[Из песочницы] Выбор фонокорректора — каждому своё

В среде винилофилов регулярно прибавляется, появляется всё больше новоиспечённых адептов «живого» механически извлечённого звука. Однако следует отметить, что далеко не все, тяготеющие к воскресшим из небытия аппаратам, понимают, как получить действительно качественный и действительно нужный звук. Рунет наводнён многочисленными обзорами проигрывателей, где компетентные авторы помогают неофитам винилового помешательства приобрести подходящую вертушку. Усиление и акустика, как правило, уже есть, обзоров, посвященных им тоже достаточно. А вот выбор фонокорректора уже вызывает больше сложностей у начинающих любителей hi-fi и hi-end. Как правило, информация о предусилении для винила это либо статьи о том зачем нужен фонокорректор, либо откровенно рекламные малоинформативные посты с описанием конкретных моделей, которые непременно нужно приобрести именно в «этом» салоне, интернет-магазине et set era.

f3bacdc5a3154830bf2d4502551256ad.jpg


Встроенный фонокорректор — хорошая новость для владельцев «антикварного» усиления


В подавляющем большинстве старых (25 -30-летнего возраста) и некоторых новых усилителей есть встроенный фонокорректор. Достаточно подключить проигрыватель к входу с маркировкой «Phono» и у вас уже есть вполне полноценная звуковая картина. Важный нюанс — в подобных системах необходимо учитывать совместимость корректора с типом головки проигрывателя. Соответственно ММ-головка не будет адекватно звучать с МС-фонокорректором.

a187bd4fda0a4e078efab03d015c4145.jpg


Ещё один вариант — фонокорректор встроенный в проигрыватель. В таких случаях, как правило вертушка будет стоить дороже. Нюансов с типом головки, если используется базовая комплектация — не возникнет (в любом случае в тех. документации к такому проигрывателю должны быть соответствующие пометки). Достоинством такого предусиления является максимальная интегрированность со схемой проигрывателя, хотя в бюджетных вертушках — изложенное не является правилом (особенно это касается аппаратов, созданных в Поднебесной).
Помимо преимуществ, у встроенной фонокоррекции есть ощутимые минусы.

d80a2e8e8ac0402887c50df2019cfd94.jpg


Основным недостатком является низкая функциональность. Известно, что наиболее точную эквализацию можно обеспечить именно на этапе предусиления. В случае со встроенными вариантами пользователь устройства ограничен возможностями усилителя. Ещё один факт не в пользу встроенной фонокоррекции (чаще касается случаев интеграции с усилителем)– это неизбежный рост коэффициента нелинейных искажений. (чаще касается случаев интеграции с усилителем) Общая схема, с большим количеством деталей закономерно негативно отразиться на звуке. (КНИ встроенного предусилителя зачастую, больше чем у независимого устройства). Безусловно сказанное выше не является обязательным, но более вероятно, учитывая конструктивные особенности таких систем.

Большинство притязательных аудиофилов предпочитают независимую фонокоррекцию.

Тёплые лампы — удовольствие, не для всех


Одним из идеальных вариантов предусиления для винила, многие признают ламповые фонокорректоры. Безусловно, применение ламповых систем, намеренно лишенных полупроводников создаёт уникальную звуковую картину, наполненную четными гармониками. Ламповая схема подарит звуку выразительность и яркость. В равной степени широкая и глубокая сцена в купе с четким тёплым звучанием, выразительными низкими и насыщенными слегка завышенными средними не многих оставляет равнодушными. Но увы — такое решение подойдёт не всем. Чтобы в полной мере ощутить преимущества и особенности этого типа предусиления необходим соответствующий (ламповый!) усилитель.

991813b3ba6647dd9e26d44b72c713e1.JPG


Как и у любой другой техники у ламповых фонокорректоров есть недостатки. По сравнению с цифровыми или комбинированными системами точность эквализации аналогового устройства будет вероятно ниже.

Функциональность ламповых систем тоже, как правило уступает. Для снижения уровня искажений и получения «чистого аналогового» звучания конструкцию ламповых фонокорректоров намеренно упрощают. Вероятно, самым серьезным недостатком ламповых устройств для предусиления является их стоимость, подчас они могут стоить на порядок дороже других типов, особенно это касается топовых моделей известных брендов. При прочем стоит учитывать срок службы ламп и необходимость в их периодической замене через несколько лет. Сумма получается очень внушительная. Стоимость самого устройства не редко значительно превышает 60 000 рублей.

b3ceddd5905b45fab7523157af56db27.jpg


Миф о дешёвой лампе


Сегодня, существует множество бюджетной ламповой техники — это так называемые самопалы или кастом-устройства, среди прочих и фонокорректоры. Хочу отметит, выбрать действительно качественное кустарное устройство сложно, для этого необходим опыт. Производители, они же продавцы подобных девайсов бывают тонкими психологами, в итоге неопытный начинающий аудиофил может выложить достаточно крупную сумму за аппарат, который того не стоит, и не понятно, когда выйдет из строя. Если вы намерены приобретать «самопал», постарайтесь провести предварительный тест, взяв собой опытного и компетентного человека.

