[Из песочницы] Реальная виртуальность: информационная модель города
Моя специальность — архитектор, и я хочу немного рассказать вам о своей работе. Надеюсь, будет интересно и вполне в духе IT-ресурса. Так как это — обзорная экскурсия, начнём с самого начала и посмотрим, какие этапы проекту придётся преодолеть до того, как появится реальное здание.
Самый первый этап называется «обоснование инвестиций». Заказчик приходит в проектную фирму и предлагает на выбор площадку и несколько возможных вариантов использования — или несколько площадок под заданную цель (в нашем случае под небольшое кафе). У заказчика никаких идей-фикс нет, он бы хотел «что-нибудь этакое сразу под ключ». Будем определяться с местом, типом обслуживания и целевой аудиторией.
Для начала — анализ исходной ситуации. Логинюсь в виртуальную модель города, подгружаю 2D план. Для того, чтобы иметь подключение к системе, нужна лицензия. Я захожу через аккаунт организации. Частники, скорее всего, лишены всех «плюшек», которыми я так беззастенчиво пользуюсь.
Район будет не центральный, конкурентами не перенасыщен… Выделяю большой кусок территории, настраиваю фильтр и подсвечиваю заведения общественного питания. Сперва для наглядности строю разбиение Вороного.
Теперь конусы спроса с учётом числа мест в заведениях, ценовой категории и отзывов в Интернете. В инструмент «анализ охвата обслуживанием» можно подгрузить любую базу данных, для обработки которой только сможешь придумать формулу. Понятно, что сформированная лично тобой база, в отличие от общей, сама не обновляется, но не так уж часто это и нужно, можно и ручками. Или пользоваться общедоступными данными и фильтрами, периодически после тестирования добавляются новые.
Накладываю друг на друга две диаграммы и вижу «перегруженные» и перспективные участки. В идеале границы разбивки в двух случаях совпали бы, но в реальной жизни так не бывает. Выбираю из предложенных заказчиком вариантов один. В принципе, это было и так очевидно, но интуицию к проекту не приложишь. Теперь строю всё заново с новым «виртуальным» кафе. Но результат всё равно далёк от идеала.
Попробуем «поиграть» с целевой аудиторией. Подгружаю список ближайших заведений, описание, рейтинги… Ни одного детского кафе или игрового центра. Давайте-ка проверим, что у нас с демографией. Перехожу на другую аналитическую вкладку, жду построения диаграмм половозрастной структуры населения выделенного участка города, прокручиваю динамику на пять лет назад-вперёд, строю новый конус спроса. Многообещающе. Будем проектировать семейное кафе с возможностью расширения — на всякий случай.
Захожу в репозиторий моделей, скачиваю в низкополигональном виде несколько окружающих зданий, а то, к которому будем своё пристраивать, запрашиваю в подробном. Простые модели-то первокурсники-архитекторы на лабораторных по информатике делают бесплатно, а вот детальные приходится заказывать за отдельные деньги или клепать самостоятельно. Зато за заливку их в базу фирма имеет потом бонусы на скачивание.
Вторая стадия — «эскизный проект». Обычно делается три варианта для сравнения. Делаю концепты, встраиваю в существующую 3D-сцену участка, рендерю с каждым из вариантов «сферу виртуальной реальности» для просмотра в браузере. Проверяю, нет ли для «моей» улицы гугло-панорамы, чтобы в неё врезать свою картинку, но на этот раз нет. Пишу красочный пояснительный текст и выкладываю его вместе с панорамами в форму общественного обсуждения. Для нашей зоны города это не обязательно, только для исторического центра, но люди всегда относятся лояльнее, когда их мнение спрашивают.
Посмотрим на реакцию жителей района через неделю, а я пока займусь планировочно-функциональной частью проекта. Для всех визуально различных картинок «начинка» будет почти одинаковой. Это третий этап, он называется «архитектурный проект». С профессиональной точки зрения тоже интересно, но окружающим о рутине читать уже не так увлекательно.
А теперь придётся признаться: я вас обманываю. Виртуальных городов не существует. Никаких вам всеобъемлющих информационных моделей и взаимосвязанных баз данных о всех аспектах жизни города и его обитателей. Ни один из описанных инструментов анализа и проектирования ещё не разработан. Даже идея общегородской библиотеки моделей реальных зданий вовсе не витает в воздухе, что уж говорить о более тонких материях.
Автоматизация касается только самой механики черчения, а основные решения принимаются по старинке, интуитивно, на основании неточных и устаревших данных. Всё, что вы сейчас прочли — чистой воды научная фантастика. Надеюсь, когда-нибудь она станет былью, но пока аналитический подход к градостроительству и архитектуре пробивает себе дорогу очень медленно, видимая трудоёмкость перевешивает невидимые невооружённым взглядом преимущества.
P.S. Иллюстрации, конечно же, созданы в графическом редакторе, любые сходства с реально существующими программами и строениями случайны.