[Из песочницы] Проверь идею
Рассказ о возможном облике ближайшего будущего, к которому может привести неблагоприятное развитие поисковых сетей.
Герман стал разработчиком, потому что хотел, создавая программы, изменить мир в лучшую сторону. Он старательно изучал компьютерные науки, чтобы знать о множестве технологий и инструментов, которыми можно автоматизировать различную деятельность. Не будучи гениальным инженером, он смотрел по сторонам на мир, выискивая то, что еще не было улучшено другими людьми, то, что можно было оптимизировать. Целью являлось воплощение желания, если не встать в один ряд с величайшими учеными, то, хотя бы, оставить о себе в истории след больший, чем углеродный.
Обнаружить процесс, который можно упростить, или устройство, которое можно модернизировать, стало невероятно сложной задачей в середине двадцать первого века — века маркетологов и оптимизаций. Любой мизерный успех во втором, преподносился первыми как колоссальный прорыв всего человечества. Несмотря на незначительность отдельных достижений, их инкрементальные изменения действительно позволили большей части населения Земли сделать свою жизнь комфортнее. Однако, Герман все равно сохранял уверенность в том, что потенциал для совершенствования не исчерпан, а хорошие идеи валяются под ногами, главное об них споткнуться.
Должность ведущего программиста в компании, средней по меркам мегаполиса, позволяла в рабочие часы заниматься серьезными вещами, а в свободное время путешествовать, познавать мир. Герман старался посещать страны, быт, культура и климатические условия которых заметно различались. Он считал, что только так, самостоятельно постигнув все многообразие деятельности человечества, можно совершить сколько-нибудь значимый переворот в ведении социальных и экономических процессов общества.
Иногда Герман сталкивался с проблемами, и в его в голове возникали идеи их решения. Но, пообщавшись с друзьями и коллегами, проведя изучение вопроса в сети Интернет, он с грустью понимал, что в том или ином виде решение уже придумано, а коммерческая ниша занята солидной компанией. Негативные эмоции, возникшие от понимания вторичности своих ложно-уникальных озарений, впрочем, быстро сходили на нет, ведь существовали пути устранения препятствий, опробованные и доступные к использованию здесь и сейчас.
Вечером одного из выходных дней Герман поехал в гости к друзьям, которые отмечали новоселье. Квартира находилась в стоэтажном доме на одном из верхних этажей. Несмотря на то, что лифтов в подъезде было пять, пришлось довольно долго ожидать прибытия хотя бы одного. Над каждой парой дверей, скрывающих за собой шахту, было расположено небольшое табло, где на фиолетовом фоне белые цифры отображали число — номер этажа, где остановилась кабина. Горели значения »54»,»79»,»67»,»98»,»91». Вероятно, несколькими минутами ранее люди уехали на эти этажи, и лифты остались там в ожидании следующего вызова.
Слушая гулкий звук работающего мотора во время подъема, Герман задался вопросом «А существуют ли лифты, которые накапливают статистику по перемещениям и в момент ожидания не простаивают, а перемещаются к этажу, с которого, наиболее вероятно, будет произведен вызов в текущее время?». Едва ступив на порог квартиры и принеся поздравления хозяевам, он отправился к компьютеру, чтобы найти ответ на свой вопрос в сети Интернет. Введя запрос «лифт, предсказывающий этаж вызова» и не найдя примеров готовых реализаций, а лишь несколько высказанных подобных идей, Герман был обрадован, что нашел стоящую затею, которая может экономить множество времени каждый день. Затем, решив начать техническую проработку через месяц во время отпуска, вернулся к друзьям праздновать.
Новое жилье было для друзей — молодой пары, лишь началом череды приятных явлений, потому как через неделю мужа, тоже разработчика, пригласили на собеседование в компанию Г. — владельца крупнейшей поисковой сети, и спустя месяц прохождения нескольких этапов интервью был подписан договор найма. В промежутке между этими эпизодами произошло и печальное событие для Германа — та же компания объявила о получении патента на систему «умный лифт», которая снизит среднее время ожидания человеком лифта. Изучив патент, Герман с горечью обнаружил, что тот содержит все идеи, которые совсем недавно появились у него, и решил, что друг мог изучить историю посещений своего браузера, а в ходе прохождения интервью предложить данную идею к реализации.
Такой вывод был логичен ввиду сложившейся в мире ситуации. В середине двадцать первого века дела компаний, зарабатывающих на рекламе, были нестабильны. За предыдущие десятилетия удалось навязать потребителям множество устройств для дома, автомобиля и личного потребления, на основе которых о пользователях собиралась обширная информация для показа наиболее релевантной рекламы. В итоге рекламный рынок достиг предела, а все последующие попытки сделать его более прибыльным провалились. В связи с этим, компании стремились выжимать все соки из своих проектов и подчиненных, пытаясь переманить в свой штат наиболее предприимчивых работников, ожидая, что они смогут предложить успешные затеи. Тех же, кто увольнялся или проваливал собеседования, вносили в черный список, как отработанный материал. Что касается интеллектуальной системы управления лифтом, то в течение года она была реализована, запущена в продажу и принесла компании солидную выручку.
