[Перевод] Блокчейн — новый Гугл
История изобретения интернета схожа с изобретением письменности. Помимо революционной ценности изобретения, как и любое инновационное явление, поначалу оно породило хаос. Бессмертные литературные шедевры были созданы не сразу, прошло немало времени, прежде чем люди осознали истинную ценность и возможности пера и бумаги. В сфере интернет-технологий мы еще увидим великие свершения и явления, на самом деле, они происходят уже сейчас.
После информационной революции, когда интернет вырвался из узкого пространства образовательной среды, когда в 1993 Национальный научный фонд принял решение открыть его для массового пользования, люди использовали интернет для того, чтобы публиковать свои манифесты: например, Джон Пери Барлоу написал «Декларацию независимомого Киберпространства.»
Корпорации уже тогда были заинтригованы новой технологией. Они понимали, что она способна произвести революцию, и хотели максимально обезопасить себя в будущем. Они пытались создавать альтернативные сети на базе TCP/IP, локальных сетей, MSN и Compuserve — закрытые, цензурируемые, инкубаторные версии интернета, спрятанные за высоким забором, ручные, с возрастными ограничениями, со всеми задатками реального интернета, но без всякой грязи. Ничего запрещенного —мультяшная версия реальной сети.
Постепенно выкристаллизовались два разнонаправленных процесса, один из них обнаруживает явное стремление к централизации и контролю над цифровым полем, другой — имеет ровно противоположные ориентиры: максимальная децентрализация, равноправие участников, интернет доверия.
HTTP и гиперцентрализация
По мере того, как глобальное интернет-сообщество разрасталось и становилось все более влиятельным, правительства и крупные корпорации стали использовать недостатки HTTP, чтобы следить за пользователями, контролировать их финансовые потоки и блокировать им доступ к информационному полю, в случае опасности для системы. Протокол HTTP объединил весь мир в глобальное информационное пространство, стандартизировав способы распространения и презентации данных, позволив политической и экономической элите диктовать пути распределения информации (музыки, видео, новостей, игр…), удалять и блокировать неугодные системе файлы. Даже если кто-то из пользователей интернета не в курсе, что такое HTTP, все знакомы с ошибкой 404, означающей, что запрашиваемая страница или сайт более не присутствуют на сервере. Если сайт не сохранен в Internet Archive, вам его больше не видать. Он потерян навсегда. «Ошибки 404 — это могильные плиты умирающей сети. Не оставляющие следа от тех красот, мудрости и навыков, которые когда-то здесь цвели», — полагают создатели изначального интернета.
Причина кроется в том, что централизованные сервера неизбежно отмирают. Домены меняют владельцев, компании банкротятся и уходят от дел, компьютеры ломаются…
Блокчейн, как альтернатива
Технология блокчейн, перманентно хранящая записи о всех произведенных транзакциях таким образом, что впоследствии эти данные невозможно стереть или незаметно видоизменить, по сути, является бесконечной летописью интернет-реальности. Это, казалось бы, простое функциональное описание скрывает за собой невероятные возможности. Блокчейн заставляет нас пересмотреть традиционные способы осуществления транзакций, хранения информации, перемещения активов и регистрации прав.
В своей книге «Коммерческий блокчейн: Потенциал и практика применения новой интернет-технологии» Уильям Мугавар описывает блокчейн, как «цунамиподобную волну, медленно охватывающую и облачающую в код все факты реальности, встречающиеся на ее пути. Иными словами, это новейший уровень развития интернета, новый пласт реальности, в то время как веб был только началом. Этот новый пласт основан на доверии, поэтому мы можем называть его интернетом доверия».
Блокчейн станет катализатором глобальных перемен, которые затронут правительства, изменят привычный образ жизни, традиционные корпоративные устои, социальные системы и международные институты. Естественно, эта волна столкнется с сопротивлением на своем пути, как и любая инновация. Однако бороться с ней — непросто, у этого движения нет лидера, которого можно арестовать, счетов, которые можно заблокировать, его код невозможно стереть.
Блокчейн дает свободу участникам сети доверия, которые годами и даже веками находились под контролем центральных институтов власти, и позволяет действовать в обход традиционных властных структур и посреднических сервисов. К чему платить за нотариальное заверение контракта, если это способен сделать блокчейн?
Здесь уместна аналогия со средневековыми книгопечатными гильдиями в 16 м веке, которые жестко охраняли свою монополию на право распространения печатного слова. Для этого им пришлось вступить в сговор с католической церковью и правителями европейских держав, которые заботились о сохранности их права, требуя лицензии на осуществление печати. Такое положение вещей сохранялось недолго, вскоре в сфере книгопечатания произошел неизбежный прорыв и типографский бизнес стал распространенным явлением. Сегодня вряд ли кто-либо сочтет его нелегальным видом деятельности.
