. Позднее во время Второй мировой войны вокодер использовался для передачи зашифрованных сообщений, а всемирную славу получил десятки лет спустя, когда его стали использовать музыканты вроде Kraftwerk.
1969 года: Создание ARPANET
После двух десятилетий теоретических исследований и научных трудов, правительственное агентство Advanced Research Project Agency (ARPA) создает первую сеть с коммутацией пакетов. Коммутация осуществлялась путем сбора данных в отдельные датаграммы и их дальнейшей независимой отправки (вместо необходимости наличия постоянного подключенного контура). Сеть ARPANET состояла из небольших компьютеров, соединенных модемами. Разработчиками протоколов, которые в будущем найдут свое применение в интернете, стали Винт Серф (Vint Cerf) и Боб Кан (Bob Kahn).
1973 год: Передан первый пакет голосовых данных Финансируемая правительством США лаборатория Массачусетского технологического университета (MIT) под названием Lincoln Lab, разработала новую технологию (как это часто бывает и сейчас, разработка осуществлялась в интересах национальной безопасности). Боб МакОули (Bob McAuley) и Чарли Радар (Charlie Radar) создали формат пакета данных, который можно было передавать по сети ARPANET. Технология использовала для передачи голоса так называемый кодировщик с линейным предсказанием (LPC — linear predictive coder). В 1974 году команда успешно провела тестовый сеанс конференц-связи через LPC с офисом компании Culler Harrison, Inc., расположенном в Калифорнии. В 1982 году ученым удалось использовать LPC для связи через локальную кабельную сеть, мобильную радиосеть и интерфейс публичной телефонной сети (PSTN).
1975 год: Появление CompuServe Компания Golden Life Insurance разработала компьютерную программу для учета времени, позволявшую другим компаниям арендовать серверные мощности Goldein Life в то время, когда офис страховщиков не функционирует. В 1975 году программа Compu-Serv была выделена в отдельное направление деятельности, а в 1977 году переименована в CompuServe. Название CompuServe стало синонимом интернета, как AT&T была синонимом телефона. Пользователи компьютеров могли обмениваться сообщениями с помощью электронной почты и досок объявлений. В 1980 году CompuServe выпустила отдельный сервис для чата. Компания стала единой точкой, откуда начинается общение всех пользователей компьютеров. До 90-х годов у CompuServe, по сути, не было серьезных конкурентов, но, когда они появились, то нанесли компании сокрушительное поражение. CompuServe была куплена соперничающей AOL в 1997 году.
1988 год: Первый широкополосный аудиокодек Международный телекоммуникационный союз (ITU-T) одобряет спецификацию аудиокодека G.722, написанного в Lincoln Labs. Он обладал битрейтом в 64 килобит в секунду, качество звука при этом было сравнимо с голосом, слышимым через обычную телефонную сеть. Поскольку битрейт кодека G.722 вдвое превосходил показатели предшественников, это позволяло добиваться звука высокого качества при тех же требованиях к пропускной способности сети.
1991 год: Выпущено первое публичное приложение VoIP Основатель Autodesk Джон Уокер (John Walker) отправился в Европу, чтобы подготовить расширение своей компании. На тот момент для запуска голосовых приложений нужна была скорость не меньше 64 кбит/с, но Брайан Уайлс создает схему прореживания/расширения, с помощью которой можно снизить необходимую пропускную способность до 32 кбит/с. Он выпускает программу в свободное обращение под названием NetFone. Эта разработка, позднее известная как Speak Freely, является первым софтверным VoIP-телефоном. Уокер использует программу для проведения совещаний с разработчиками компании.
1993 год: Первая система видеоприсутствия Дэвид Аллен (David Allen) и Герольд Уильямс (Herold Williams) разрабатывают систему видеоприсутствия под названием Teleport, но позднее переименовывают ее в TeleSuite. Аллен и Уильямс придумали идею проекта, когда работали в сфере туризма. Они заметили, что клиенты часто прерывают отпуск, чтобы вернуться в город на важную встречу или совещание. Первым клиентом изобретателей стала гостиничная сеть Hilton Hotels, руководство которой захотело установить системы телеприсутствия в номерах своих отелей. Позднее эта сделка сорвалась, Аллен выкупил долю в компании у Уильямса. Он предпринял несколько попыток создания успешного бизнеса, однако потерпел неудачу и в 2007 году продал свои патенты Polycom.
