[Из песочницы] Работаем с бюджетным учреждением. Часть 1

Если вы работаете или только собираетесь поработать с бюджетным учреждением, эта статья (как и весь цикл) может оказаться для вас небесполезной. К вам обратился заказчик с предложением разработать для него некое программное обеспечение (продать/собрать компьютеры, взять на обслуживание офисную технику). И этот заказчик — бюджетное учреждение. На что следует обратить внимание? Чего следует опасаться? Возможно ли как-то минимизировать риски такого сотрудничества? Что такое обещание денег и почему его недостаточно? И причем здесь открытые данные? Если это вас заинтересовало — прошу под кат.

Глава 0. Скучная, но необходимая


Первоначально статья планировалась как своеобразная памятка о некоторых особенностях работы с бюджетными учреждениями для небольших IT-компаний или IT-специалистов, являющихся индивидуальными предпринимателями, но в процессе написания оказалось, что затрагиваемый круг вопросов слишком широк как для формата памятки, так и для формата одной статьи.

С большой вероятностью могло получиться два варианта:

1. Памятка короткая и тезисная, но понятная только тем, кто имеет достаточную подготовку в данной сфере… и довольно бесполезная для всех (или почти всех) остальных.

2. Статья, содержащая вводный курс, охватывающий некоторые вопросы правового статуса учреждений, законодательства о закупках, гражданского законодательства и т. д. и т.п., наполненная подробностями и справочной информацией, рассматривающая поднимаемые вопросы с разных точек зрения и учитывающая многочисленные варианты развития событий, но … утратившая актуальность еще в процессе написания (даже представить сложно, сколько времени это займет), распухшая до безобразия и вызывающая у подавляющего большинства (в том числе — и у самого автора) желание сразу же закрыть вкладку, а у немногих читателей, переборовших этот порыв, — чувство непреодолимой скуки после прочтения первых двух-трех глав.

Чтобы этого избежать и сделать материал полезным и читабельным для многих, было принято несколько волевых решений:

1. Не пытаться объять необъятное: если одной статьей обойтись не получается — пусть будет цикл статей. Основная цель — дать максимально понятное и отражающее реальность представление об особенностях работы с бюджетными учреждениями, поэтому подробным объяснением некоторых сопутствующих вопросов придется пренебречь и какую-то информацию давать в качестве аксиомы (либо рассматривать такие вопросы в отдельных статьях).

2. Постепенность — основа основ: многие вопросы требуют, безусловно, комплексного рассмотрения, но рассказать все и сразу не получится. Поэтому двигаться будем поэтапно (постатейно), периодически обращаясь к уже изложенному, неизбежно что-то упрощая и огрубляя.

3. Граничные условия: весьма соблазнительной выглядит попытка описать как можно больше вариантов развития событий в зависимости от типа заказчика, стоимости и вида работ, каких-то других обстоятельств, но это просто нереально, поэтому иногда будем двигаться от частного к общему, а и иногда и наоборот. Все, что за рамки граничных условий выходит, попытаемся рассмотреть в другой раз, активно используя сравнения и аналогии.

В результате вышеописанных волевых решений, вместо одной статьи пока получилось собрание сочинений в пятидесяти восьми томах примерно три. Примерно — потому что еще может произойти некоторая перекомпоновка материала.

Кому все это может пригодиться? Тем, кто работает (или только собирается работать) с бюджетными учреждениями.

Будет ли информация полезной для тех, кто работает:

1. По срочному трудовому договору с бюджетным учреждением?
Вряд ли: в этом случае основную роль играет трудовое законодательство. Но в целях расширения кругозора — почему бы и не прочитать?

2. С бюджетным учреждением, но чья деятельность не относится к сфере IT?
Да. Многое в работе с бюджетными учреждениями не зависит от того, чем именно вы занимаетесь, но везде есть своя специфика и некоторые моменты касаются исключительно сферы IT — имейте это в виду.

