[Перевод] How to start a startup: Юридические основы запуска стартапа
Cтэнфордский курс CS183B: How to start a startup. Стартовал в 2012 году под руководством Питера Тиля. Осенью 2014 года прошла новая серия лекций ведущих предпринимателей и экспертов Y Combinator:
[ 1–3 ] Стартап и его команда: Y Combinator и Facebook
[ 4–7 ] Growth Hacking: Homejoy, PayPal, Palantir и Wufoo
[ 8 ] Масштабирование: DoorDash, Teespring, KiKo и Justin.tv
[ 9 ] Как привлечь инвестиции: Andreessen Horowitz, Ron Conway и Zenefits
[ 10–11 ] Культура компании: AirBnB, Sequoia Capital, Pinterest и Stripe
[ 12 ] Разработка B2B-продуктов: Box
[ 13–15 ] О руководстве и сотрудниках: LinkedIn, Khosla Ventures, Scribd, Andreessen Horowitz
[ 16 ] Работа с пользователями: Twitch
[ 17 ] Проектирование продуктов: Jawbone
[ 18 ] Юридические основы запуска стартапа
Сэм Альтман: Кирсти и Кэролинн расскажут о финансовых и юридических аспектах работы в стартапе. Эта лекция, возможно, будет не самой интересной, но если вы усвоите этот материал, то вам удастся избежать неприятностей в дальнейшем.
Кэролинн: Как уже сказал Сэм, в этой лекции мы поговорим о некоторых принципах работы стартапа. Мы с Кирсти расскажем об основных юридических и финансовых проблемах, с которыми ваш стартап может столкнуться на ранних этапах своего развития.
В одном из своих видео Пол Грэм как-то сказал: «Основателям не обязательно знать все финансово-правовые особенности создания стартапа». Я подумала: «О, нет! Это же название нашей лекции».
На самом же деле Пол хотел сказать, что основателям не нужно углубляться в детали этих процессов, потому что это довольно опасно. Так или иначе, мы с Кирсти не будет рассматривать эту тему подробно. Нашей целью будет, по крайней мере, убедить вас в том, что не стоит запускать стартап во Флориде не подумав.
Дисклеймер: в этой части курса лекций стэнфордской стартап-школы изложены особенности западной юридической практики (что логично), при этом мы настоятельно рекомендуем изучить общую логику и подход коллег к работе с данными аспектами деятельности стартапов. Российская практика обладает своей спецификой, заимствует и успешно адаптирует ряд решений. Мы непременно продолжим знакомить вас с подобными юридическими тонкостями в нашем блоге.
Кирсти: Мы очень волновались, что вам будет скучно слушать бухгалтера и юриста. До нас выступали потрясающие основатели, и они затрагивали очень интересные темы. Но, как сказал Сэм, если вы будете знать все основы, то сможете принимать правильные решения, избегать неприятностей и лишних хлопот, а самое главное — сосредоточиться на том, что для вас по-настоящему важно — привести свою компанию к успеху.
Мы часто ссылаемся на такое понятие, как «стартап». Наверняка, вы помните, что любой «стартап» должен быть оформлен как отдельное юридическое лицо. Об особенностях его формирования мы поговорим чуть подробнее в дальнейшем.
Кроме этого, вы, наверное, знаете, что у стартапа имеются свои активы, интеллектуальная собственность, изобретения и другое имущество, которое нужно оберегать. Мы еще коснемся этого вопроса, а затем поговорим о том, как привлекать денежные средства, нанимать сотрудников и заключать договора.
Перед тем, как создать собственную компанию, вам необходимо обсудить с другими основателями несколько довольно важных вопросов: в частности, кто и за что будет отвечать в компании, и какой долей акций компании будет владеть каждый из основателей.
Кэролинн: Для начала поговорим о процедуре запуска стартапа. Каждый стартап должен быть зарегистрирован как отдельное юридическое лицо. Вы, наверняка, уже знаете, что основной причиной выделения компании как отдельного юридического лица является защита личного имущества. Если на вашу компанию подадут в суд, то никто не сможет забрать деньги с вашего личного банковского счета — только со счета компании.
Еще один важный вопрос: где лучше всего зарегистрировать стартап. Теоретически у вас есть выбор из 50 штатов, но лучший вариант — это штат Делавэр. Уверена, вы знаете почему. Делавэр предлагает все условия для создания компаний. В штате разработаны четкие и твердо установившиеся законы. Кроме того, инвесторы состоят в хороших отношениях с компаниями из Делавэра и активно вкладывают в них свои средства. Возможно, большинство их инвестиций уходит именно в этот штат.
Таким образом, если ваша компания зарегистрирована в Делавэре, то все становится значительно проще: у ваших инвесторов будет меньше работы, и вам не придется обсуждать с ними, стоит ли проводить перерегистрацию вашей компании из Вашингтона в Делавэр.
