[Перевод] Хотите практиковать навыки руководителя? Попробуйте роль Dungeon Master
Вы никогда не узнаете всего о руководстве, и это нормально!
Этой зимой мы с группой друзей болтали о Dungeons & Dragons (пятой редакции). Некоторые из них раньше играли, другие были абсолютными новичками, и все хотели попробовать провести совместную кампанию.
Чтобы прощупать почву, мы начали с ваншота (one-shot) — законченного приключения, прохождение которого занимает 3–4 часа. Я играл роль владыки подземелья (Dungeon Master), задача которого заключается в организации приключения (скорее всего, теперь я навечно останусь DM).
Мы провели уже четыре сессии (два ваншота и две сессии полноценной кампании), и я начал замечать сходство между DM и работой менеджера. Именно тогда меня озарило, что эта игра стала странным мостом между моей повседневной работой и моей любовью к RPG в сеттинге высокого фэнтези.
В конце концов, я управлял целым игровым миром, находящимся в нём NPC (персонажами), позволив трём непредсказуемым приключенцам отрываться по-полной, ограничивая их правилами и развивая некое подобие истории. Всё это позволяло практиковать навыки менеджера и директора, что в мире бизнеса даётся потом и кровью.
На этом моменте вечные DM могут закатить глаза и сказать: «У тебя было всего четыре сессии, ты испытал ещё недостаточно боли и страданий, чтобы писать подобное». Вполне возможно, но мне думается, что в будущем у этого поста будет много продолжений, так что здесь я поделюсь своими открытиями в целом.
В начале своей карьеры Dungeon Master вам нужно многое узнать. Кто такие PC (персонажи игроков за столом)? Что они стремятся сделать? Почему они в этом мире? В чём смысл вашего приключения? Можешь ли ты бросить гнома на 15 футов в открытую атаку, когда на тебя напали Кровопийцы, а проверка на Атлетику в сумме дала 6?
Подготовка нашей первой игры была пугающей, похожей на подготовку моей первой команды в должности менеджера. Я был не в своей тарелке и хватался за любую книгу или видео, которые дали бы мне некоторое представление о том, как раньше это делали другие.
К счастью, как и в менеджменте, есть люди, на которых все смотрят снизу вверх и считают великими DM. Я подробно изучал Dungeon Dudes, XP to Level 3 и Sly Flourish, параллельно просматривая клипы «несравненных», например, Мэтта Мерсера (Critical Role) и Бреннана Ли Маллигана (Dimension 20), чтобы понять, как выглядит наивысший уровень.
«Несравненные» — это люди, имеющие высококачественные компоненты, знакомых актёров озвучки и задающие невероятные стандарты, которых никогда не достигнем мы, простые смертные.
У каждого менеджера и DM есть собственный стиль подготовки; в моём случае потребление гор информации из различных источников дало мне представление о том, как я хочу и как не хочу руководить своей командой и игрой. Найдите то, что лучше всего подходит вам, и время от времени переосмысливайте возможные способы совершенствования. Это применимо для кампаний на одного игрока, проектов, создания стратегий, OKR, вылазок в подземелья (dungeon crawl) и так далее.
Почитав и посмотрев видео, я воспользовался изученной информацией на практике, написал заметки для нашей сессии (в качестве начальной точки я выбрал A Wild Sheep Chase) и подготовил мир. Я знал, чего хочу от своих игроков. Хотя я не мог сказать конкретно, что произойдёт, я могу привести их к этому. По крайней мере, так я думал.
Я наизусть знал имена персонажей игроков, их классы, расы и характеристики, но способ их отыгрыша этих персонажей был для меня загадкой. Взглянув на краткое описание, вы можете подумать, что знаете навыки человека, однако способ использования этих навыков туманен, пока вы не увидите их в действии.
Мои персонажи незамедлительно отправились в таверну (какая неожиданность!) и захотели поговорить с каждым NPC, чтобы узнать, не найдётся ли приключений, в которых можно поучаствовать. Я этого не предвидел. У меня был тщательно заточенный «крючок» приключения, с которого они должны были начать, но они пробежали мимо него.