3. Не с бюджетным, а с казенным, автономным учреждением, или даже органом исполнительной власти или местного самоуправления?
Да, есть очень много общего. Чтобы постоянно не отвлекаться на уточнения, о каком же типе заказчиков идет речь, что только усложнило бы и написание статьи, и ее прочтение, особенности работы с ними решено было рассмотреть в отдельной статье-сравнении (если читателям это будет интересно).

4. Не с бюджетным, а с коммерческим учреждением?
Полезной будет информация начиная со второй половины второй статьи, но все равно придется учитывать специфику.

5. С бюджетным учреждением, но на основании договора, заключаемого по результатам аукциона, конкурса, запроса котировок, запроса предложений?
Да, значительная часть информации будет актуальна, но в этом случае добавляется специфика, связанная именно с организацией, проведением и участием в конкурентных процедурах, и, напротив, почти исчезает процесс согласования условий договора. Есть ненулевая вероятность, что какие-то интересные моменты будут рассмотрены в отдельной статье.

Не забывайте, что каждая ситуация по-своему уникальна, и проводить аналогии, несмотря на возможное сходство (действительное или только кажущееся), необходимо крайне осторожно.

Статья является моей первой публикацией на Хабре, и, соответственно, первой же статьей затрагиваемой тематики. Не знаю, насколько поднятая тема окажется востребованной, поэтому если: вас что-то заинтересовало; какой-то вопрос рассмотрен недостаточно подробно и требует дополнительных пояснений; вы с чем-то категорически не согласны — пишите, пожалуйста, в комментариях или посредством личных сообщений.

Немного об авторе и причинах написания статьи: я являюсь давним читателем Хабра, но, так уж получилось, зарегистрировался только сейчас. За все это время с Хабра было почерпнуто очень много информации, оказавшейся не только интересной, но и полезной: и для профессиональной деятельности, и для разнообразных увлечений, и даже для некоторых бытовых нужд. Этой информации было настолько много, что периодически возникавшая мысль о том, что неплохо бы как-то «отдариться» (я не люблю оставаться в долгу), в какой-то момент трансформировалась в статью, которую вы видите.

Ответы на некоторые возможные вопросы приведены под спойлером в конце статьи. Также под спойлер убраны некоторые изображения (в основном, визуализирующие описание переходов по меню сайтов) и информация: справочная (выдержки из текста законов и других документов) и не относящаяся напрямую к теме статьи, но связанная с ней.

Глава 1. С кем имеем дело?


Итак, обещанные граничные условия: в роли заказчика у нас будет выступать бюджетное учреждение, в роли вас — небольшая (или большая) компания или ИП, предметом договора будет разработка программного обеспечения, а сам договор будет заключаться непосредственно с вами, а не по результатам проведения конкурса, аукциона или запроса котировок (конкурентные способы закупки — это тема для отдельного разговора), стоимость примерно известна и даже задача особых вопросов не вызывает (на первый взгляд).

Как узнать ИНН по наименованию заказчика секретом не является, но для полноты картины об этом стоит упомянуть. На сайте налоговой инспекции egrul.nalog.ru можно осуществить поиск по ИНН/ОГРН или по наименованию юридического лица (ИП). Пусть наш заказчик — Муниципальное бюджетное учреждение «Нижнесортымская детская школа искусств» (это и другие учреждения — абсолютно случайны и используются исключительно в целях примера).

Выбрав тип поиска, введя искомое наименование и капчу, мы получим такую картину:
image


Нажав на наименование учреждения, можно скачать выписку (.pdf). Обычно, самое интересное содержится на первых трех-четырех страницах, но никто не запрещает просмотреть их все.

Первые три страницы выписки:


Теперь у нас есть ИНН заказчика (8617013974), ФИО директора, адрес (место нахождения), учредители, виды деятельности (ОКВЭД), лицензии и прочее. Зачем нам это может пригодиться?

