[Из песочницы] Создание студенческой организации разработчиков ПО
В конце второго курса своего обучения на факультете информационных технологий и автоматизированных систем управления НИТУ «МИСИС» я ещё не работал по специальности. Я не знал, чем на самом деле занимаются «взрослые» программисты и не имел ни малейшего понятия о том, с какими задачами они сталкиваются на практике. Я чувствовал, что за эти два года мой вуз ни на миллиметр не продвинул меня к освоению профессии, которую я выбрал. К сожалению, это распространённая ситуация во многих, даже специализированных российских вузах.
Проблема
Я читал книги по программированию и исправно получал хорошие оценки по этой дисциплине в институте, но подрабатывал я продавцом-консультантом в спортивном магазине, даже не эникейщиком. И в очередном затишье между потоком клиентов я думал о том, насколько же велика пропасть между моей текущей квалификацией и той, которую хотят от меня работодатели. Я понимал, что между учебными задачами на сортировки массивов и реальными промышленными задачами есть существенная разница. Тогда я определил для себя первую проблему: отсутствие реальных проектов.
… практика — дело особое, ее вместе с книгами не купишь. Иначе эти книги шли бы нарасхват.
Ирвинг Стоун. Жажда жизни
Многие работодатели просят кандидатов показать свой собственный код, рассказать о своих проектах. Как впоследствии оказалось опыт работы над реальными проектами не идёт ни в какое сравнение ни с академическим обучением, ни даже со всевозможными Practical guide. Эта проблема была действительно актуальна.
Тем не менее, люди становятся программистами, а не рождаются, а это означает, что я просто недостаточно вкладываюсь в собственное развитие в отличие от них. Этого я никогда не отрицал; я понимал всю важность взращивания в себе профессионала, но дальше понимания у меня заходило редко. Отсутствие мотивации держало меня там, где я был.
Ещё одним тормозящим меня фактором было то, что мои однокурсники по большей части не испытывали с этим никаких проблем. Кто-то получал работу, будучи программистом-олимпиадником, кто-то спокойно просиживал штаны в MMO-играх, кто-то не вылезал из баров на деньги родителей. Я чувствовал себя одиноко, ведь даже если бы меня вдруг осенило гениальной идей для проекта, не было никого, кто разделил бы мой гипотетический энтузиазм. Именно отсутствие коммьюнити стало толчком к тому, чтобы я начал решать эти проблемы.
Решение
В конце летних каникул я прошёл собеседование на вакансию преподавателя C#. Благодаря этому, я получил исключительно полезные навыки коммуникабельности, что дало мне уверенность в том, что я смогу создать и поддерживать студенческое объединение, в которое я буду собирать всех неравнодушных к программированию и собственной карьере ребят, давать им проекты и контролировать их выполнение. На момент реализации ниша не была занята: единственным сообществом программистов у нас были олимпиадники, чьё ремесло так же не вписывалось в такой желаемый enterprise.
Изначальная модель работы организации была такова: мы «играем по-взрослому». У нас есть менеджер проектов — эту роль я взял на себя, у нас есть команды, по одной на проект, возглавляемые тимлидами — наиболее толковыми ребятами, у нас есть дедлайны и у нас есть Github. Мы не видимся на регулярной основе, а работаем на дому, осуществляя все коммуникации онлайн. Мы иногда проводим обучающие мероприятия, а снова встречаемся когда дедлайны сгорят. Проекты я придумываю из головы (самая первая раздача проектов была ранжирована по сложности, вернее, по моей субъективной оценке оной).
В качестве прототипа я дал название организации: «Лига Разработчиков», которое, за неимением лучших идей, так и осталось с нами. Попросил друга нарисовать логотип.
LD — League of Developers
Запустил рекламную кампанию в ВК, надоел всем знакомым просьбами распространить, но эффект это возымело. Второго сентября после дня открытых дверей у меня было 120 фамилий желающих присоединиться к Лиге, хотя о ней в институте не знал почти никто (для первокурсников это и не важно).
Я попросил одну из записавшихся к нам девушек помочь мне, и эта помощь действительно понадобилась. После сказанной в пятидесятый раз фразы «Мы разрабатываем реальные приложения, решаем существующие задачи, пишем софт, который можно продать», у меня конкретно болело горло, но у первокурсников горели глаза. Самыми популярными вопросами тогда были: «чем вы занимаетесь?», «на каком языке вы пишете?», «а если я совсем ничего не знаю, то к вам можно?», «как часто нужно будет ходить?»
