[Перевод] Два уровня конкуренции на рынке финтеха
Сколько финтех-стартапов нужно, чтобы создать одно комплексное платежное решение?
Похоже, что в ответ можно назвать цифру приблизительно в 1.5 тысяч компаний. Именно столько финтех-стартапов работают в платежном сегменте — одном из самых широко представленных и хорошо финансируемых направлений финтеха. Давайте посмотрим почему эта цифра столь велика.
Наиболее значимая в финтехе конкуренция выходит на совершенно новый уровень
В финтехе существует два главных уровня конкуренции. Представители первого борются за выживание в рамках сегмента. На втором уровне идет борьба за кросс нишевое лидерство в «реальном мире», где действуют такие гиганты, как Amazon и Apple.
В первом случае все довольно тривиально. Львиная доля финтех стартапов по всему миру соревнуются за капитал, популярность и удлинение текущих раундов финансирования. Важнее то, что на этом уровне конкурентная борьба ведется с другими такими же стартапами. Независимо от того, сколько конкретно финтех-стартапов занимаются созданием тех или иных платежных решений, будь их хоть 1.5, хоть 5 тысяч, лишь горстка из них получит призрачный шанс преуспеть на высококонкурентном рынке.
Самое интересное начинается на следующем уровне. Те немногие, кому удалось привлечь больше средств, вступить в самые крепкие альянсы, представить по-настоящему более качественные по сравнению с конкурентами решения, и в то же время выйти за рамки государственных границ, вступают в борьбу за кросс нишевое господство. Здесь за первенство борется широкий круг игроков с самым разнообразным бэкграундом, среди которых нередко попадаются и настоящие тяжеловесы, заработавшие свою славу задолго до появления финтеха, такие, например, как IBM, Amazon и Alibaba.
Все дороги ведут к кредитованию
Давайте рассмотрим несколько интересных примеров, начиная со Square, хорошо известного игрока, который прошел путь от 9 долларов США за акцию в 2015 году до нынешних 33 долларов. Доход компании вырос с 850 млн долларов в 2014 году до 1.7 млрд в 2016, в том числе за счет работы по сокращению расходов.
Square, однако, не остановился на своем изначальном сегменте и распространил деятельность на кредитование, запустив в мае 2014 года соответствующий сервис Square Capital. К августу 2015 года, чуть более год спустя, Square выдавал своим бизнес-клиентам более 1 млн долларов в день, обеспечив за этот период наличным кредитованием более 20 тыс. субъектов малого бизнеса на общую сумму в 225 млн долларов. К ноябрю 2016 года, Square Capital выдал наличные авансы и займы более 100 тыс. компаний на общую сумму в 1 млрд долларов.
Любопытно, что представители сферы платежей чаще коллег из других областей стремятся укрепиться в других нишах.
«Мы наблюдаем определенные тектонические сдвиги, обусловленные появлением новых технологий и геополитическим движением, — поделился своим мнением глава Barclays Джес Стали в ходе панельной дискуссии на ежегодной встрече Института международных финансов. — Все банки сейчас серьезно сосредоточили свое внимание на сфере платежей. Возможно, именно эта сфера станет полем битвы финансовых компаний в ближайшие 15 лет».
Более того, преуспевающие в платежном сегменте компании начинают создавать закрытые экосистемы, делая это за счет выхода на рынки кадровых и бухгалтерских услуг, потребительского и бизнес кредитования и других. В качестве естественного продолжения этого подхода можно рассматривать практику подачи заявления на получение банковской лицензии, или, например, хитрый ход Square, которая подала документов на лицензию кредитора промышленных предприятий. Крупные коммерческие игроки идут по тому же пути.
Два года назад Ant Financial, финансовое подразделение Alibaba, вошло на китайский банковский рынок, запустив Mybank, обслуживающий частные лица и малый бизнес исключительно по интернету. В 2015 году Alibaba при посредничестве Lending Club начала предлагать американским бизнесам кредитование. Компании из США получили возможность подавать заявки на получение краткосрочный займов размером до 300 тыс. долларов для оплаты счетов на покупку товаров у китайских поставщиков. Месячная процентная ставка составляла от 0.5% до 2.4%.