ИНН — его мы будем использовать для дальнейших поисковых запросов.
ФИО директора — чтобы знать, с кем мы должны заключать договор (о важности наличия у лица, заключающего договор, соответствующих полномочий и возможных неприятных последствиях — в третьей статье цикла).
Адрес (место нахождения) — во-первых, всегда полезно знать, где можно найти заказчика (а если характер выполняемых вами работ связан с физическим посещением заказчика — то не просто полезно, а обязательно), во-вторых, этот адрес нам может потребоваться для обмена корреспонденцией.
Учредитель — это вышестоящая инстанция для нашего заказчика, и в некоторых случаях именно туда полезно будет обратиться с теми проблемами, которые заказчик решить не может или не хочет.

А если хочется узнать больше? Есть и другие источники информации, например, официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru/pub/home.

Вводим ИНН в поле поиска, наводим курсор на наименование учреждения и получаем:
image


Выбираем «Подробная информация»:
image


На всякий случай привожу ссылку для самостоятельного просмотра: bus.gov.ru/pub/agency/3071. На этой странице расположены наименование учреждения (полное и сокращенное), учредитель, тип учреждения (мы ведь еще помним, что работаем, с бюджетным учреждением?), адрес, ФИО руководителя, телефон и даже сайт (естественно, сайт у заказчика есть далеко не всегда).

Откроем раздел «Документы»:
image


Здесь находятся Устав учреждения, лицензия на образовательную деятельность, распоряжение о назначении директора и другие документы.

Это полезная информация? Да, конечно. Помимо данных, полученных с сайта налоговой инспекции, мы теперь знаем тип учреждения: обычно в наименовании бюджетных учреждений присутствует слово «бюджетное» (буква «Б» в аббревиатуре), но его можем и не быть — законом это не запрещено. Еще у нас есть Устав, где можно почерпнуть информацию о полномочиях учреждения и его учредителей, об источниках финансового обеспечения и прочие подробности. Распоряжение о назначении директора — тоже документ полезный.

Возможные проблемы: не во всех учреждениях (читай — муниципалитетах и даже регионах) придается должное внимание своевременной актуализации информации.

Немного подробностей об этом сайте:
Также здесь можно получить информацию о государственном (муниципальном) задании, плане финансово-хозяйственной деятельности, операциях с целевыми субсидиями, годовой бухгалтерской отчетности, результатах деятельности и многом другом.

Информацию о самом сайте можно найти в разделе «Главное меню — Документы» (и далее в подменю выбрать «Альбомы ТФФ», «Руководства пользователей» или что-нибудь другое по вкусу). Наборы открытых данных находятся в разделе «Главное меню — Открытые данные». Для получения дополнительной информации о заказчике можно использовать его сайт (при наличии) или сервисы проверки контрагентов.


Глава 2. Откуда у заказчика деньги?


Казалось бы, какая нам разница? Лишь бы платил своевременно и в полном объеме. Но это в теории, а на практике — источник финансирования или источник финансового обеспечения (так это называется официально) имеет очень большое значение. Никому не хочется оказаться в ситуации, когда работа выполнена и успешно сдана, а оплачивать ее никто не торопится. Все разнообразие причин заказчика (непрофинансировали расходы, забрали деньги на другие нужды и еще 1000 и одна) не должно быть проблемой исполнителя. Подробнее о вопросах оплаты мы поговорим в следующих статьях, а пока посмотрим, что можно узнать о наличии/отсутствии денежных средств у заказчика.

У бюджетного учреждения есть два основных источника финансирования: «бюджет» и «внебюджет». Определения не совсем корректные — поэтому в кавычках.

«Бюджет» — это те деньги, которые выделяет государство (да, автор в курсе, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но это проще, чем писать каждый раз ФОИВ, ОИВ и ОМСУ): это может быть бюджет поселения, муниципального района, области, края и т. п. Для бюджетных учреждений основными источниками поступления бюджетных средств являются субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидии на иные цели.

«Внебюджет» — то, что заказчик заработал сам: его доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

И зачем нам это надо? Собираясь работать с бюджетным учреждением, необходимо понимать следующее:

«Бюджет» — это еще не живые деньги, находящиеся у заказчика на счетах и которые он может заплатить «вот прям щас». Это только планируемые (и то не всегда) расходы. Иными словами — пока это лишь обещание государства дать эти деньги заказчику. А обещание можно взять назад (не давать денег) или пересмотреть (уменьшить сумму или изменить ее назначение). Попытаться воспротивиться этому заказчик может в крайне ограниченном количестве случаев, да и то без гарантии успеха.

