[Перевод] Инженер компании Apple вспоминает рождение iPhone
Ультиматум Джобса: либо вы разрабатываете концепцию быстро, либо вы теряете проект. Стив представляет iPhone в Сан-Франциско 9 января 2007 года
В феврале 2005 года Cтив Джобс (Steve Jobs), исполнительный директор компании Apple, поставил ультиматум перед Грегом Кристи (Greg Christie), старшим разработчиком программного обеспечения.
Команда мистера Кристи на протяжении месяцев билась над концепцией разработки программного обеспечения того продукта, который в будущем должен был стать iPhone, а также над тем, как его детали будут работать вместе. Чуть позже Джобс объявил команде, что у них есть две недели, или он передаст проект другой группе разработчиков.
«Проект был почти закончен, Стив практически держал его в руках», — говорит Кристи, который до сих пор возглавляет команду разработчиков интерфейса пользователя. «Но он хотел более оригинальных идей, более прорывных концепций».
Команда Кристи наделила iPhone множеством функций, таких как разблокировка телефона прикосновением, вызов контакта из адресной книги, сенсорный музыкальный проигрыватель. Разработчики отказались от традиционной клавиатуры, присущей продвинутым телефонам, заменив ее дисплеем, который занимал всю поверхность телефона, а программы, которые он поддерживал, были похожи скорее на программы для персонального компьютера.
Мистер Кристи никогда публично не распространялся о первых разработках iPhone. Но в Apple ему разрешили рассказать о них накануне очередного судебного разбирательства с компанией Samsung Electronics о нарушении патентных прав, чтобы сделать упор на главном элементе своей юридической стратегии — показать, каким инновационным продуктом был iPhone уже в 2007, когда появился на свет.
С тех пор Apple продали более 470 миллионов iPhone. Сейчас этот телефон является причиной патентных споров в мировом масштабе между компаниями Apple и Samsung, двумя крупнейшими и наиболее успешными производителями смартфонов. Компания Apple утверждает, что инженеры Samsung скопировали их дизайн и функциональные особенности, в то время как в Samsung заявляют, что на многие инновационные особенности iPhone и iPad компания Apple не имеет исключительных прав.
На прошедшем ранее разбирательстве в окружном суде Сан-Хосе, штат Калифорния, компанию Samsung обязали выплатить Apple 930 миллионов долларов за нарушение других патентов компании. Концерн Samsung пытается обжаловать решение суда.
Следующий этап начинается в понедельник. Корпорация Apple настаивает на том, что компания Samsung нарушила более пяти их патентов, включая функцию разблокировки телефона путем проведения пальцем по экрану («slide to unlock»), изобретателем которой является непосредственно Кристи. Концерн Samsung в свою очередь обвиняет Apple в нарушении двух из их патентов. В этот раз сумма возмещения может быть больше, чем в предыдущем разбирательстве, т.к. этот случай касается особенностей недавних моделей, которые были проданы в большем объеме.
Пресс-секретарь компании Samsung отказался давать какие-либо комментарии.
В 1996 году Кристи пришел в компанию Apple и присоединился к команде разработчиков персонального цифрового помощника Newton, который был оснащен сенсорным экраном и стилусом для управления, но продавался непродолжительное время. Устройство Newton немного опередило свое время — для современников оно был слишком большим, слишком дорогим, с подвисающим программным обеспечением. Несмотря на провал, Кристи сохранил энтузиазм относительно потенциала мощного компьютерного устройства, помещающегося в карман.
В конце 2004 года, когда Кристи работал над программным обеспечением для компьютеров Macintosh, Скотт Форсталл (Scott Forstall), старейший член команды разработчиков программного обеспечения, зашел к нему в офис, закрыл дверь и спросил, не хотел бы он принять участие в секретном проекте под кодовым названием «purple». Команда собиралась разработать сенсорный телефон со встроенным музыкальным проигрывателем.