1994 год: Бесплатный всемирный dialup Один из пионеров в деле интернет-инвестиций Джефф Палвер (Jeff Pulver) объединился с Брэндоном Лукасом (Brandon Lucas) и Айзеком Джени (Izak Jenie) для того, чтобы профинансировать новый VoIP-проект Free World Dialup (FWD). Разработка не может совершать исходящие звонки на обычные телефонные номера, её главная цель заключается в создании сети, в которой пользователи подключенных компьютеров могли бы совершать звонки друг другу. Бесплатный мировой dialup (FWD) стал так называемым proof-of-concept, подтвердившим востребованность темы звонков через интернет. Палвер впоследствии вложил деньги в очень успешный проект. Сам же FWD просуществовал до 2010 года, после чего закрылся.
1995 год: Первое платное VoIP-приложение Элон Коэн (Alon Cohen) и Лиор Хараматы (Lior Haramaty) основали в 1989 году Израиле телеком-компанию VocalTec Commununications, которая позднее разработала продукт VocalTec Internet Phone, ставший первым платным продуктом для связи по сети. Для работы приложения было необходимо наличие 486-го процессора, 8 МБ RAM, 16-битной звуковой карты и соединения по SLPP и PPP — по тем временам довольно высокие требования. Программа использовала для связи протокол H.323. Оригинальное приложение VocalTec было полудуплексным, то есть в один момент времени говорить мог только один собеседник, но вскоре была выпущенная версия full-duplex. В отличие от бесплатного FWD, VocalTec был настоящим бизнесом, поэтому пользователи должны были платить и за регистрацию, и за разгор (использовалась поминутная тарификация). При этом, по сравнению с ценой междугородных звонков или даже международных звонков стоимость разговоров по сети с помощью VocalTec была гораздо ниже. В 2007 году VocalTec выпустила первое «железное» VoIP-устройство MagicJack, с помощью которого к компьютеру можно было подключить стационарный телефон. Пользователи платили за годовое использование устройства, и это было гораздо дешевле, чем обычные тарифы телефонных компаний. Продукт стал таким успешным, что в конечном итоге MagicJack поглотил команию, создавшую его, став её главным бизнесом.
1996 год: первое серверное PBX-решение Калифорнийская компания Virtual PBX выпускает первое серверное PBX-решение, в котором реализованы функции поиска и следования (find me/follow me), а также контроля с помощью веб-портала (у «обычных» PBX такой функциональности не было и много лет спустя). В отличие от клиентских решений, серверные PBX были легко масштабируемы, кроме того, для их использования не требовалось покупать или арендовать железо. Что интересно, первый серверный PBX не использовал VoIP, а с помощью медного провода соединялся с PSTN-сетью, давая возможность совершения звонков внутри одной компании.
1996 год: Разработка SIP Изначально созданный для проведения многосторонних конференций в экспериментальной сети Internet Multicast Backbone, SIP не имел ничего общего с VoIP. В первой версии протокола SIP была лишь одна команда для начала звонка, но к 1999 году разработчики расширили число операторов до шести. Одним из главных преимуществ SIP была лучшая масштабируемость, чем у H.323. В итоге компании, работающие в сфере мобильных технологий, выбрали именно этот протокол для своих VoIP-продуктов.
1999 год: Asterisk, первый IP-PBX Марк Спенсер (Mark Spencer) владел собственной компанией, занимавшейся техподдержкой Linux. Марк столкнулся с необходимостью установки PBX для разговоров с сотрудниками и для налаживания контактов между ними. Денег на покупку такого решения не хватало, поэтому он разработал собственный IP-PBX и назвал его Asterisk. Марк решил, что программа будет открытой, что помогло Asterisk завоевать популярность. В итоге компания Спенсера перешла с поддержки Linux на работу по консалтингу пользователей Asterisk, особенно относительно выбора железа для работы программы. За многие годы с момента создания Asterisk над проектом успели поработать тысячи программистов.