«Внебюджет» — это тоже не всегда живые деньги. Иногда, конечно, деньги у заказчика уже есть, но зачастую он их еще должен заработать, и тогда это опять обещание: только теперь это обещание не государства, а заказчика. А обещание можно … Впрочем, не будем повторяться.

Основным финансовым документом для бюджетного учреждения является План финансово-хозяйственной деятельности или, сокращенно, план ФХД (есть еще соглашения о выделении субсидий и иные документы, но к нашей теме они отношения не имеют). Подписывается он руководителем и главным бухгалтером учреждения, утверждается учредителем, и именно в нем прописаны обещания (государства и заказчика), о которых мы говорили выше.

Вернемся к уже знакомому нам официальному сайту для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Если в меню с информацией об учреждении выбрать

«Плановые показатели деятельности — Информация о плане финансово-хозяйственной деятельности»,
image


то мы попадем в раздел, посвященный плану ФХД:
image


В разделе «Документы — Приложенные документы» мы видим несколько файлов:
image


Скачиваем последнюю версию Плана финансово-хозяйственной деятельности (ориентируемся по дате публикации, на момент написания статьи последняя версия от 27.05.2016 г.).

В данном случае имеем дело с файлом .xlsx (в принципе, нам мог попасться и .doc, и .pdf и даже .jpg), в котором на листе «Изм (8)» находится действующая редакция плана финансово-хозяйственной деятельности:

image

В разделе поступления (начинается со строки 22) отражены источники финансирования, из которых заказчик планирует получить деньги (подчеркиваю — планирует). В строках 24 и 27 содержится информация о субсидиях на выполнение муниципального задания и субсидиях на иные цели (это «бюджет»).

Чем эти виды субсидий отличаются? Напрямую с темой статьи это не связано, поэтому кому интересно — прошу под спойлер.

Немного о субсидиях:
В теории, субсидии на выполнение муниципального задания должны обеспечивать повседневные регулярные нужды учреждения (выплата заработной платы, оплата коммунальных услуг, услуг связи, вывоз мусора и пр.), без которых оно существовать не может. Например, учреждение должно обучить 10000 детей, или выдать 50000 справок. Для этого ему необходимо 50 млн. руб в год. Это и должно быть предусмотрено субсидией на выполнение муниципального задания. А субсидии на иные цели призваны обеспечивать те нужды учреждения, которые возникают нерегулярно, являются внеплановыми (например, аварийный ремонт кровли), или необходимы для повышения качества чего-либо: например, модернизация системы отопления, плановый ремонт кровли и помещений, приобретение нового оборудования взамен морально устаревшего и другое.

На практике, естественно, происходит по-разному. Как правило, субсидии на выполнение муниципального задания не обеспечивают потребности учреждения в полной мере, и часть финансирования доводится (если вообще доводится) посредством субсидий на иные цели. Бывает и наоборот: когда расходы, которые следовало бы финансировать за счет субсидий на иные цели, закладываются в субсидии на выполнение муниципального задания. Есть конечно и счастливые учреждения, ни в чем себе не отказывающие, но таких мало. Также в рамках субсидий на иные цели учреждение может получать средства по каким-либо федеральным, государственным и муниципальным программам.


Строка 29 — это доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в последующих строках идет детализация), или «внебюджет».

Итак, обещания государства («бюджет») — 24042309,13 руб., обещания заказчика («внебюджет») — 1466280 руб. Возникает закономерный вопрос: какой источник финансирования выгоднее с точки зрения исполнителя? Точного ответа нет.

Объем субсидий на выполнение муниципального задания известен, как правило, с начала года (кому-то он известен заранее, а кто-то может точно узнать свое финансирование, например, в марте), меняться не должен и сокращению не подлежит (хотя премьер-министр и заявлял недавно, что неиспользованные деньги надо забирать), но на практике это происходит довольно часто по причине того, что денег нет.