Расскажу короткую историю. Около двух лет назад мы в YC работали с компанией, первоначально зарегистрированной как ООО [англ. Limited liability company, LLC в США] в штате Коннектикут: так основателям порекомендовали поступить их знакомые юристы.
Когда эти основатели пришли в YC, мы сказали, что им нужно повторно зарегистрироваться в Делавэре. Юристы из Коннектикута стали оформлять документы на перерегистрацию и, к несчастью, допустили очевидную, но очень серьезную ошибку. Они обнаружили ее, когда привлекали очень большую сумму денег. На протяжении двух лет основатели компании думали, что она зарегистрирована в Делавэре, хотя по бумагам она все еще числилась в Коннектикуте.
Скажу лишь, что для выяснения обстоятельств этого дела было привлечено четыре юридических фирмы: две из Делавэра, одна из Коннектикута и одна из Кремниевой Долины. Сегодня штраф за неправильную перерегистрацию составляет 500 000 долларов.
Вывод очевиден — ничего не усложняйте. Мы регистрируем все компании из Y Combinator по одному и тому же принципу, потому что так проще. Если не будете мудрить, то сэкономите много времени и денег.
Кирсти: Как же все-таки создать компанию, после того как вы решили зарегистрировать ее в Делавэре? Необходимо выполнить ряд определенных действий. Первое — довольно-таки простое: вы всего-навсего отправляете в Делавэр по факсу два листа бумаги, где написано, что вы собираетесь создать компанию.
На данном этапе у компании еще нет своих активов, и в ней пока ничего не происходит. После этого вы заполняете ряд документов, устанавливающих, помимо прочего, правила внутреннего распорядка компании. В них указываются имена членов совета директоров и руководства компании. В случае если вы регистрируете компанию в Делавэре, в документах необходимо указывать имена исполнительного директора, президента и главного секретаря.
Кроме того, на данном этапе вам следует заполнить документы, которые подтверждают наличие у вашей компании изобретений или программного обеспечения, созданных вами как физическим лицом и принадлежащих компании. Помните, что в этот момент желательно решить, что вы делаете от своего лица, а что — от лица своей компании, которая является отдельным субъектом. Очень важно видеть здесь четкую разницу.
Есть множество сервисов, которые могут помочь вам зарегистрировать свою компанию. Конечно, вы можете обратиться в одну из юридических фирм, однако кроме них есть онлайн-сервисы, предоставляющие те же услуги. При работе с компаниями из YC мы часто пользуемся сервисом под названием Clerky, где все стандартные документы заполняются за вас, так что вы можете ни о чем не беспокоиться и сосредоточиться на том, что для вас действительно важно.
Примечание: Петербургские разработчики запустили консьерж-сервис юридической помощи — yurburo.ru. «ЮРБЮРО» — полноценная платформа для создания юридических услуг. В данный момент команда является резидентом Акселератора ФРИИ и участвует в реалити-шоу «Кандидат на взлёт».
Стоит отметить важность этих документов, потому что в них указано, что представляет собой ваша компания и чем она занимается. Очень важно, чтобы все документы хранились в надежном месте.
Звучит банально, но некоторые основатели не уделяют этому должного внимания. Они не знают, что указано в их документах и где они находятся. Никто не спорит, что бумажная работа — далеко не самая интересная часть ведения бизнеса.
Те моменты, когда ваши документы имеют большое значение, оказываются одними из наиболее напряженных в жизни стартапа. Наверняка, они сыграют определенную роль, когда вы будете привлекать инвестиции в раунде A или в период приобретения вашей компании. Вам придется тщательно изучить все документы, потому что с ними будут работать профессиональные юристы. Если вы не знаете, где хранятся ваши документы и что в них написано, любая стрессовая ситуация станет для вас еще более напряженной.
Главное — хранить свои документы в надежном месте и в строгом порядке. Так вы избавите себя от ненужной работы.
Кэролинн: Теперь несколько слов о финансовой составляющей стартапа. Для начала поговорим о распределении долей компании. Если стоимость акций вашей компании высокая, то встает вопрос о доле каждого основателя в компании. Если вы — единственный основатель в стартапе, то вам об этом можно не задумываться. Но если основателей двое или больше, вопрос становится довольно острым.
Во-первых, важно понимать, что фактическая реализация идеи важнее самой идеи. Во многих стартапах слишком много внимания и, соответственно, чересчур большая доля компании достаются именно основателю, придумавшему идею для стартапа. Без сомнения, идеи имеют большое значение, но сами по себе они ничего не стоят.
Вы где-нибудь видели, чтобы за одну идею кто-то заплатил миллиард долларов? Стоимость компании начинает расти, только когда все основатели работают над реализацией идеи. Не стоит поддаваться соблазну и отдавать чрезмерно большую долю акций основателю, являющемуся автором идеи для компании.