Я потупил несколько минут, пытаясь на ходу придумывать имена, род занятий и голоса, и наконец осознал, что каждый NPC может говорить о странном волшебнике в башне и исчезающих людях. В конце концов, они ведь тоже жили в том же мире, и всех их в той или иной степени это затронуло.
Невозможно предсказать всего в игровом мире, однако если подготовить структуры и запасные варианты, можно вернуть персонажей и исходной цели. Также я осознал, что совершенно нормально позволить им отклониться от пути, но мне нужно было знать минимум о мире, его опасностях и о том, с чем они могут столкнуться.
Как и в менеджменте, проекте или карьерном пути, у вас нет очевидного начального крючка, однако совместно работая с отчётами, можно найти надёжный фундамент для начала путешествия. Конечно, всё пройдёт неидеально, однако знакомство с их набором навыков может стать первым шагом к успеху.
У каждого персонажа есть очки способностей, модификаторы и умения. Все они используются при бросках костей, чтобы определить результат.
Пример: я хочу украсть связку ключей у спящего стража. (бросок на ловкость рук (проверка DEX), 17 на d20 (20-гранном кубике) + 4 от умения и модификаторов. Ключи успешно украдены!
Спустя четыре сессии я знаю, как презентовать возможности таким образом, чтобы Вор воскликнул: «О, да это прекрасный шанс использовать мою скрытность!» или полуорк-паладин возрадовался тому, что его противники — скелеты, которым он своей палицей наносит двойной урон.
Каждая личность обладает собственным опытом и моя задача заключается в том, чтобы показать их шанс преуспеть или продемонстрировать этот опыт. Это не только поддерживает их увлечённость, но и позволяет получать удовольствие от своей роли в мире и в группе.
Это почти идеально можно перенести в сферу управления командами. Когда вы подготавливаете проекты и цели, человек ощущает себя вознаграждённым, если выполняет работу, полностью подходящую под его набор навыков. Иногда будут возникать случаи, когда вам придётся поставить их в дискомфортное положение, или когда они не захотят стремиться к невыгодному навыку, но всегда нужно иметь в запасе моменты большого шанса на успех, если они ощущают себя проигравшими.
При составлении заметок по сессиям я теперь пытаюсь придумать, как согласовать некоторые из столкновений с наборами навыков партии. Нет ничего лучше наблюдения за тем, как Друид спасает партию от ареста, использовав Малую иллюзию, чтобы вызвать шум толпы и отвлечь внимание охраны. В результате мы получаем восторг, увлечённость и бОльшую отдачу.
Знаете, сколько книг существует для Dungeons & Dragons? Кроме Player«s Handbook, есть Dungeon Master«s Guide, Monster Manual, Xanathar«s Guide to Everything, Volo«s Guide to Monsters и Mordenkainen«s Tome of Foes, и это лишь небольшая часть. И мы ещё не учли бесконечные модули, приключения и созданные сообществом вспомогательные ресурсы. Не стоит и говорить, что это большой объём информации. Я никогда не узнаю её целиком, и это нормально.
То же самое относится и к менеджменту. Существует миллион и ещё одна книга по тому, как управлять командами, но вы никогда не прочитаете их все. Вы никогда не узнаете всего у менеджменте и в этом нет ничего плохого!
Если вы стремитесь практиковать навыки менеджера, работа Dungeon Master даст вам эту возможность. Вы должны знать людей (игроков), всегда помнить о конечной цели и максимально хорошо подготовиться к тому, чтобы доставить их к этой цели.
Также нужно знать, что время от времени всё идёт наперекосяк. В такие моменты вы как менеджер (или DM) должны быть гибкими, решать непосредственные проблемы и вернуть команду (или партию) на правильный путь.
Я уверен, что получу и другие уроки, но пока этого достаточно, чтобы поразмыслить.