Субсидии на иные цели обладают чуть большей защищенностью тогда, когда их уже пообещали (читай — оформили соответствующим распоряжением или постановлением), но если они еще не оформлены, то легко могут уйти на другие нужды или к другому заказчику. Если же это субсидия из вышестоящего бюджета, то за неосвоение выделенных средств кого-то могут и наказать, поэтому их стараются проплачивать оперативно — опять-таки, если деньги есть.

Средства от предпринимательской деятельности заказчику тоже надо еще заработать, а в кризисной ситуации с «бюджетом» учреждениям зачастую приходится затыкать дыры как раз «внебюджетом». В различных регионах и муниципалитетах существует свой подход, какие расходы «резать» в первую очередь, поэтому все, что можно посоветовать, так это пообщаться с коллегами, которые уже работали с этим заказчиком (или с другими, имеющими того же самого учредителя).

Важно иметь в виду, что договор, как и заказчик, может иметь несколько источников финансирования. Средства на закупку чего-либо могут быть одновременно предусмотрены и субсидией на выполнение муниципального задания, и субсидией на иные цели (целевых субсидий тоже может быть несколько: часто такая ситуация возникает при софинансировании из бюджетов разных уровней), и даже внебюджетом (например, если бюджетных денег не хватает). В этом случае поиск ответа на вопрос, откуда у заказчика деньги на нашу закупку, может оказаться весьма затруднительным. Впрочем, в рассматриваемых нами договорах наличие нескольких источников финансирования встречается редко.

Глава 3. Куда заказчик собирается потратить деньги?


На самом деле, получить однозначный ответ на этот вопрос можно далеко не всегда, но на безрыбье и рак — рыба. Как правило, в плане ФХД нет детально расписанных направлений расходов заказчика, и все цифры даны в разрезе статей КОСГУ.

КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления (утверждена Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»). Посмотреть на нее можно, например, здесь base.garant.ru/70408460/5, там же можно про нее и почитать (начиная с раздела «Расходы»). Перечислим только те статьи КОСГУ, которые могут нам пригодиться:

1) обслуживание или ремонт компьютеров и оргтехники — 225;
2) заправка картриджей — 225;
3) поставка компьютеров или орг. Техники — 310;
4) поставка запасных частей — 340;
5) передача неисключительных прав на программное обеспечение — 226;
6) передача исключительных прав на программное обеспечение — 320.

Выдержки из формулировок некоторых статей КОСГУ:
225: «На данную подстатью КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на:

ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов:

— устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;
— поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и т.п.) на изначально предусмотренном уровне;
заправка картриджей;»

310: «На данную статью КОСГУ относятся расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе:

— изготовление объектов основных средств из материала подрядчика;»

340: «На данную статью КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе:

— запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;»

226: «На данную подстатью КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221 — 225, в том числе:

услуги в области информационных технологий:

— приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
— приобретение и обновление справочно-информационных баз данных;
— обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий;
— услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации;
— периодическая проверка (в т.ч. аттестация) объекта информатизации (АРМ) на ПЭВМ на соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам;»
320: «На данную статью КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение в государственную, муниципальную собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе:
— на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ».


Соответствие, приведенное выше, обычно является верным. Но бывают и исключения: есть проблемные моменты, связанные с неоднозначностью формулировок; есть позиция конкретных финансовых органов (самого разного уровня); есть зависимость от целей расходования и бухгалтерских проводок.

По поводу программного обеспечения: обратите внимание, что если на разрабатываемое программное обеспечение вы передаете заказчику исключительные права — то это статья 320, если неисключительные права (в рамках, например, лицензионного договора), то это статья 226. Также к 226 статье будет относится передача вами заказчику неисключительных прав на уже существующее программное обеспечения. Вопросы авторских и смежных прав не относятся к теме статьи, поэтому просто имейте это в виду.

