[Перевод] Что будет, если человек умрет на Марсе?
Источник: marssociety.org
Привет, дорогие читатели Geektimes! Приготовил для вас перевод небольшой, но занимательной статьи-рассуждения на непременно актуальную в будущем тему.
Сегодня мы уже можем предположить, что кто-либо из ныне живущих на Земле людей вполне может стать первым человеком, умершим на Марсе. Частная компания Mars One планирует, что после одностороннего полета на «красную планету», межпланетные путешественники останутся на ней до конца своих дней.
Миллиардер и космический магнат Илон Маск уже говорил, что в конце концов и он сам хотел бы умереть именно на Марсе. Его компания SpaceX планирует совершить полет на Марс с возвращением на Землю, однако как Маск заметил на прошлой неделе, с учетом того, что риск смерти очень велик, все отправляющиеся в первые полеты люди должны быть подготовлены к тому, что не вернутся оттуда. Если представители нашей расы доберутся до Марса, по крайней мере некоторые из них, скорее всего, умрут на «красной планете».
Это событие стало бы своего рода знаковым в истории человечества, поскольку за все время полетов в космос только три человека умерли в нем. Речь идет о космонавтах миссии Союз-11, погибших в результате разгерметизации спускаемого аппарата при его возвращении на высоте 167 км над уровнем моря, далеко за пределами границы между атмосферой Земли и остальной частью вселенной. Тела космонавтов не были похоронены или кремированы на другой планете и не остались предоставлены чужеродной атмосфере.
Итак, давайте попытаемся представить, что произойдет с телом человека, если он умрет на Марсе?
Концепция посадки на «красную планету» от SpaceX. Источник: SpaceX
Оставленное на поверхности «красной планеты» человеческое тело сохранилось бы в течение очень длительного временного периода. На земле его разрушение начинается с работы бактерий разложения, использующих органическую материю для обеспечения собственной жизнедеятельности. На Марсе же нам до сих пор не удалось найти хоть какие-то известные науке биологические виды.
Сразу после смерти, тело, как бы то ни было, все равно начнет разлагаться: привезенные с Земли и содержащиеся внутри него бактерии приступят к своей работе. Если мертвое тело окажется на поверхности в районе марсианского экватора, где температуры иногда достигают достаточно «приятных» пиков на протяжении дня, у микроорганизмов в распоряжении появятся несколько часов. Однако в силу отсутствия изолирующей атмосферы, планета быстро охлаждается. В результате температура даже мягких марсианских ночей сопоставима с температурой полярных ночей на Земле. Тело замерзнет, бактерии прекратят свою деятельность и начнется медленный процесс сухой мумификации.
Холодной консервации будет противостоять ионизирующая радиация, уничтожающая органические соединения и повышающая радиоактивный фон планеты до невиданных на Земле показателей. Вполне правдоподобное объяснение тому, почему нам никак не удается найти на «красной планете» каких-либо признаков жизни заключается как раз в том, что высокий уровень радиации на ней «изжарил» любые органические соединения до газообразного состояния, уничтожив в них все следы их предыдущих форм существования.
В конечном счете радиация «разделается» с большей частью тела, однако на это уйдет целая вечность — 100 миллионов лет с момента первой человеческой смерти на Марсе. Вполне возможно, при этом, что кости погибшего все еще можно будет отыскать.
Будучи гуманными людьми, марсианские поселенцы едва ли будут просто сваливать тела на поверхность и оставлять их в таком виде. Однако в случае захоронения останки наверняка сохранятся даже лучше, чем в случае их нахождения на поверхности. Условия в почве будут по-прежнему сухими и холодными, но при этом они еще и будут защищены от радиации.
Поверхность Марса (Источник: НАСА/Лаборатория реактивных двигателей/Корнелльский университет)
Чтобы избавиться от тела, исследователям Марса или переселенцам придется прибегнуть к его кремации или контролируемому разложению. Оба варианта возможны. Идеологи Mars One уже выбрали кремацию в качестве метода избавления. Кремационный огонь потребует двух ресурсов, которые марсианские миссии уже планируют добывать или производить на «красной планете»: кислорода и горючего. Однако даже если поселение не будет производить горючие вещества, излишков топлива, оставшихся от полета, вероятно, вполне хватит для того, чтобы поддерживать огонь.
Другой возможный подход к этой проблеме едва ли можно назвать приемлемым для земного общества, поскольку он фактически будет сводиться к компостированию человеческих тел. Однако как рассказал в интервью журналу Slate главный специалист по космической биоэтике НАСА Пол Волп, этот вариант кажется ему маловероятным. «На нашей планете существуют общества, в крайней степени нуждающиеся в удобрениях, однако даже они не пользуются телами умерших в этих целях», — говорит он. Интересно, однако, что это один из первых вариантов, который приходит многим людям на ум.
Такой подход не лишен здравого смысла: любая полупостоянная марсианская колония получит немало пользы от системы компостирования, сохраняющей пищевые отходы и перерабатывающей их обратно в новые растения. Да и к тому же астронавты уже сейчас нарушают земные табу на тему отходов, употребляя, к примеру, переработанную мочу в качестве питьевой жидкости. Поэтому если нам удастся преодолеть табу смерти, активное компостирование человеческого тела будет не сильно отличаться от его захоронения в земле.
Тем не менее ни одна другая экспедиция на Марс, кроме Mars One, не предоставила четких планов относительно возможных сценариев своей смерти. По всей видимости, НАСА собирается применять похожий подход для текущей подготовки астронавтов — проработки «нештатных ситуаций» или симуляции смерти, в ходе которых, как писал астронавт Крис Хэдфилд, вся команда решает элементарные проблемы: «Что делать с телом и его запахом? Сколько времени оно будет разлагаться? Как уведомить о случившемся семью погибшего? Как следует реагировать на этот случай команде по связям с общественностью?»
Конечно, для того, чтобы хоть что-то из вышесказанного стало актуальным, мы должны сначала добраться до Марса. Впрочем, планирование последних лет своей жизни наперед — занятие в любом случае вполне благоразумное.
Автор выразил особую благодарность исследовательскому институту Blue Marble Space и лично Джиму Кливсу за мысли по поводу смерти и разложения тела на Марсе.