[Перевод] Гаджеты как источник постоянных отвлеканий

e83c98f69dfc4fc39a61084aa7092d8d.jpg

Каждый раз, когда думаешь, что образ жизни уже не может меняться быстрее, судьба услужливо доказывает обратное. Сравните свою сегодняшнюю жизнь с той, что была пять лет назад — всё стало совсем другим, и одним из ключевых отличий можно назвать переизбыток отвлекающих событий.

Мы постоянно просматриваем какие-то сообщения: в SMS, соцсетях, электронной почте, читаем новости, развлекательные публикации и т.д. Множество людей пытаются нам что-то сообщить, донести. А с повсеместным распространением умных часов ситуация только усложнится: как метко подметил техноблогер MG Siegler, «это устройство для привлечения внимания», и если смартфон ещё можно отложить подальше, то часы постоянно на руке, в поле зрения.

Есть два способа справиться с избытком всевозможных отвлекающих событий. Первый: объяснять, спорить, доказывать всем в своём круге общения, что постоянное переключение внимания вредит здоровью (так и есть, это делает нас глупее), а затем уехать на дачу, подальше от всех. И обнаружить, что и за городом теперь хороший мобильный интернет.
Однако жизнь и обстоятельства всё равно окажутся сильнее. Одна юная знакомая автора данной статьи не так давно продемонстрировала результат одного дня, проведённого ею без смартфона: в WhatsApp было 2000 сообщений. Девочке 12 лет.

Никакие наши слова и логические доводы не смогут изменить цифровой образ жизни подрастающего поколения. Но и для взрослых ситуация с постоянным информационным шумом не слишком отличается. Посмотрите на иконку приложения почтового клиента на своём смартфоне, сколько там непрочитанных сообщений? Сколько писем вам приходит за день? Добавьте сюда свою ленту в Facebook, Twitter, «ВКонтакте», Instagram, WhatsApp, Viber и других сервисах и получите огромное количество случаев, требующих отвлечься от текущих дел, переключить внимание.

Единственный эффективный способ справиться с этим — задействовать качество, свойственное нашему биологическому виду. Адаптироваться. Сделать новые инструменты. Не бороться с переменами, а «оседлать» их.

Так что же делать?


Проблематике влияния отвлечений на человека, как и стратегиям адаптации, посвящено немало исследований. Но посмотрите на этот вопрос с другой стороны, с точки зрения ответственности. Что мы — техническое сообщество, эксперты по продуктам, дизайнеры, разработчики, маркетологи — можем сделать для того, чтобы нас не изнуряли всевозможные уведомления?

Эту проблему можно сравнить с переходом на экологически чистые источники энергии. Можно сколько угодно их идеализировать, но переход произойдёт лишь тогда, когда вся эта «экология» станет дешёвой или её безвредность будет очень востребована.

Поддерживать «чистоту» нашего цифрового окружения столь же непросто, поскольку в него вовлечены большие средства. Множество компаний пытаются добиться вашего внимания, оказаться громче других, сообщая о себе чаще и навязчивее. «Пожалуйста, посмотри на меня, а не на конкурента». «Купи мой товар, покупай мой контент». В соцсетях всё ещё сложнее, поскольку, теоретически, сами сети не являются источником отвлекающих событий, это делают сами пользователи.

Начинать решать проблему нужно с настройки уведомлений в каждом компоненте своей цифровой экосистемы, от ОС до отдельных приложений.

Операционная система


С помощью Android и iOS можно управлять большинством событий, которые отвлекают наше внимание. Имеющиеся в ОС инструменты позволяют эффективнее и целенаправленнее настраивать виды уведомлений, время их получения и виды действий. Вот несколько базовых примеров.

В iOS опция «Не беспокоить» (Do Not Disturb) запрятана в глубине меню настроек, но влияет она только на некоторые возможности устройства. Поэтому в качестве лучшей альтернативы можно было бы создать режим Time Out (Перерыв). Идея заключается в том, что каждому человеку нужно периодически отдыхать от всевозможных информационных раздражителей, чтобы иметь возможность сфокусироваться на чём-то одном.

986added39b44329ba471fa8258ec7d8.pngРежим «Перерыв» не менее (а на самом деле куда более) важен, чем «Авиарежим». Его следовало бы поместить на самый верх и, быть может, сделать автоматически активируемым, когда пользователь отключает на смартфоне звук. Понимать название «Перерыв» следует буквально, то есть должны пресекаться абсолютно все события, способные отвлечь владельца телефона. Например, во время просмотра кино или ужина с семьёй. Ничто, кроме экстренных случаев, не должно помешать ментальному перерыву человека: ни звук, ни включение экрана, ни мигание светодиода, ни вибрация. Даже в центре уведомлений не должно что-либо отображаться в это время, на тот случай, если пользователь по привычке пойдёт проверять.

iOS должна сообщать об активированном режиме «Перерыв» всем приложениям и сервисам, присылающим уведомления, чтобы они отправили их позже. Либо пользователь должен сам выбрать, уведомления от каких источников пометить как экстренные, чтобы они могли пробиться через режим «Перерыв».