Необходимо отметить, что расходы могут осуществляться сразу по нескольким статьям КОСГУ. Например, в случае оборудования компьютерного класса заказчик может предусмотреть в одном договоре и ремонт имеющихся компьютеров (статья КОСГУ 225), и поставку новых (статья КОСГУ 310), и устройство простейшей локальной сети между ними (статья КОСГУ 226). Такие ситуации, естественно, не способствуют упрощению процесса поиска информации, но случаются они, к счастью, гораздо реже, чем когда статья КОСГУ — одна.

Глава 4. Куда заказчик собирается потратить деньги? — 2


Внесем небольшое уточнение в наши граничные условия: на передаче ему исключительных прав на разрабатываемое программное обеспечение заказчик не настаивает, поэтому наша статья КОСГУ — 226.

Возвращаемся к плану ФХД. В разделе «Выплаты» (начинается со строки 47) содержатся планируемые выплаты учреждения:

image

В столбце «O» мы видим любезно проставленные статьи КОСГУ. Естественно, на бумажном носителе мы такой расшифровки не увидим и в общем случае ориентироваться необходимо на названия статей (столбец «F»).

Откровенно говоря, в данном случае требования к оформлению плана ФХД минимальны (заказчик, к слову, в этом не виноват — форма плана утверждается не им), поэтому здесь нет не только разбивки по кодам субсидий (о них чуть позже), но и по элементарным «бюджет» и «внебюджет». Мы можем только увидеть, что по КОСГУ 226 денежные средства предусмотрены (строка 65). Более подробную информацию можно получить путем сопоставления нескольких источников информации, но это процесс непростой, времязатратный и трудноформализуемый.

Изучая информацию о заказчике необходимо быть готовым и к такому результату.

Теперь давайте рассмотрим план ФХД другого заказчика (опять же, абсолютно случайного). Его ИНН — 5514008737. Получаем план ФХД так же, как описано выше:

image

Этот план ФХД (на сей раз — в формате pdf) гораздо более информативен. На этой странице мы видим, что учреждение получает субсидии на выполнение муниципального задания, субсидии на иные цели и доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Более того, указаны код субсидии, код КОСГУ, код СубКОСГУ, и даже лицевой счет.

В строке «Поступления, всего» мы видим суммарный объем планируемых поступлений (14352378,34 руб.), который ниже детализируется по источникам финансирования, а начиная со строки «Итого по расходам» расположены детализированные расходы. Причем детализированные и по источнику финансирования тоже! Как в этом разобраться?

В строке «Итого за счет средств от приносящей доход деятельности» и ниже расписаны расходы за счет «внебюджета». При этом, статьями КОСГУ, которые мы уже рассматривали, являются первые три цифры значения из столбца 4 (СубКОСГУ).

Еще ниже расположена детализация расходов по другим источникам финансирования:

image

Как же определить, какие расходы за счет какого источника финансирования запланированы? Во-первых, по коду субсидии. Эти коды, собственно, и используются для возможности отдельного учета разных субсидий: как видно из плана ФХД, есть несколько субсидий как на выполнение муниципального задания, так и на иные цели, и каждой соответствует свой код. Значению в столбце 2 (Код субсидии) строки расходов необходимо найти «пару» в строке поступлений — если они совпадают, то это и есть искомый источник финансирования. Во-вторых, по суммам: значение в строке «Итого по коду субсидии» необходимо сопоставить со значениями в строках, относящихся к поступлениям.

В столбце 4 интересующей нас статье КОСГУ 226 соответствуют три строки (поиск ведем с конца документа):

№ п/п Столбец 4 (Код СубКОСГУ) Столбец 2 (Код субсидии) Столбец 6 (Сумма на 2016 год, руб.)
1 226.02.99 503.20.0357 41600
2 226.02.99 503.10.0155 991000
3 226.02.99 - 475000


№ 1. Сумма раздела, в котором находится наша строка, 41600. Такую же сумму содержит только строка поступлений «Субсидия на предоставление дополнительного образования работником муниципальных учреждений», находящаяся в разделе «Целевые субсидии». Аналогичный результат получим и при сопоставлении кода субсидии (и там, и там — 503.20.0357).

