[Перевод] Анонс Rust 1.0
Сегодня мы с гордостью представляем релиз Rust версии 1.0, нового языка программирования для создания более надёжных и эффективных систем. Раст объединяет в себе низкоуровневый контроль над производительностью с удобством и гарантиями безопасности языков высокого уровня. Лучше того, он при этом не требует сборщика мусора или среду выполнения, так что библиотеками на Расте можно безболезненно заменять библиотеки на C (англ.). Если вы хотите поэкспериментировать с Растом, лучше всего начать с раздела «Getting Started» книги Rust Book (если вы предпочитаете читать с электронных книг, Паскаль Хертлиф (Pascal Hertleif) поддерживает неофициальные версии этой книги в электронном виде).Что отличает Раст от других языков, так это его система типов, основанная на улучшенном и кодифицированном своде лучших практик, отработанных поколениями программистов на C и C++. Так что Расту есть что предложить как опытным системных программистам, так и новичкам: опытные разработчики оценят сэкономленное на отладке время, а новичкам придётся по вкусу возможность писать низкоуровневый код, не беспокоясь о мелких ошибках, которые приводят к необъяснимым падениям их программ.Что значит для Раста релиз 1.0? Текущая версия Раста — результат множества итераций и экспериментов. Такой процесс разработки прекрасно нам послужил: Раст сейчас намного проще и мощнее, чем мы изначально представляли. Но из-за всех этих экспериментов поддерживать проекты, написанные на Расте, было очень сложно, так как язык и стандартная библиотека постоянно менялись.Релиз версии 1.0 означает, что этому беспорядку пришёл конец. Этот релиз — официальное начало нашему пути к поддержанию стабильности (англ.). Начиная с этого момента изменения, ломающие совместимость, будут за пределами стабильной версии (за исключением некоторых вещей, вроде багов в компиляторе).
Учитывая сказанное, релиз 1.0 не означает, что язык Раст «завершён». У нас в запасе множество улучшений. На самом деле, ночные сборки уже содержат улучшения в скорости компиляции (а их будет ещё больше) и включают новые API и фичи языка, такие, как std: fs и ассоциированные константы.
Чтобы быть уверенными, что улучшения в компиляторе и языке входят в экосистему как можно более полно и быстро, мы решили использовать train-based модель релизов. Это означает, что мы будем выпускать регулярные релизы каждые шесть недель, как это делают команды Firefox и Chrome. Чтобы начать этот процесс, мы также выпускаем бета-релиз Раста 1.1 — одновременно со стабильным релизом 1.0.
Cargo и crates.io Создание настоящего проекта — это не только написание кода, это ещё и управление зависимостями. Cargo — пакетный менеджер и система сборки Раста — создан, чтобы облегчить эту задачу. С использованием Cargo скачивание и установка новых библиотек проста настолько же, насколько просто добавить новую строчку в файл манифеста.Конечно, чтобы использовать зависимость, её нужно сначала найти. Здесь появляется crates.io — центральный репозиторий пакетов Раста. С его помощью очень просто и искать чужие пакеты, и публиковать свои.
С момента анонсирования cargo и crates.io — месяцев шесть назад — число пакетов стабильно растёт. Однако сейчас мы в самом начале пути, так что есть ещё много замечательных пакетов, которые нужно написать. Если вам интересно создавать новые библиотеки, которые потрясут мир Раста — сейчас самое время!
Открытые и исходники, и управление Раст был open-source проектом с самого начала. Последние несколько лет мы постоянно искали способы сделать наше руководство более открытым и управляемым сообществом. С тех пор, как мы ввели процесс RFC, чуть больше года назад, все основные решения по поводу Раста записываются и обсуждаются открыто. Недавно мы приняли новую модель управления, которая состоит в разделении на подкоманды, каждая из которых будет отвечать за RFC в своей определённой области. Если вы хотите помочь определить будущее Раста, мы будем рады любому вашему участию: загружайте библиотеки на crates.io, комментируйте RFC, или пишите сам код Раста.Мы бы хотели выразить особую благодарность следующим людям, каждый из которых привнёс свой вклад с момента нашего предыдущего релиза (полный список контрибуторов здесь):
Aaron Gallagher <_@habnab.it>
Aaron Turon