[Из песочницы] Рынок интернет рекламы 10 лет назад и сейчас
Друзья, так получилось, что долго писал этот материал (выкраивал время по чуть-чуть, грамматических ошибок много), но в итоге его не опубликовал. Решил выложить его тут, думаю он будет интересен всем. Итак, поехали. Будут вопросы, пишите, по возможности буду отвечать.
Сегодня я хочу рассказать Вам о развитии рынка интернет рекламы: что было 10 лет назад, что происходит сейчас и чего ожидать в ближайшие 2 года, мнение исключительно мое.
2006 год
Рынок интернет рекламы формируется, как платформа для коммерческого продвижения компаний. Реклама строится на выводе ключевых слов в поисковой системе Яндекс и использовании контекстной рекламы. Питерские компании активно занимаются обменом ссылок, выводя сайты в топ, Московские компании начинают использовать первый сервис по покупке и продажи ссылок — Sape (система автоматической покупки ссылок в аренду, позволяющая нарастить ссылочную массу для вывода ключевых запросов в топ поисковых систем). Баннерная реклама стоит дорого, покупается миллиардами и трафиковые сайты зарабатывают огромные деньги, например, женский сайт с поисковой посещаемостью в 50 000 посетителей в день зарабатывал порядка 3 000 000 рублей в месяц чистой прибыли.
2007 год
Рынок быстро развивается. Появляются первые сетки сайтов, направленные на продажу ссылок. Цена ссылки зависит от тематического индекса цитирования. Чем он выше, тем дороже ссылка. Начинается искусственная накрутка ТИЦ и дальнейшая продажа ссылок. Интернет заполонили сайты, сделанные не для продажи услуг или товаров, а имеющие фиктивные номера телефонов и несуществующие адреса. Интернет бизнес стремительно развивается. Появляются первые компании, которые в дальнейшем станут Digital агентствами полного цикла.
2008 год
На рынок выходят несколько Digital агентств, которые в 2014 году станут одними из самых крупных агентств в интернет рекламе. Начинает набирать обороты новый вид рекламы — тизерный (это рекламный блок, состоящий из небольших картинок и описаний к ним). Как следствие: появляется большое количество сайтов, направленных на получение трафика в интернете. Топовые компании в интернет бизнесе, такие как Rambler и Ko и Mail Group, начинают покупать другие порталы для расширения своей аудитории. Появляется первый пульт управления ссылками SeoPult, который значительно упрощает покупку ссылок. Как следствие — интернет магазины начинают активную борьбу за топы выдачи и наращивание ссылочной массы.
2009 год
Интернет реклама получает новый виток: все крупные b2b компании начинают переводить работу на подрядчиков в Digital агентства. Причина достаточно проста: все агрегаторы и источники трафика берут предоплату за трафик или ссылки, а порталы, продающие рекламу, работают по пост оплате. Digital агентства становятся обычным промежуточным звеном между конечным клиентом и исполнителем, забирая себе комиссию. Часто комиссии доходят до 300%. В этом же году появляются Конвееры, которые работают через операторов сотовой связи и продают результаты различных тестов за смс или подписку.
2010 год
Продажа ссылок на биржах находится на пике активности. Небольшие компании начинают заключать договора не на позиции в поиске, а на приходящий трафик на сайт (то есть компании начинают продавать более качественное продвижение сайтов). В связи с этим появляются первые накрутчики трафика. За счет конвееров тизерная реклама быстро набирает обороты. Вебмастера учатся создавать первые одностраничные сайты (landing page) для продажи смс тестов. Прибыли доходят до 1000% и выше.
2011 год
Первое сильное изменение алгоритма Яндекса (подробнее тут: yandex.ru/blog/webmaster/10399). Все больше вебмастеров переходит с продажи ссылок на работу в тизерной рекламе. Появляется множество трафиковых порталов, которые продают тизерную рекламу. Набирает обороты новый пульт Rookee, преимущество которого заключается в полной автоматизации процессов по аренде ссылок и в возможности устанавливать минимальную цену ссылок на 1 ключевое слово — 1 рубль. Все больше клиентов начинают заказывать услугу трафика, а не топа. Появляются первые клиенты, которые работают по системе CPA (cost per action), оплата за действие. То есть клиент платит не за топ и не за трафик, а за определенное действие клиента (например оплата за регистрацию, за звонок, за оплату заказа).
