[Из песочницы] Требования к ПО на пальцах
Пост про основы разработки требований — без сложных схем, терминов и таблиц, зато с гифками.
Если коротко, то основные этапы разработки требований — это:
- Зачем нам что-то делать? (нужно больше золота)
- Что мы будем делать? (все как у людей, но дешевле)
- Как мы это сделаем? (с блокчейном и дадасаентистами, естественно)
- Когда мы это сделаем? (вчера, а отрефакторим «потом»)
А теперь подробнее.
Если вы когда-либо просили что-то сделать — значит вы создавали требования. Они могли быть в форме устного пожелания, письма, технического задания, таски или чего угодно.
Так что требования — они повсюду.
Если после выполнения просьбы получилось что-то не то — это либо накосячил исполнитель,
либо вы некорректно поставили задачу.
Как известно, неверная задача может обойтись довольно дорого. Например, если полгода команда из 5 программистов разрабатывала систему, которая никому не была нужна.
В наш беспокойный век Agile разработкой требований часто пренебрегают. Но гибкие методологии не всегда спасают от больших потерь. Поэтому, даже если у вас нет аналитика на проекте, даже если вы вообще не IT — не забывайте про здравый смысл и берите из лучших практик то, что нужно в данный момент.
Так что же такое требования и почему важно уметь их разрабатывать?
Итак, обратимся к истокам:
То есть о требованиях можно говорить, как о будущих свойствах. Как о том, каким будет продукт, удовлетворяющий целям разработки.
С чего же начать разработку требований? В определении спрятана подсказка: начинать нужно с цели — для чего вообще нам что-то делать.
1. Зачем?
Как бы «ASAP!!!» не требовалось что-то сделать — важно найти время и силы выяснить, зачем же это нужно.
Потому что часто, после выяснения цели, меняется или вовсе устраняется задача.
НапримерЗаказчик попросит срочно показывать ему все заказы, которые были сделаны в системе. Допустим, мы напряглись и впихнули посреди спринта задачу на отображение всех заказов для администратора. После этого заказчик просит выводить в отдельном окне список всех компаний, чьи заказы он видит. Сделали и это. Потом заказчик просит выводить дополнительно вообще все компании-партнеры. Окей… Через какое-то время мы встречаемся с заказчиком и видим, как он выгружает оба списка в эксель, ВПРит разницу и начинает обзванивать компании, у которых нет заказов, чтобы напомнить им, что нужно делать заказы через нашу систему.
Если бы мы с самого начала спросили у заказчика, какую цель он хочет достичь, просматривая все заказы — мы бы сэкономили кучу времени и сил, сразу сделав отчет с компаниями, которые не делали пока заказы.
Можно воспользоваться методом «Пяти почему» или любым другим. Но обычно люди не сопротивляются: если проявить интерес к их работе — разгадка становится доступной.
Определившись с целью необходимо четко ее обозначить и установить критерии, по которым вы сможете точно сказать, что цель достигнута.
НапримерПроцесс заказа материалов считается автоматизированным, если >90% компаний-партнеров делают заказы через систему.
Это облегчает понимание задач и в то же время развязывает руки в выборе средств достижения цели.
И да, не забывайте согласовывать эту красоту с заказчиками. Вообще не забывайте согласовывать требования со всеми заинтересованными сторонами.
2. Что?
Цель достигается разными путями. И второй важный шаг при разработке требований как раз про выбор пути — что конкретно мы будем делать, чтобы прийти к цели.
НапримерЧтобы сократить процесс согласования счетов, мы можем:
А. Перераспределить задачи между согласующими. В результате несколько человек могут быть исключены из процесса. Суммарное время процесса сократится за счет периодов передачи данных/ожидания/коммуникации при передаче.
Б. Перейти на электронный документооборот — достоверность счетов и данных в них будет подтверждена оператором ЭДО, подтверждение человеком не потребуется.
В. Автоматически распознавать сканы счетов и сравнивать данные с цифрами из системы закупок. Ручная проверка и согласование не потребуются.
Чтобы продумать все варианты, надо разобраться —, а что же происходит сейчас? Как устроен процесс без вашей системы, как работают пользователи и заказчики? Даже если процесса еще нет, подробная информация про текущее состояние очень важна. Так мы поймем, какое решение устранит проблему, а не создаст еще одну.