2003 год: Skype и Peer-to-Peer интернет-звонки Никлас Зеннстром (Niklas Zennstrom) и Янус Фриис (Janus Friis) основали Skyper, позднее сократив название до Skype. С командой из нескольких разработчиков эстонская компания смогла покорить своим продуктом Европу, а затем и США. Skype позволил пользователям совершать бесплатные звонки друг другу и платные на обычные телефонные номера (PSTN). Skype является гибридом P2P и клиент-серверной программы. Позднее в Skype появилась возможность устраивать видеозвонки и «скайпкасты», передачи файлов и другие функции. В 2003 году компания была куплена eBay, а в 2011 году следующим ее владельцем стал Microsoft. На данный момент Skype является самым популярным программным обеспечением для видеочатов, а число его пользователей превышает 100 млн человек.
2004: выход проекта Vonage В 1998 году Джефф Палвер основал Min-x.com, которая в 2000-м была переименована в Vonage. Спустя несколько лет развития продукта, ритейлер Circuit City стал первым продавцом устройств Vonage. Спустя два года число клиентов компании составляло примерно 2 млн.
2004 год: решение Федеральной коммисии по связи США Председатель федеральной комиссии по связи США Майк Пауэлл (Michael Powell), вынес постановление о признании VoIP сервисом информационным, а не телефонным. Это означало, что клиенты VoIP-сервисов должны платить меньшие налоги, чем пользователи телефонных сетей. Кроме того, в решении содержалось утверждение о том, что США не могут единолично регулировать развитие технологии VoIP. В 2005 году новый председатель Комиссии Кевин Мартин (Kevin Martin) пошел дальше, выпустив постановление, обязывающее телефонных провайдеров позволять пользователям VoIP-сервисов бесплатно звонить по номерам экстренной связи (911 и т.п.).
2004 год: взрывной рост использования VoIP Число пользователей VoIP растет со 150 000 тысяч в 2003 году до 1,2 млн к концу 2004. И это без учета людей, которые совершают звонки с компьютера на компьютер.
2005 год: первый Wi-Fi телефон После двух лет разработки Calypso Wireless выпустила первый телефон, умеющий подключаться к сети по Wi-Fi — модель C1250i. Этот аппарат мог незаметно для пользоваться переключаться с мобильного интернета на использование Wi-Fi. Это позволило пользователям девайса устраивать двусторонние видеоконференции, осуществлять VoIP-вызовы, и играть в сетевые игры.
2006 год: Первое мобильное VoIP-приложение Джеймс Тагг (James Tagg), Александр Страуб (Alexander Straub) и Аластер Кэмбелл (Alistair Campbell) основали компанию Truphone, главной задачей которой должна была стать разработка мобильных VoIP-приложений для смартфонов. Сначала появилась версия Truphone для Nokia, а затем и для iPhone, Android и BlackBerry. С помощью приложения можно осуществлять бесплатные звонки другим пользователям, писать текстовые сообщения (в том числе пользователям других платформ, например Skype), а также звонить на обычные городские номера. Приложение использует SIP и совершает звонки через Wi-Fi, а не сотовые сети. Впоследствии, приложение было выпущено и в качестве софтфона. Кроме того, компания Truphone Ltd. выпускает сим-карты для путешественников.
2012 год: VoIP стал мэйнстримом Объём мирового рынка VoIP (частного и бизнес-сегментов) равняется $63 млрд. Серверные VoIP и UC-сервисы растут на 17% в год, а SIP Trunking в период с 2011 по 2012 год показал рост на 83%.
2013–2014: перспективы VoIP По прогнозам аналитиков, рынок VoIP к 2015 году вырастет до $74,5 млрд. Технология продолжит свое проникновение в корпоративный сектор. Также большой рост планируется в сегменте мобильного VoIP — к 2017 году его объём должен составить $1 млрд. Технология VoIP показала свою эффективность в сравнении с сетями коммутации каналов — AT&T даже обратилась в Федеральную комиссию по связи с просьбой разрешить ей прекратить использования медных проводов в пользу оптоволокна и IP-коммутаторов. Провайдеры VoIP-услуг создают собственные решения и сервисы, что подогревает конкуренцию на этом рынке.
Создатели VoIP и сопутствующих технологий — это выходцы со всего света. В их числе и небольшие стартапы, и огромные корпорации — свой вклад внесло множество талантливых людей из разных точек мира. Но, пожалуй, главный вывод из всей истории VoIP заключается в том, что рынок интернет-телефонии по прежнему огромен и продолжит расти.