Подобно тому, традиционные централизованные институты, как средневековые гильдии, годами сохраняют за собой право контролировать и регулировать потоки финансовой и официальной документации. Однако, поскольку блокчейн способен справиться с этой функцией более эффективно, их монополии скоро придет конец.
Воспринимать блокчейн как децентрализованный регистр — обманчивый путь, потому что это только одно из измерений новой реальности. Все равно, что рассматривать интернет, как социальную сеть или площадку для публикаций. Таковы необходимые, но недостаточные исходные данные. Блокчейн — нечто большее, чем просто сумма характеристик.
Сторонники блокчейна полагают, что доверие не должно облагаться комиссиями и налогами, и не должно быть сосредоточено в одних руках. Они полагают, что доверие должно быть неотъемлемой частью пиринговых отношений, в основе которых лежит беспристрастная математика и криптография, исключающие бюрократию, институты посредничества и коррупцию.
При встрече с блокчейном, политики пожимают плечами в замешательстве, потому что не понимают, как можно регулировать нечто, что утекает сквозь пальцы и равномерно распределяется по всей сети. Впрочем, блокчейн предполагает не только равноправное распределение доверия, но и свободный обмен активами и ценностями по всей сети, без каких-либо ограничений и посредников.
Выражаясь метафорически, блокчейны — это вечные компьютеры, которые будучи однажды запущены, никогда не остановятся, учитывая степень их устойчивости. До сих пор в работе блокчейна биткоина не было зарегистрировано ни одного сбоя, в отличие от банковских систем и облачных сервисов…
«Сегодня мы говорим о том, на что блокчейн способен и каковы его потенциальные возможности, завтра он будет частью жизнью, связанной с теми опциями, к которым мы привыкнем», — считает Мугавар. Действительно, блокчейн уже сейчас привнес в нашу жизнь новый пласт коммуникации, включающий в себя понятия: алгоритмы консенсуса, распределенные регистры, цифровые кошельки, блоки транзакций.
Сегодня мы «гуглим» все, что нам неизвестно, завтра будем «блокчейнить»
Уильям Мугавар полагает, что в ближайшем будущем эквивалентом сегодняшнего Google для проверки данных, поиска файлов, а также фиксации данных и сделок станет блокчейн. Цифровые сертификаты, фиксирующие права собственника и упрощающие процесс передачи права собственности, защита от подделок и двойных расходов. «Блокчейн — это и есть недостающее звено цифровой информационной революции».
Многие помнят то чувство восторга, с которым мы впервые отслеживали в режиме онлайн перемещения своего почтового отправления, когда коммерческие почтовые сервисы только ввели эту функцию. Сегодня земельный кадастр Швеции формируется на основе технологии блокчейн —, а значит, он будет публичен, общедоступен и его невозможно будет подделать. Ранее скрытые и недоступные зоны информационного поля вскоре могут стать доступными и прозрачными: онлайн-банкинг, налоговые сборы, расчеты по контрактам, продажа акций и многое другое. Все эти новые виды сервисов будут сверяться с регистром блокчейна, чтобы подтвердить достоверность данных и отсутствие модификаций в записях.
Впрочем, помимо хранения данных, юридических и финансовых сервисов, блокчейн делает доступными многие другие опции. Например, уже существует веб-сервис Cryptograffiti.info (офис которого расположен в Таллине, как и офис сервиса облачного майнинга Hashflare), который позволяет людям кодировать скрытые сообщения в блокчейн биткоина, используя специальный онлайн интерфейс. Недавно, на сервис была добавлена новая, и, возможно, революционная функциональность — запись JPG картинок в блокчейн. Посетитель может ввести свое сообщение в текстовое поле, заплатить некоторую небольшое количество биткоинов, и уже через 1–10 минут видеть свое сообщение на сайте cryptograffiti.info, декодированным из блокчейна, вместе с другими записями анонимных биткоинеров. Как только процесс публикации в блокчейне завершен, никто на планете не сможет цензурировать, удалять или перезаписывать оставленное пользователями сообщение — оно навсегда сохранено в блоках.
Блокчейн устроен существенно сложнее, чем веб, и его распространение может потребовать времени. Это новый этап развития интернета, он возвращает нас к тому, каким должен был быть интернет изначально: более децентрализованным, открытым, безопасным и доступным. История блокчейна пишется уже сейчас и мы принимаем в ней самое непосредственное участие.
Отрывок из книги «The Business Blockchain: Promise, Practice, and Application of the Next Internet Technology» перевёл сервис облачного майнинга HashFlare специально для Geektimes.