У каждого варианта реализации свои плюсы и минусы, свои необходимые ресурсы и свой уровень результата. Смоделировав все опции, проработав или хотя бы просто проговорив с заинтересованными сторонами эту информацию — вы сможете сделать взвешенный и обоснованный выбор.
3. Как?
Итак, мы поняли нашу цель и что мы будем делать, чтобы ее достичь. Осталось разобраться с тем — как мы это реализуем: какие страницы будем показывать пользователям, в каком виде отобразим отчет для заказчика, как получим данные из другой системы, как будем хранить их у себя и так далее.
Этот этап — дело техники. И если вы успешно прошли предыдущие два — будет гораздо проще.
Хоть техника и зависит от контекста, полезно двигаться по «чек-листу» Вигерса и других умных людей. Если для вас какой-то тип требований сейчас не актуален — окей, не описываем. Но важно не забыть и проверять себя.
Например
- Анкета должна содержать файл с фото, так как фото необходимо при оформлении документов — это бизнес-требование. А возможно, и бизнес-правило.
- Из бизнес-требования следует, что у пользователя должна быть возможность прикрепить фото к анкете — это пользовательское требование. То есть требование, описывающее действия пользователя.
- Получается, что система должна иметь функционал прикрепления фото к анкете — это уже функциональное тербование, описывающее поведение системы. Или как должна работать система, чтобы выполнять исходное пользовательское требование.
- Будем хранить все фото в формате base64 в отдельной таблице в БД. Это — нефункциональные требования.
- Фото в очень хорошем качестве нам не нужно, а также мы не хотим покупать много памяти для сервера. Поэтому сделаем ограничение на размер загружаемого фото: не более 10Мб.
На каждое бизнес-требование, как правило, приходится несколько пользовательских. Пользовательское требование декомпозируется на какое-то число функциональных. К каждому функциональному требованию нужно продумать нефункциональные требования и ограничения.
Также нефункциональные требования и ограничения могут напрямую вытекать как из пользовательских требований, так и из бизнес-требований и правил.
Таким образом получаются деревья из требований, в вершине каждого из которых — бизнес-требование.
4. Когда?
В «лесу» ваших требований скорее всего найдется сколько-нибудь взаимоисключающих и сколько-нибудь повторяющихся. Поэтому полезно всю эту красоту документировать и представлять в виде таблиц и диаграмм.
Тут есть много инструментов: например, BPMN для описания бизнес-процессов и UML для создания схем взаимодействий сервисов и компонентов.
Если у вас получается объяснять всем, что и как вы хотите сделать с системой, при помощи салфетки и 3х пятен от кофе — значит вы Джон Уик от аналитики и это потрясающе.
Однако, как правило, «пятенный» уровень детализации не позволяет увидеть подводные камни и продумать все возможные сценарии. Ведь вроде и так все понятно, а нарисовал схемку — и вот тебе и бесконечный вызов, и забытая ветка процесса, и кратчайщий путь к золоту.
Поэтому полезно знать, какие есть инструменты для обращения хаоса в порядок.
В схематическом и структурированном виде требования нужно приоритезировать — в зависимости от полезности (это вам скажет заказчик и пользователи) и трудемкости (это вам скажет команда разработки).
А дальше можно уже раскидывать по спринтам/этапам разработки и внедрения. Ну и повторять эти упраженения в рамках каждой итерации. И будет вам счастье — никаких переделок, довольный заказчик, счастливая команда, работающий и приносящий пользу продукт, эльфы играют на арфе на фоне радуги.
Конечно, проблемы будут всегда. Будут переделки, сгоревшие дедлайны и баги. Не всегда будет возможность пройти все этапы и сделать нормальную аналитику, договориться или даже просто поговорить с заказчиком, задокументировать и протрассировать требования. Но в любой ситуации понимание «как должно быть» помогает сделать продукт лучше. Даже если в данный момент вы делаете «как получается» — вы осознаете, что упускаете, и знаете риски. А если вы знаете риски — значит вы можете ими управлять.
Подробнее про требования рекомендую почитать в книге Вигерса и Битти: «Разработка требований к программному обеспечению». Хоть книга не всегда простая, но очень полезная. Большинство других материалов по теме — пересказ этих истин с той или иной степенью вольности.
Спасибо за внимание и удачного проектирования.