Во-вторых, нужно подумать, стоит ли распределять акции компании равномерно между ее основателями. На наш взгляд, вполне очевидно, что стоит. Доли каждого из основателей не обязательно должны быть равными, однако если они сильно отличаются, это должно настораживать.
Мы часто интересуемся мнениями основателей по поводу неравенства долей в компании. Возможно, один из основателей считает, что стартап долго не проживет. Возможно, кто-то переоценивает свой вклад в работу компании, свое образование или свой предыдущий опыт. Доверяют ли основатели друг другу? Откровенно ли они делятся своими мыслями по поводу стартапа и его будущего? Если доли основателей в компании сильно отличаются, то мы начинаем беспокоиться о том, ладят ли они друг с другом.
В-третьих, в стартапе очень важно смотреть в будущее и не оглядываться в прошлое. Иначе говоря, каждый основатель должен выкладываться на все 100%. Каждый должен спросить себя, готов ли он к длительному путешествию. Если все в стартапе считают, что каждый из основателей должен вкладывать в работу все свои силы на протяжении всего пути, то все, что происходило до создания компании, не имеет никакого значения.
Не важно, чья была идея, кто занимался разработкой, кто работал над прототипом и у кого есть степень MBA. Всей команде будет лучше, если доля каждого будет одинаковой, потому что реализовывать идею будет вся команда. К этому можно добавить, что среди лучших компаний YC, то есть тех, чья оценочная стоимость оказалась самой высокой, нет ни одной, где доли основателей значительно разнились.
Кирсти: Вы с основателями обсудили, как будете распределять между собой доли в компании. Что дальше? Очень часто основатели удивляются, что им нужно еще что-то делать, чтобы завладеть своими акциями. Им кажется, что их разговоры что-то решают. На деле же вы считаетесь не только физическим лицом, но и представителем компании.
Можно представить похожую ситуацию в крупной компании: если вы работаете в Google, и вам сказали, что часть зарплаты вы будете получать в виде акций, то вы можете предположить, что должны подписать какие-то документы на выдачу пакета акций. Если этого не происходит, вы подумаете, что здесь что-то не так. То же самое и в небольшой компании.
В данной ситуации вы должны подписать договор о купле-продаже ценных бумаг. Вы как физическое лицо покупаете акции у компании. А когда вы что-то покупаете, вы всегда вступаете в двухстороннюю сделку. В данном случае вы можете получить акции, если вы либо платите за них наличными, либо предоставляете компании свою интеллектуальную собственность, изобретения или разработки. Таким образом, все, что было сделано вами в прошлом, фактически принадлежит компании.
Такие акции еще называют ограниченными, потому что права на них можно получить лишь по истечении определенного срока. В дальнейшем мы рассмотрим этот вопрос чуть более подробно.
Если говорить о процессе предоставления прав на акции, то стоит упомянуть об одном очень важном документе, о котором мы постоянно твердим всем и каждому, потому что последствия могут быть необратимыми. В свое время из-за него было сорвано несколько сделок.
Мы заметили, что некоторые компании не заполняют так называемую форму 83(b) Election, и зачастую это приводит к срыву сделки. Не буду вдаваться в детали: лишь скажу, что от этого документа зависит объем налогов, которые вы выплачиваете как физическое лицо и как представитель компании, а это может серьезно сказаться на вашем бизнесе.
Поэтому главное — заполнить все документы, в частности, договор о купле-продаже акций и налоговую форму 83(b) Election, а также убедиться в том, что вы действительно передали эти бумаги на рассмотрение. Если вы не сможете этого доказать, у вас возникнут проблемы с налоговой службой (IRS), а инвесторы и компании, заинтересованные в приобретении вашего стартапа, не станут заключать с вами никаких сделок.
Кэролинн: Далее мы поговорим о процессе предоставления прав на акции, или вестинге. Как вы знаете, под вестингом понимают процесс обретения прав на акции по истечении определенного промежутка времени. Здесь мы говорим об акциях, которые вы приобретаете у своей компании, и которые дают вам право голоса. Однако в случае если вы уходите из компании до момента истечения срока вестинга, ваша компания может вернуть себе эти акции. Такой тип акций еще называют ограниченными, имея в виду, что акции находятся в процессе вестинга. Налоговая служба обычно говорит, что такие акции «подлежат возврату».
Каким обычно бывает срок вестинга? В Кремниевой долине так называемый стандартный срок вестинга составляет четыре года с клифом [англ. cliff — период, по истечение которого сотрудник получает накопленный им объем акций] в один год. Это значит, что через год основатель становится полноправным владельцем 25% своих акций, а права на оставшиеся 75% он получает ежемесячно в течение следующих трех лет.