2012 год
В интернет рекламу полноценно входит понятие Landing Page, многие компании начинают делать одностраничные сайты для рекламы своих услуг. Тизерная реклама и трафиковый бизнес начинают терять обороты, так как сотовые операторы ставят жесткие условия по продаже подписок. Вебмастера начинают продавать товары посредством тизерной рекламы и Landing Page. Набирают обороты всевозможные купонаторы, агрегаторы объявлений. Как следствие — большая доля рынка интернет рекламы уходит им.
2013 год
Появляются первые игроки рынка, осуществляющие рекламу для компаний за % с продаж. Агрегаторы объявлений еще больше набирают обороты, идет активная борьба за топы всех крупных игроков рынка (Авито, Циан, Авто ру и другие). Сегмент e-commers находится на пике популярности. Крупные интернет магазины вкладывают миллионы во все виды рекламы: тизерная, CPA, SEO, контекстная реклама, агрегаторы объявлений. Набирает обороты SMM реклама, активно раскручиваются сообщества в социальных сетях, компании начинают покупать таргетированную рекламу. Появляется RTB реклама (Real Time Bidding) — технология закупки медийной рекламы посредством программируемых онлайн-аукционов, которой пророчат перевернуть рынок интернет рекламы верх дном.
2014 год
Начинается активное развитие мобильных приложений, мобильного трафика. Появляется все больше адаптивных сайтов, которые приходят на смену мобильным версиям сайтов и которые сами подстраиваются под любой размер экрана. Все крупные компании начинают переделывать свои порталы под новые условия рынка. Бюджеты на рекламные компании в интернете падают, кризис. Заказчики становятся все умнее и не готовы просто так платить за рекламу. Все больше и больше игроков рынка рекламы хотят привязываться к конкретным показателям по достижению цели, и за это платить. Мелкие компании начинают разоряться, так как не готовы по бюджетам конкурировать с крупными.
2015 год
На мой взгляд это переломный год для многих крупных компаний. Все время компании рассматривали SEO, как основной источник получения прибыли. Сайт в топе поисковых систем — компания получает клиентов, сайт не в топе — компания не получает клиентов. В этом году Яндекс меняет алгоритм ранжирования сайтов, из-за этого происходит перераспределение рынка интернет рекламы. SEO становится дорогим, долгим и рискованным. Многие крупные интернет магазины и компании, которые до этого жили только за счет SEO, банкротятся. Развитие трафиковых сайтов становится невыгодным. Клиенты все меньше покупают банерную и тизерную рекламу. Популярность набирает реклама, направленная на обучение бизнесу, тренинги по инвестированию, покупка и продажа франшиз. Активно появляются сайты гибриды: продуктовый сайт + landing page + корпоративный сайт. Бюджеты на рекламу падают еще сильнее. Часть компаний по продаже услуг рекламы закрывается, часть начинает демпинговать. Многие Digital агентства работают почти в ноль. В этом же году появляется услуга динамического ремаркетинга (подробнее тут: support.google.com/adwords/answer/3124536? hl=ru)
2016 год и дальше
На сегодняшний день рынок интернет рекламы изменился. Очень часто исполнители не готовы идти на условия, которые устраивают клиентов (например оплата услуг с процента прибыли). Клиенты не готовы платить деньги за воздух. На мой взгляд дальше будет достаточно простая ситуация: специалисты по интернет рекламе уйдут в прошлое, так как они не смогут выдержать конкуренцию со специалистами широкого профиля. На смену им придут компании и эксперты, которые будут готовы предложить комплексное развитие бизнеса, которые понимают бизнес процессы компании. И которые в состоянии не только выстроить всю воронку продаж и поднять конверсию. Но и которые будут готовы привязываться к результату, продумывать индивидуальный, наиболее эффективный метод продвижения именно этой компании. И которые сами владеют навыками запуска и ведения всех видов интернет рекламы.
Источники данных: support.google.com, yandex.ru/blog/, память автора статьи.