02f9bcc626bc4c9e89b810cd6227f8f6.jpg


Не скрою, существуют действительно надёжные кастом-мастерские и мастера, создающие уникальные и качественные устройства, но их мало и их продукция не на много дешевле, а в некоторых случаях дороже, фабричной. Практически всё, что мне доводилось слышать у кустарей так или иначе не дотягивает до среднестатистической цифры, либо сцена не блещет, либо средние занижены, либо фон какой-то непонятный возникает, либо треск, когда крутишь ручку резистора. У знакомых были случаи, когда (подчеркиваю, при правильной эксплуатации и коммутации) сгорел не дешёвый усилитель и высокочастотные динамики в не менее дорогой акустике. Кустарь не понёс ответственность за своё творение и сказал, что устройство «неправильно эксплуатировали», что как бы намекает на «высокую ответственность» и «твёрдые гарантийные обязательства».По сему — будьте осторожны.

Цифровые фонокорректоры


Один из самых распространённых типов устройств для предусиления проигрывателя винилов. Нельзя говорить о об уникальности звучания цифровых фонокорректоров, но главным достоинством их является предсказуемый результат, на ожидаемом уровне. Цифра стабильнее аналоговых прелестей. Дорогие цифровые устройства звучат очень достойно. Многие, кто может себе позволить лампу не редко выбирают топовые серии цифровых и гибридных устройств. Особенно это характерно для олдфагов тяготеющих к чистому холодному звуку, счастливых обладателей старых транзисторных усилителей с dualmono-схемой.

669ded06c4f94dabb07ab5b9da6efac0.png


Высокая функциональность, зачастую хорошая четкость, достаточная глубина низких, превосходная динамика и широкая сцена — основные достоинства цифровых фонокорректоров. Бывают очень удачные системы способные посоревноваться с лампой по глубине сцены и насыщенности звучания, но такие устройства редко стоят меньше 15 — 20 000 рублей, а как правило больше.

Основные недостатки:

• Не редко «песочат» при попытке серьёзно усилить высокие;
• В бюджетных моделях звук плоский и тривиальный, не хватает объема;
• Почти все завышают средние;

Гибриды — и цифру съесть и на лампе поиграть


Некоторые производители фонокорректоров пошли по пути, который до них прошли производители гитарного оборудования. Они попытались совместить ламповое усиление с функциональностью и точностью настройки цифровых систем. Собственно, получить тёплый ламповый звук со снайперски точной эквализацией и обработкой.

3e75092ccb184106b77980336c472aee.jpg


Фонокорректоры созданные с использованием подобной схемы могут обладать как всеми достоинствами, так и всеми недостатками описанных выше систем. «Истинные» адепты лампового звучания считают использование гибридов умерщвлением «правильного» звука. Мне доводилось слышать несколько образцов из ценовой категории 60К + и могу отметить ничего мёртвого в этом звуке я не обнаружил — очень достойные аппараты. Цены на эти фонокорректоры, как вы вероятно догадались, варьируются от просто высоких до заоблачных (более 100К).

Критерии выбора


Для многих критерием является цена, что не удивительно — о ценах подробнее далее по тексту. Второй немаловажный фактор — отношение к музыке и притязательность ушей. Если вас коробит даже от незначительных искажений, вы всю жизнь слушали классику в живую или привыкли к студийным условиям, приготовьтесь выложить круглую сумму и не только за фонокорректор. Ещё раз напомню про тип головки — обязательно обратите внимание какой у вас тип головки звукоснимателя.Далее перед вами встанет вопрос выбора схемы. Если у вас ламповое усиление и вы ощущаете существенную разницу — ваш путь лампа или гибрид. В случае если вам необходим относительно бюджетный вариант и вас не станет тошнить от «мертвого» звука — выбирайте цифру по себе.

43a973847b2a4607b87543dfb681069d.jpg


Возможно вас удовлетворит встроенный фонокорректор, если вы ещё не приобретали усилитель и проигрыватель обратите внимание на комбинированные устройства. Относительно выбора кустарных аппаратов — что-то существенное советовать сложно, большинство из них непредсказуемо и каждый по-своему уникален, но иногда уникальность не в лучшую сторону.Субъективная оценка — это самый важный критерий. Восприятие звука — процесс строго индивидуальный, мы все слышим по-разному. Необходимо сходить в шоурум или оценить аналогичное устройство послушав у знакомых. В идеале если тестовое прослушивание будет проводиться с тем же проигрывателем, основным усилением и акустикой.

Для меня идеальный фонокорректор открывает широкую объемную звуковую сцену, обладает насыщенным, выразительным звучанием, позволяет точно выставлять настройки эквалайзера (снабжен четырьмя полосами эквализации), даёт чётко различимый и динамичный звук, глубокие низкие и сбалансированные высокие и средние. И ещё, мне нравиться достаточно тёплый звук. Что нравится вам, вы поймёте — главное слушать.

Цены


0b4cbb199a504a739c7006074f100d84.jpg


Скажем прямо, в подобной технике, зачастую, качество, детальность, глубина, сцена и сбалансированность звучания прямо пропорциональны цене. Соответственно и выбирать имеет смысл из аппаратов в ценовом диапазоне от 7 000 рублей. Безусловно есть несколько скромных, но имеющих право на существование аппаратов за 3500 — 5000, но для придирчивого и взыскательного уха их будет явно недостаточно. Звучание практически у всех бюджетных фонокорректоров достаточно тривиальное, как правило не хватает детальности и глубины звуковой сцены. Следует отметить, что дешевый фонокорректор вполне может обладать широкой сценой, глубокими низами и более чем сносной динамикой.

© Geektimes