Количество людей так меня шокировало, что оставшийся месяц до первого собрания я по полной напрягал свою фантазию для того, чтобы придумать приемлемое количество проектов.
Просторный конференц-зал, который одолжила нам кафедра инженерной кибернетики, был полностью заполнен, некоторым пришлось стоять или сидеть на полу.
Тогда-то и прозвенел первый звоночек о том, что я что-то делаю не так: я не смог передать свой энтузиазм этим людям, они сидели с каменными лицами всё собрание, никакой инициативы, никаких идей. Эти же лица я видел на немногочисленных лекциях, которые я устраивал.
Немного о мотивации
Одну из поставленных перед собой проблем мне не удалось должным образом решить: я не смог мотивировать людей. Чем больше я этим занимался, тем больше я осознавал, насколько это было важно и тем более безнадёжной казалась ситуация. Студенты уходили, бросали проекты, не успевали в дедлайны, лекции посещались всё реже и реже. Проблема, которую я решил для себя, не решилась автоматически для этих людей. Для студентов, которые едва вышли со школьного двора, мотивация важна, ребята не имеют твёрдой позиции касательно собственной профессии и их места в жизни вообще и помощь в обретении этого на первых порах даже важнее, чем их непосредственное обучение. Потерпевший на этом поприще неудачу, пусть и совсем несерьёзную, молодой человек получает очень неприятную дозу сомнений в собственных действиях и силах. Я ничего подобного не делал и мне не приходилось с таким сталкиваться. Я недостаточно продумал этот аспект нашей деятельности.
Результат
«Плюс-минус-плюс» — так на тренингах учат преподавателей докладывать о результате.
Плюс
Эта идея удачна и обладает высоким потенциалом. Лига Разработчиков заняла пустующую нишу в НИТУ «МИСиС» и способна решить все заявленные в начале проблемы. Институт полон всевозможных проектов, программисты в дефиците, ПО для института покупается на стороне за огромные деньги, хотя качество этого ПО бывает порой не лучше, чем могли бы предложить студенты, многие процессы в институте могут и должны быть автоматизированы. С этой идеей мы выиграли конкурс студенческих проектов, получили финансирование, которое потратили на ремонт и оборудование нашего собственного помещения. В будущем организация может сотрудничать с работодателями и хедхантерами, может привлекать кадры для обучения со стороны.
Минус
Подкачало исполнение. Модель работы оказалась провальной почти по всем параметрам. Я был менеджером для пятнадцати проектов (!), и не мог уделять должного внимания каждому, не говоря уж о том, что я не менеджер по призванию. В результате до конца довёл от силы пять проектов. Ребята не умели работать в команде, а я бросил их прямо в пекло промышленного программирования, в котором им не было комфортно. Дедлайны были нещадно попраны курсовыми и сессиями, развитие затухло потому, что ребята не чувствовали себя достаточно вовлечёнными в процесс: учебные искусственные проекты интересовали людей не больше, чем сортировки массивов. Мы встречались два раза за семестр и лишь к моменту, когда активных разработчиков осталось меньше десятка, а проектов — три, я понял, что именно с такими числами я и могу работать.
Плюс
Мы сделаем это лучше. У нас есть опыт, у нас есть ошибки, на которых мы научились, у нас есть просторное оборудованное помещение и есть конкретный план на следующий сезон:
-Мы проведём отбор, отсеяв всех праздношатающихся, сделав процесс вступления в Лигу вызовом, а членство в ней — привилегией.
-Мы проведём предварительное обучение, не нагружая ребят с самого первого дня, дав им освоиться и научиться плавать. Это обучение также послужит дополнительным фильтром и дополнительным вызовом.
-Мы не будем придумывать проекты. Судя по всему, институту всегда найдётся, о чём нас попросить, и этого должно с лихвой хватать, чтобы удовлетворить потребности в обучении для небольшого числа студентов.
-Мы будем встречаться каждую неделю, а то и чаще — так часто, как понадобится для того, чтобы преуспеть.
-Мы выслушаем вашу критику, советы и предложения.
Заключение
Спустя пару месяцев после начала этой деятельности я узнал, что мне не первому пришла в голову подобная мысль — схожая по направлению организация есть в ВШЭ, от её руководителя я узнал много полезного. Я думаю, создание подобных организаций это отличное подспорье для личного развития и развития индустрии в целом, и если вы хотите перенять наш опыт в своём учебном заведении я буду рад поделиться всем, что знаю.
Спасибо за внимание.
© Megamozg