Представьте, что на Рождество основатель покупает пакет акций, а в ближайший день благодарения, то есть до истечения срока в один год, покидает компанию. В этом случае у основателя нет прав на эти акции, так как он ушел из компании до истечения периода клифа. Если же основатель покидает компанию через день после следующего Рождества, то есть спустя один год и один день, он или она получает право на 25% акций, так как срок клифа истек.
Что же происходит с акциями после ухода основателя из компании? Компания может выкупить эти акции. В нашем примере с основателем, ушедшим через год и один день после приобретения акций, компания должна выкупить у него оставшиеся 75% акций.
Как? Компания просто-напросто выпишет основателю чек: точно так же, как основатель заполучил эти акции. В чеке указывается та же стоимость, по которой основатель приобрел эти акции. Таким образом, получается, что основатель просто возвращает свои же деньги.
Возникает вопрос: зачем вообще нужен вестинг? Важность этой процедуры связана с уходом основателей из компании. Если бы не было вестинга, то основатель после своего ухода забирал бы с собой достаточно большую долю акций компании. Разумеется, это было бы нечестно по отношению к его коллегам. Подробнее мы поговорим об этом, когда коснемся заработной платы основателей.
Помимо этого, вестинг стимулирует работу основателей в стартапе. Если основатель в любой момент может уйти из компании со своей долей, тогда зачем в ней вообще оставаться и инвестировать свои силы и время? Ведь работа над стартапом требует титанических усилий.
Нужен ли вестинг единственному основателю в компании? Нужен, потому что у него тоже появляется дополнительный стимул к работе. Инвесторы хотят, чтобы все основатели, в том числе единоличные, были заинтересованы в длительной работе.
Наличие вестинга в компаниях с одним основателем также является примером для других сотрудников. Можете представить, как глупо будет выглядеть, если основатель станет рассказывать своим сотрудникам, что в течение четырех лет он должен получить права на свои акции, когда на самом деле эти акции ему вовсе нужны.
Вестинг влияет на корпоративную культуру компании: основатель, которому нужно получить права на акции, задает темп работы для всего стартапа, когда говорит: «Мы с вами настроены на длительную работу, мы все собираемся получить права на свои акции, и будем делать это вместе».
Кирсти: Двигаемся дальше. Мы грамотно зарегистрировали компанию. У каждого имеется своя доля акций. Вся стандартная бумажная работа завершена. Что теперь? Следующим этапом развития стартапа будет привлечение финансирования.
В предыдущих лекциях несколько инвесторов и основателей уже поделились опытом привлечения средств. Если они рассказывали о стратегиях получения инвестиций, то мы расскажем об оформлении необходимых документов и о том, что нужно делать, когда кто-то готов вложить в вашу компанию свои средства.
Что касается привлечения финансирования, то тут возможны два случая: либо стоимость, на которую ориентируются инвесторы, установлена, либо она не установлена. Под стоимостью имеется в виду оценка стоимости компании. В принципе инвестиционные раунды можно называть как угодно, но, как правило, если речь идет о посевном раунде, значит, стоимость еще не установлена. В так называемых раундах A, B и так далее, стоимость уже определена.
Если информации о данной стоимости пока нет, то получить денежные средства проще. Данная операция проводится на основании соглашения об особой форме конвертируемых займов, которая в английской литературе носит название Safe.
И вновь в сделке принимает участие две стороны. В документе прописывается, что, допустим, сейчас инвестор выплачивает 100 000 долларов, а взамен получает право на получение акций в следующем раунде, когда стоимость компании уже будет известна. Стоит отметить, что после оформления документов этот инвестор не является акционером и поэтому не имеет права голоса в компании. Он будет обладать другими правами, о которых отдельно расскажет Кэролинн.
Вполне естественно, что инвесторы хотят получить что-то взамен, когда вкладывают свои деньги на самом раннем и рискованном этапе развития компании. И здесь надо упомянуть о таком понятии, как оценка капитализации компании, о которой, я уверена, многие наслышаны.
Во время раунда с неустановленной стоимостью компании должен быть подписан документ, в котором указывается величина капитализации при конвертации акций. При этом она отличается от текущей оценки компании.
Оценка капитализации — это верхний предел стоимости компании, который в дальнейшем используется для подсчета числа акций, принадлежащих инвестору. Предположим, инвестор предоставляет компании конвертируемый займ в размере 100 000 долларов с капитализацией в 5 миллионов.
Если через год компании удается привлечь инвестиции при оценке ее стоимости в 20 миллионов долларов, то стоимость одной акции для первого инвестора снизится примерно в четыре раза. Таким образом, на вложенные им 100 000 долларов инвестор сможет купить примерно в четыре раза больше акций, чем если бы он вложил ту же сумму в раунде A. Так инвестор может получить выгоду от того, что вложился раньше других.
© Megamozg