«Мы хотим максимально повысить эффективность финансирования для миллионов американских покупателей, ведущих бизнес с помощью Alibaba.com и рады представить им простые, доступные и прозрачные виды финансирования от Lending Club», — сообщил тогда Майкл Ли, директор Alibaba.com по глобальному маркетингу и бизнес-развитию.
Другой гигант — отметивший в этом году 22 летие Amazon — также не желает пропускать мимо себя какой-либо вид бизнеса. Помимо принесшей компании успех электронной коммерции, компания также планирует подмять под себя рынок кредитования малого бизнеса. Некоторые эксперты даже предполагают, что вход Amazon в этот сегмент мог бы преобразовать банковскую индустрию подобно тому, как веб-ритейлер когда-то совершил революцию в сфере розничной торговли.
По имеющимся данным, с июня прошлого года по июнь нынешнего Amazon выдало займов на общую сумму более 1 млрд долларов, в то время как ранее с 2011 по 2015 год компания выдала в общей сложности 1.5 млрд долларов. Более 20 тыс. субъектов малого бизнеса получили финансирование от Amazon. Более половины из них воспользовались услугой повторно. С момента запуска Amazon Lending в 2011 году, общая сумма выданных сервисом кредитов преодолела отметку в 3 млрд долларов.
Еще один интересный пример — Stripe, платежная компания из Кремниевой долины, стоимость которой оценивается в 9 млрд долларов. В августе 2013 года она заключила партнерское соглашение с онлайн-кредитором бизнесов Kabbage, позволяющее ему анализировать платежеспособность заемщиков на основании эксклюзивных данных Stripe, полученных на основании обработанных ей платежей. Этот умный и расчетливый ход предоставил Stripe возможность узнать, как именно ее данные могут быть использованы в кредитовании. До того момента эта модель оставалась не изучена и потому представляла большую важность. В настоящее время в копилке Stripe уже имеется еще несколько аналогичных партнерских соглашений — с iwoca, Gane Loans, Socket, Crowd Valley, Clearbanc и Funding Circle. Каждое из них дает обеим сторонам некоторые привилегии, а потенциальные заемщики, пользующиеся услугами Stripe, в свою, очередь, получают определенные выгодные преимущества.
В конце лета международный оператор платежей PayPal объявил о приобретении Swift Financial, американской платформы кредитования малого бизнеса. Компания ожидает, что это приобретение позволит усилить конкурентные преимущества в сегменте, где у нее за последние годы появилось немало соперников. Деятельность в этом направлении началась с запуска в 2013 году продукта Working Capital, предназначенного для бизнесов. С его помощью малым предприятиям с 2013 по 2016 год были предоставлены займы на общую сумму в 690 млн фунтов стерлингов. Но ситуация на рынке изменилась с появлением на нем конкурентов вроде Square и Kabbage, предлагающих малым предпринимателям собственные кредитные линии. Для повышения уровня экспертизы в андеррайтинге и расширения базы данных, которыми PayPal сможет пользоваться для оценки кредитоспособности клиентов, компания приобрела Swift. Этот шаг призван увеличить объем доступного для финансирования капитала.
«Мы знаем и ценим технологическую платформу Swift и ее сотрудников и верим, что их профессионализм и умения усилят ценность предлагаемых нами мерчантам услуг, — прокомментировал объявление сделки глава направления международного кредитования PayPal Даррел Эрш. — Основанное на существующих коммерческих отношениях приобретение Swift Financial позволит нам повысить уровень обслуживания малого бизнеса за счет повышения эффективности нашего андеррайтинга, что в свою очередь, позволит нам сделать капитал более доступным для более широкого круга компаний, и обеспечит их рост и процветание».
Заключение
Финтех-компании всячески жаждут кросс нишевого расширения, желая создать закрытые экосистемы, защищенные их партнерскими соглашениями. Лидерство в каком-либо одном сегменте уже не рассматривается в качестве жизнеспособной стратегии для долгосрочного роста. Компании, способные удовлетворить широкий круг потребностей своих клиентов, будут иметь преимущество в завоевании и укреплении лидерства на рынке. Опыт последних лет показал, что самые алчные в плане расширения портфолио финансовых продуктов — игроки платежной и коммерческой сфер — вероятно сохранят за собой этот статус в ближайшие годы.