№ 2. По коду субсидии (503.10.0155) мы находим источник финансирования — «Субсидии на организацию деятельности клубных формирований самодеятельного народного творчества», но вот сумма не совпадает: 12756890,18 в расходах и 12753946,34 в поступлениях, разница — 2944,18. Несовпадение имеет место быть, но объясняется просто: дело в том, что у учреждения на конец года могут остаться средства, им не использованные (в нашем случае эти средства указаны в строке «Остаток средств на начало года» — 2944,44). К планируемым поступлениям текущего года их отнести нельзя — они уже поступили учреждению в прошлом году, но в запланированных расходах их необходимо учесть — тратить-то их надо. Но ведь все равно не бьется: 2944,44 — 2944,18 = 0,60. Куда делись еще 60 копеек? Давайте посмотрим на код субсидии 503.10.0616 (он тоже относится к субсидии на выполнение муниципального задания): расходы — 447240,60, поступления — 447240,00, разница — 0,60 руб. Вот и нашлись недостающие копейки: остаток средств прошлого года заказчик распределил на два кода субсидии года текущего.

№3. Допустим, мы на заметили говорящего наименования раздела («Итого за счет средств от приносящей доход деятельности»), в котором находится строка с нашей статьей КОСГУ. По сумме раздела (1086592 руб.) мы легко находим, что данные расходы будут осуществлены за счет средств от предпринимательской деятельности. А код субсидии? Дело в том, что код субсидии для средств от предпринимательской деятельности нулевой. Как его отражать в планах ФХД (и не только в них) — решается на уровне распорядителя бюджетных средств. В нашем случае мы видим, что в расходах кода вообще нет, а в поступлениях — 503 много нулей 130 и 180. 503 — это код распорядителя бюджетных средств, много нулей — это много нулей, а 130 и 180 — дополнительная детализация (ее видно по названиям соответствующих строк).

Какие можно сделать выводы? Расходы по интересующей нас статье КОСГУ в плане ФХД заказчиком предусмотрены. Источником финансирования по интересующей нас закупке целевая субсидия (№1 в нашей таблице), скорее всего, не является. Почему? Потому что она называется «Субсидия на предоставление дополнительного образования работникам муниципальных учреждений» (такие расходы тоже относятся к статье КОСГУ 226) и вряд ли за этим скрывается разработка программного обеспечения. Нет, если заказчику, конечно, требуется какое-то обучающее программное обеспечение для своих сотрудников, то все может быть. Но чаще всего под этим подразумевается банальное повышение квалификации.

Зачем нам это все было нужно?

1. В ряде регионов достаточно жесткие требования к планам ФХД и в них содержится много полезной информации.
2. Полное отсутствие средств по интересующей статье КОСГУ должно нас насторожить: получается, что пока нет даже обещания денег, не говоря уже об обязательствах и гарантиях.
3. Неверный выбор статьи КОСГУ заказчиком может обернуться не только значительной потерей времени, но и проблемами с оплатой ваших услуг и даже с исполнением самого договора. Да, «где имение, а где вода», но это действительно так. Подробнее — в следующих статьях.
4. На сайте, которым мы пользовались для знакомства с некоторыми документами учреждения и его планом ФХД, размещается и другая информация. Например, если в меню с информацией об учреждении выбрать не «Плановые показатели деятельности»,

а «Фактические показатели деятельности»:
image


, то мы сможем ознакомиться с информацией о годовой бухгалтерской отчетности (в том числе — об исполнении учреждением плана ФХД за прошлый год), о результатах деятельности и об использовании имущества, о контрольных мероприятиях и их результатах (вдруг наш потенциальный заказчик — злостный неплательщик, регулярно подвергающийся на этом основании проверкам?).

Глава 5. Возможные проблемы и (наконец-то!) наши действия


А если мы не знаем/не умеем/не хотим определять, к какой статье КОСГУ относится закупка и какой источник финансирования используется? Или мы попытались сделать это самостоятельно, но результатов нет (план ФХД неинформативен) или они неоднозначны (например, по причине наличия нескольких источников финансирования или статей КОСГУ)

© Habrahabr.ru