[Перевод] Индустрия страховых технологий как одна из самых стремительно растущих финтех-вертикалей
Страховые технологии — Insurtech — индустрия относительно новая. Тем не менее темпы роста позволяют назвать ее одним из самых активных сегментов финтех-рынка. Даже несмотря на 34%-й спад в 2017 году, количество сделок в сфере страховых технологий тем не менее выросло на 25%. Что же касается аномального роста в 2015 году, то он был вызван преимущественно необычайно дорогими китайскими сделками, в том числе и инвестицией размером 1 млрд долларов в один из крупнейших страховых стартапов Zhong An.
Сегодня на рынке страховых технологий насчитывается около 1400 компаний. Впрочем, рост этого показателя замедлился. Если в 2015 году было зарегистрировано около 300 компаний, то в прошлом году было заметно 40%-е падение (около 180 новых стартапов). Позапрошлый год оказался пиковым преимущественно из-за крупнейшей в истории сегмента сделки по приобретению китайской компании Zhong An. Инвестиции в нее составили почти 40% полученного всеми игроками рынка страховых компаний финансирования. Как бы то ни было, количество инвестиционных сделок продолжало уверенно расти: в 2014 году было заключено 54 договора, в 2015 — 125, в 2016 году этот показатель вырос еще на 25% (по сравнению с 2015), достигнув 157 сделок.
Передовым рынком страховых технологий по-прежнему остается США: почти 50% всех инвестиций были освоены американскими компаниями. На удивление быстро сегмент набирает популярность в Индии, а Китай в прошлом году вел себя очень тихо по сравнению с бумом 2015 года.
Большинство IPO были проведены компаниями, представляющими собой, по сути, классических страховщиков, стремящихся к основательным преобразованиям своего бизнеса:
Крупнейшая сделка была совершена компанией Oscar (США). В рамках одного раунда финансирования ей удалось привлечь 400 млн долларов. Показательно также, что наибольший вклад в этот раунд внес один из наиболее консервативных в отрасли фондов Fidelity Investments. Стоимость компании по результатам сделки стала оцениваться в 2.7 млрд долларов (№2 в списке «страховых единорогов» после Zhong An). Еще более впечатляющую сумму в 500 млн долларов (при стоимости в 3 млрд долларов) удалось привлечь в ходе очередного раунда другой китайской компании PingAn Good Doctor. Metromile получила 34 млн долларов (60$ млн в общем), FinanceFox — 5.5$ млн (28$ млн в общем), Huize Insurance — 30.8$ млн, Zebra — 17$ млн (из общей суммы в 21$ млн), Trov — 25.5$ млн, DocPlanner — 20$ млн (34$ млн в общем), FriendSurance — 15.3$ млн, PolicyGenius — 15$ млн (21$ млн в общем), Clark — 13.2€ млн, Alan — 13€ млн, Slice — 3.9$ млн, Bunker — 2$ млн, FitSense — 0.3£ млн.
В 2017 году ожидается несколько интересных сделок слияния и поглощения от традиционных страховых компаний. Последние, по сравнению с банками, стали очень активны в отношении инноваций, стараясь сотрудничать с представителями рынка страховых технологий и взаимодействовать еще на ранних этапах их развития. Именно поэтому заключение новых инвестиционных договоров, слияний и поглощений на рынке — всего лишь вопрос времени.
Онлайн-страхование — одна из наиболее динамично развивающихся финтех-областей, которая, в течение ближайших нескольких лет, вне всяких сомнений, превратится в отдельный и самобытный сектор. Тем временем PingAn, Zhong An и другие китайские страховые компании, а также гонконгские инвесторы Horizon Ventures могли бы дать фору другим игрокам в плане практических результатов. По сложившейся привычке американские и китайские компании делают акцент только на собственных домашних рынках (Lemonade и Metromile планировали к 2017 году покрыть своими услугами всю страну) и только европейские игроки мыслят с позиции роста и расширения. Так, FriendSurance и Trov запустили свои услуги на австралийском рынке, FinanceFox прибавила к своей зоне охвата Швейцарию и Австрию, а DocPlanner ведет свою деятельность на 25 рынках.