Центр уведомлений сегодня является одним из важнейших приложений в смартфоне. С точки зрения функционала, в Lollipop центр уведомлений поудобнее, чем в iOS 8. Например, поддерживает карточки. Как можно улучшить сами уведомления? Можно совершать с ними больше различных действий. Сейчас обе операционные системы позволяют делать с уведомлениями лишь некоторые простые вещи, вроде закрытия или разворачивания для чтения. Кстати, динамические уведомления (Dynamic Notifications) в Apple Watch гораздо более гибки с точки зрения дизайна и выполняемых с ними действий, чем на iPhone.

Крайне важно, чтобы пользователь имел гораздо больше возможностей по управлению уведомлениями. Что мы можем сегодня: зайти в настройки и разрешить или запретить отдельным приложениям присылать уведомления. Однако большинству пользователей проще просто удалить досаждающее приложение, чем копаться в настройках.

Как помочь людям в настройке уведомлений? Например, вынести опцию отображения в само уведомление. Ниже показано, как это могло бы выглядеть: приложение Demo сообщает ОС, что оно может отправлять три вида уведомлений, а пользователь выбирает, какие из них показывать.

296a185430414ef793b37450fd6daaa0.jpg

Социальные сети и мессенджеры


Эти приложения и сервисы постоянно генерируют «прерывающие» события. Конечно, можно сказать, что они тут ни при чём, это другие люди шлют вам сообщения. Но это лишь часть проблемы. Стоит вам подключиться к одной из сетей, установить какой-нибудь мессенджер, как соотношение сигнал-шум в вашей цифровой жизни тут же катастрофически увеличивается.

Возьмём Facebook. С одной стороны, он позволяет в широких пределах настраивать отправку уведомлений. Но дело в том, что большинство пользователей оставляют настройки по умолчанию. И если мы хотим справиться с проблемой избытка отвлекающих событий, то настройки необходимы, но одного их наличия недостаточно.

Возможно, в данном случае стоит использовать контекст и машинное обучение — скажем, что-то вроде EdgeRank. Facebook может легко определить, какие именно уведомления нужны человеку, а какие нет, не прося его зайти в настройки. Если кто-то комментирует пост, может быть, он не хочет получать уведомления обо всех чужих комментариях.

Gmail продемонстрировал, как можно использовать машинное обучение для отделения обычных писем от коммерческих, которые он складывает в папки «Соцсети» и «Промо-акции». К этому надо привыкнуть, но зато такой подход позволяет уменьшить количество «шумовых» сообщений в почтовом ящике.

Мессенджеры вроде WhatsApp и Viber контролировать труднее, поскольку все сообщения создаются людьми и для людей. Так что, теоретически, все уведомления равноценны. Однако и здесь можно применить машинное обучение. Например, если вы напишите кому-то сообщение и вам ответят, вероятно, вам захочется получить уведомление об этом. Но когда приходят сообщения от групп, к которым вы не присоединялись, то не лучше ли эти сообщения агрегировать, а не получать многочисленные уведомления?

Создатели информационных ресурсов, владельцы сервисов и разработчики приложений


Всем тем, кто создаёт функционал программных продуктов, можно посоветовать генерировать уведомления в зависимости от контекста. Это позволило бы «понимать» сложные взаимосвязи и события, чтобы доносить до пользователя только ту информацию, которая ему действительно нужна, а не ту, что сочтёт нужной разработчик.

По-настоящему контекстно-зависимые продукты могут генерировать так называемые «моменты волшебства». Этим термином описываются события, когда гаджет предвидит ваши нужды и заранее подсказывает об этом. Хороший пример — календарное приложение. Если вы опаздываете на встречу, а календарь уведомляет о её точном месте и времени, то это релевантное уведомление. Но если вы уже сидите в переговорной на этой самой встрече, то же самое уведомление уже будет информационным шумом.

Достижение контекстной зависимости зависит от трёх компонентов:

  1. Пользователь (нравится, не нравится, его демография, привычки, друзья и т.д.)
  2. Окружающие условия (время, место, заведения поблизости и т.д.)
  3. Мир (глобальная информация, вроде спортивных новостей, задержки вылетов, люди, не входящие в ваш круг общения и т.д.)


Если уведомление удовлетворяет пользовательским предпочтениям, в правильном окружении, с нужной информацией о внешнем мире, то это замечательно. Если же нет, то велик риск возникновения «момента WTF». Лучший способ определить, какие же моменты генерирует ваш продукт — волшебные или WTF — это измерить поток push-сообщений (push churn).

Напоследок хотелось бы упомянуть такое новое направление, как агрегаторы уведомлений, наподобие Yo Store. Они позволяют информационным ресурсам доносить до пользователей сообщения о событиях, но только в то время, какое выбрали сами пользователи. Это полезно с точки зрения уменьшения количества отвлекающих событий, ведь можно самостоятельно выбрать только те виды уведомлений, которые интересны. Так что агрегация и выборочное управление являются важными частями комплекса мер по гармонизации нашей цифровой жизни.

Заключение


Как мы уже неоднократно упоминали, наши мобильные приложения для Android и iOS и сайт yota.ru являются ключевыми инструментами для гибкого управления услугами Yota — пользуясь ими, клиент может самостоятельно подключать, отключать и изменять условия обслуживания. Мы неизменно интересуемся новыми тенденциями в UI/UX, и в связи с этим нас и привлекла эта статья, посвящённая оптимизации уведомлений на мобильных платформах. Но быть может, кто-то в комментариях также сможет поделиться другими идеями, как люди могут обуздать нарастающий вал информационного шума в виде слабо структурированных уведомлений?

© Habrahabr.ru