Система, созданная компанией Apple для испытания первых версий программного обеспечения iPhone в 2006 году. Она подсоединяла устройство с пластиковым сенсорным экраном (под кодовым названием «Wallaby») к устаревшему компьютеру Mac, чтобы имитировать более медленную скорость работы аппаратного обеспечения телефона
К тому времени Джобс возродил Apple и сосредоточил работу компании вокруг ключевых продуктов, включая также и iPod. Грег Джосвяк (Greg Joswiak), вице-президент компании Apple по маркетингу iOS и iPhone, следил за появлением у других производителей признаков разработки мобильного телефона со встроенным музыкальным проигрывателем, угрожающих успеху iPod.
Команда инженера Кристи корпела над такими деталями, как идеальная скорость прокрутки списков на экране телефона и эффект естественного «отскока», когда список заканчивается. Также он добавил, что его команда сломала голову над тем, как изменить вид текстовых сообщений — превратить список отдельных сообщений, расположенных в хронологическом порядке, в серию отдельных продолжительных диалогов наподобие мгновенных сообщений на компьютере.
По словам Кристи, команда была «поразительно маленькой». Компания Apple отказывается уточнять число разработчиков.
На протяжении нескольких месяцев Кристи раз в две недели готовил презентации для Джобса на встречах в специальной комнате без окон на втором этаже штаб-квартиры Apple в Купертино, штат Калифорния. К этой комнате имели доступ считанное количество человек, туда не пускали даже персонал по уборке помещений.
На следующий день после того, как команде Кристи все-таки удалось впечатлить Стива Джобса своей версией программного обеспечения для iPhone, им пришлось повторить эту же презентацию для Билла Кэмпбелла (Bill Campbell), директора Apple и доверенного лица Джобса.
Несколько дней спустя Джобс пригласил команду для третьей демонстрации, в этот раз для Джонатана Айва, главного дизайнера Apple. Команда мистера Айва занималась разработкой стекла для будущего смартфона. «Он заинтересовался, каким образом мы собирались проделать этот фокус c управлением программным обеспечением», — говорит Кристи.
С каждой последующей демонстрацией Джобс брал на себя все большую часть повествования, делая его своим собственным. «Его восхищению не было предела», — вспоминает Кристи.
Так что полная секретность была требованием Джобса. Он приказал тем сотрудникам, которые работают над проектом не в офисе, а дома, использовать компьютер, находящийся в изолированной части дома, чтобы никто случайно не увидел деталей. Также он потребовал, чтобы сотрудники зашифровывали цифровые изображения устройства.
Когда в начале 2005 был дан зеленый свет, начался процесс, который Кристи называет «марафон длиной в два с половиной года». За это время они переосмыслили заново каждую деталь: от проверки голосовой почты до отображения календаря. Джобс был одержим каждой мелочью.
В конце 2006 года, за несколько месяцев до официального представления iPhone, главный исполнительный директор компании спросил Кристи, обложки каких альбомов лучше всего продемонстрируют возможности технологии «cover-flow» — функции просмотра изображений на сенсорном экране. Джобсу нужна была обложка альбома, выполненная в ярких цветах и с множеством лиц, чтобы подчеркнуть преимущества дисплея iPhone.
За шесть месяцев, предшествовавших поступлению iPhone в продажу в июне 2007, команда Кристи внесла в проект ряд изменений. По настоянию Джобса они избавились от деления экрана на две области во время просмотра электронной почты, где на одной стороне содержалась информация об отправителе, а на другой — само сообщение. «Стив думал, что глупо делить экран на таком маленькой дисплее», — вспоминает Кристи.
Кристи сказал, что за семь лет работы над iPhone один момент запомнился особенно ярко. За несколько дней до речи Джобса Кристи вошел в конференц-зал через черный ход, воспользовавшись двумя разными электронными пропусками, откинул плотный занавес и на экране в темной комнате увидел гигантскую проекцию изображения рабочего стола iPhone. В тот момент, как он говорит, он осознал, какое большое будущее ждет iPhone.
«Он светился на этом огромном пространстве», — делится воспоминаниями мистер Кристи. «Мое сердце замерло, и я подумал:, а ведь это происходит на самом деле».