Сейчас, когда формирование рынка онлайн-страхования подходит к концу, сервисы сравнения цен, агрегаторы продуктов и брокеры (Zebra, PolicyGenius, Bunker, FinanceFox, Alan, CoverFox) вместе занимают самую крупную долю рынка. Тем не менее исходя из характерных для финтеха в целом тенденций, можно сказать, что подобные процветающие ныне сервисы в будущем отойдут на второй план, уступив место игрокам, способным предоставить конечному клиенту расширенный и качественно новый набор услуг. Тем же, кто не захочет идти по этому пути для сохранения клиентов и бизнеса придется охватить своей деятельностью смежные секторы финтех-рынка. К примеру, компания Oscar Health сейчас очень активна во многих областях, от онлайн-записи на прием к врачу и разработки решений в области телемедицины до заключения договоров с мелкими работодателями для повышения качества предоставляемых их сотрудникам услуг и открытия новой больницы в Бруклине с целью увеличения лояльности клиентов и операционной прибыли путем предоставления комплексного набора услуг.
В целом, если ранее страховые компании предпочитали работать с крупным бизнесом современные страховщики начинают уделять все больше внимания сотрудничеству с бизнесом малым и средним. Очевидно, данная тенденция связана с ростом «гигономики» (фрилансеры, участники посреднических рынков и обслуживание по требованию, как основные ее элементы). Slice, Stride, Bunker и CoverFox предлагают довольно новые по своей сути Uber-подобные услуги для новых типов наемных работников и клиентов. Наличие сервисов, продающих страховые услуги в соответствии с моделями «плати за каждую милю» (Metromile) и «плати за каждое использование» (Slice) — яркие примеры обслуживания по требованию и целенаправленного удовлетворения потребностей водителей, проводящих в дороге мало времени.
Другой интересный пример, также позаимствованный из пула актуальных экономических трендов — коллективное страхование. Такие сервисы, как Lemonade и FriendSurance позволяют Вам вместо приобретения индивидуального полиса присоединиться к страховой группе, состоящей из похожих по потребностям и жизненных обстоятельствам, а также, возможно, знакомых лично, людей. В случае если страховой случай не происходит, клиенты получают свои взносы обратно за вычетом комиссии платформы.
Быстрое развитие потребительского онлайн-кредитования ведет к увеличенному спросу на сервисы онлайн-страхования: страхование электроники, спортивного оборудования и даже музыкальных инструментов (доступное, к примеру, в Trov). Высокий объем продаж фитнес-трекеров и рост популярности фитнес-приложений создает благоприятные условия для появления компаний, собирающих и анализирующих подобного рода информацию о вашей физической активности (FitSense). Инновации в области искусственного интеллекта и изобретение чатботов ведет к появлению сервисов, способных предлагать продукты автоматически (Clark) или прогнозировать критические ситуации (Quartet).
Сегменты страховых и медицинских технологий быстрыми темпами движутся к некоему общему знаменателю и такое развитие событий кажется логичным. Страховой гигант PingAn запустил PingAn Good Doctor, чтобы предоставить своим клиентам возможность назначать приемы у врача онлайн и получать услуги телемедицины. На данный момент сервисом уже пользуются 77 млн клиентов, получающих медицинскую помощь от 250 тыс докторов. Quartet позволяет людям получать консультации у широкого круга терапевтов, а также автоматически анализировать свои симптомы. DocPlanner и Doctoralia также предоставляют онлайн-сервисы для назначения приемов у врача онлайн. Первый сервис обслуживает 8 млн человек в 25 странах, второй — 9 млн в 20 странах.
Темпы роста сервисов нового поколения набирают обороты, и происходит это не только органически, но также за счет их слияния друг с другом. Так, DocPlanner недавно завершил приобретение Doctoralia, а Metromile приобрела Mosaic Insurance, чтобы получить возможность самостоятельно осуществлять оценку страховых рисков и стоимости полисов.
Рынки страховых и медицинских технологий привлекают все больше внимания инвесторов. События последних лет показывают, что страховые компании ведут себя более активно по отношению к новым технологиям, нежели банки ранее отнеслись к инновациям в области финтеха. И судя по всему, первые извлекли уроки из неудач последних и решили не сопротивляться технологическим изменениям и не игнорировать их.