[Перевод] Децентрализованое управление на базе блокчейна
В мире криптовалют все говорят о «Гражданской войне», и не о той, что развязалась между Капитаном Америкой и Железным человеком. Они говорят о гражданской войне в проекте Bitcoin, которая длится уже год. Это ожесточенное сражение за контроль над масштабируемостью.
С одной стороны, есть разработчики Core, которые хотят сохранить ограничение размера блока в 1 Мбайт. Они рассчитывают, что подающая надежды сеть Lightning Network решит любые проблемы с перегрузками.
С другой стороны, есть сторонники из лагеря Bitcoin Classic, которые хотят увеличить ограничение размера блока как минимум до 2 Мбайт. Пока побеждают Core, так как большая часть майнеров Bitcoin придерживается их варианта реализации проекта.
Эти разногласия подняли некоторые фундаментальные вопросы о природе децентрализованного проекта вроде Bitcoin. Кто же в итоге задает направление развития децентрализованного проекта? Кто принимает окончательные решения по разработке? Другими словами, как следует управлять подобным проектом?
Необходимость управления
Прежде чем взглянуть на само управление, важно задаться вопросом, есть ли в нём необходимость. У большинства людей слово «управление» вызывает ассоциации с неким должностным лицом, возможно из Вашингтона, Москвы, Лондона или Брюсселя, которое пытается управлять миром.
Некоторые нормально воспринимают такую мысль, а у других подобная картинка вызывает дрожь. Но важно отметить, что управление в данном случае не имеет отношения к государству.
Управление просто обозначает, как принимаются решения. Например, каждый человек обладает самоконтролем. Это сила, которая позволяет делать собственный выбор. Каждая семья также имеет систему управления — там это путь принятия решений, который относится к направлению развития семьи. Каждая группа людей (бейсбольная команда, клуб хакеров, малый бизнес) имеет какую-либо форму управления: официальную и зафиксированную в письменном виде или без слов понятную для её членов.
Большинство энтузиастов в мире криптовалют отвергают не само по себе управление, а навязываемое управление или, другими словами, решения, которые принимают без участия тех, на кого влияет осуществляемый выбор.
Более того, сторонники криптовалюты хотят иметь децентрализованное управление, которое распространяет право на принятие решения настолько широко, насколько возможно.
И всё же на практике криптовалютами управляют немного по-другому.
Общая модель — «доброжелательный диктатор», где один человек, обычно создатель проекта, принимает окончательное решение.
Сам Bitcoin вначале следовал такой модели, так как Сатоши Накамото задавал направление развития криптовалюты на раннем этапе. Сегодня Ethereum — отличный пример такой модели.
Эта модель имеет некоторые преимущества, но она не децентрализованная. Она имеет одну критическую точку, и успех или провал проекта зависит только от одного человека.
Другая модель меняет «доброжелательного диктатора» на небольшую группу разработчиков. Во многом так Bitcoin и сделал. Сейчас исключительно команда Core отвечает за направление развития программного обеспечения.
Конечно, команда сохраняет это право только потому, что ей это позволяет небольшая группа майнеров, которая контролирует подавляющую часть сетевых мощностей для хеширования.
Но эта модель имеет те же сильные и слабые стороны, что и «доброжелательный диктатор», так как сосредотачивает весь контроль в руках малой группы людей.
Но решением может стать еще одна модель, где управление внедрено в блокчейн. Демократическая модель — настоящий децентрализованный подход к управлению, который работает везде.
Децентрализованное прозрачное управление
В последние годы в рамках проекта криптовалюты Dash создана инновационная модель управления на основе блокчейна.
Она основывается на сети Мастернод. Мастерноды — полные ноды, которые обеспечивают работу сети. Чтобы они работали на сеть, их стимулируют платежами из награды за блок.
Мастерноды должны иметь залог в 1000 DASH. Это значит, что владельцы Мастернод инвестируют в сеть и получают от этого регулярный доход.
В отличие от майнеров Bitcoin, у которых нет реальной причины, чтобы держать свои деньги в Bitcoin, владельцы Мастернод заинтересованы в успехе своей платформы. Владельцы Мастернод Dash могут быть разными — разработчиками, маркетологами, художниками, писателями или строителями, но всех их объединяет одно: они денежно кровно заинтересованы в успехе этой криптовалюты.
Сегодня в сети работает более 3700 Мастернод. Ими владеют сотни, а может тысячи людей — один человек может иметь больше одной Мастерноды (право собственности может держаться в тайне).
Эта децентрализованная группа владельцев является инвесторами и получателями дохода. Но они играют ещё одну важную роль для криптовалюты. Каждая Мастернода имеет голос в Системе бюджетирования, которая распределяет денежные средства, направляемые на развитие проекта.
Любой, кто имеет хотя бы небольшой опыт в бизнесе, скажет вам, что тот, кто контролирует финансовые ресурсы, задает направление развития организации. Через Систему бюджетирования команде разработчиков платят регулярную зарплату. Более того, любой может представлять на рассмотрение предложения, которые поступят на голосование. Эти предложения могут относиться к отдельным проектам разработки (вроде мобильных приложений или систем расчетных терминалов) или рекламным проектам (например, развитие бизнеса или расширение осведомлённости о Dash).
Как это работает на практике? Сначала стоит отметить, что команда разработчиков Dash по-прежнему отвечает за развитие проекта. Они задают краткосрочное направление развития проекта и по мере необходимости обновляют код. Было бы нелепо, если владельцы более 3700 Мастернод каждый день принимали решения относительно кода.
Но команда разработчиков оплачивается за счет блокчейна на основе голосов Мастернод. Если развитие пойдет в направлении, которое противоречит пожеланиям владельцев Мастернод, финансирование команды может быть урезано. Также финансирование могут направить на других разработчиков, которые придерживаются преобладающего мнения.
Кроме того, когда рассматривают важные изменения по проекту, например, увеличение ограничения размера блока, эти решения могут ставиться на голосование владельцев Мастернод. Именно это и случилось в Январе 2016, когда ведущий разработчик Эван Даффилд предложил увеличить размер блока до 2 Мбайт.
Это предложение поставили на голосование в Системе бюджетирования. За несколько часов оно получило поддержку большинства. То, что является камнем преткновения в сообществе Bitcoin на протяжении уже более года, было окончательно решено в Dash меньше, чем за день.
Этот процесс не только децентрализованный, но и прозрачный. Предложения, поставленные на голосование, и результаты находятся в открытом доступе в блокчейне. Их можно отследить в реальном времени на сайте www.dashvotetracker.com, где показаны итоги последних голосований, а также история голосования по каждому проекту.
Все страхи насчёт централизованной, закрытой структуры управления (как это по факту происходит в Bitcoin) преодолеваются инновационной, демократической системой Dash. Это является весомым аргументом в пользу прогрессивного подхода, а именно децентрализованного, прозрачного и основанного на блокчейне.