Одним из интересов Германа был спорт. Он мечтал пробежать марафон. Изучение методов тренировок сопровождалось просмотром статистики мировых рекордов и фиксированием интересного факта. За последние пятьдесят лет каждый новый рекорд давал относительное улучшение по сравнению с предыдущим меньше чем на тысячную долю. Для сравнения, в середине двадцатого века спортсменам удавалось обновлять рекорд на несколько сотых, а к началу миллениума не более чем на сотую долю. Из этих данных следовал вывод, что результаты подошли к черте, выше которой не прыгнуть — честным путем, без допинга, преодолеть марафон быстрее, чем за два часа люди не смогут. Герман подумал «Вот оно! Здесь технологии, возможно, могут помочь».
Одним из способов улучшения результата у марафонцев является использование помощи пейсмейкеров — бегунов, задающих темп на некотором участке дистанции. Герман придумал использовать очки с функцией дополненной реальности, которые будут рисовать на дороге перед бегуном человека-пейсмейкера на протяжении всего марафона. Проверив свою идею поисковой сетью, а именно запросом «пейсмейкер для марафонцев в дополненной реальности», он решил приступить к ее реализации со следующей недели одновременно с началом собственных подготовительных тренировок. На оба занятия он решил выделить целый год.
Через пару дней раздался телефонный звонок — из компании Г. поступило приглашение на собеседование. Итогом звонка стало достижение договоренности об очном общении в понедельник следующей недели. Запас в несколько дней позволил хорошо подготовиться, потому Герман, на его взгляд, при встрече показал себя рекрутерам с лучшей стороны. Через сутки после собеседования была объявлена новость — компания получила патент на приложение дополненной реальности «Пейсмейкер беговой». Объявление взволновало Германа и убедило, что нужно устроиться в Г. для работы с данным проектом и воплощения идеи, которая его интересовала.
Однако полученное письмо-оповещение вместо описания времени и места встречи для очередной беседы содержало информирование о том, что на текущий момент для интервьюируемого нет подходящих вакансий. Спустя полгода рабочая система была представлена публике, очки с ней были вручены нескольким десяткам лучших атлетов-марафонцев. Все они за следующие полтора года улучшили свои личные результаты, а один совершил то, что казалось невозможным — финишировал в марафоне серии World Marathon Majors с результатом в 1:58:08. После данного события функции системы были расширены для имитации доместика, а сама она стала платной. профессиональные бегуны и велосипедисты начали массово закупать коммерческие образцы, что принесло огромный доход и позволило монополизировать сферу профессиональных спортивных приложений.
Пока марафонцы, стирая кроссовки, гнались за изображением пейсмейкера на очках, Герман жалел об упущенной возможности реализовать себя. Почти каждый день он вспоминал об успехе друга и своей неудаче. Эти размышления приносили мучения и вынуждали рефлексировать в поиске изъянов. И вдруг Герман заметил странное совпадение. Объявление о выдаче патентов на лифт и пейсмейкера появились после прохождения первого интервью в Г. как Германом, так и его другом. Вспомнив о слухах, что последние пару лет компании-гиганты разрабатывают нечто новое, позволяющее им снова получить стабильный поток денег, Герман предположил, что компании научились читать мысли людей. Понимая, что тезис нелеп, ради интереса он все же сделал запрос в поисковой сети, пытаясь найти информацию о чтении мыслей человека. И хотя среди найденных материалов попадались лишь шарлатанские, после перебора ключевых слов для поиска, стало понятно, где ключ. Поисковый запрос. Перед приглашением друга на собеседование был выполнен поисковый запрос об умном лифте, который потом реализовала компания. Перед тем как компания пригласила самого Германа, он сделал запрос о пейсмейкере в дополненной реальности. Ответ был простой, логичный, но требовал проверки.
С упрощением доставки предметов их пересылкой на дронах значительно выросло потребление товаров человечеством. С увеличением потребления выросли отходы, меньшая часть из которых перерабатывалась различными способами. Но остальной мусор практически не уничтожался, поскольку сжигательные заводы стали запрещены из-за вреда экологии, в результате чего большие территории суши стали превращаться в огромные свалки. Для проверки гипотезы о воровстве идей через анализ поисковых запросов Герман решил придумать и ввести в поисковый запрос идею, которая могла бы частично решить проблему с мусором, если бы не была чересчур невероятной. Совсем недавно, находясь в путешествии, он пролетал над вулканом. Это привело к мысли «если товар можно доставить дроном покупателю, то почему бы не вывозить отходы дронами и сбрасывать их в жерла действующих вулканов, где мусор будет уничтожен лавой?», что сократилось до поискового запроса «вывоз мусора дронами для уничтожения в лаве вулканов».
Спустя неделю Герман убедился в своей правоте — компания объявила о патенте на идею, которая была им придумана. Приглашения на собеседование уже не было — прошлая неудача привела к попаданию в черный список. Начались активные разработки, компания раздувала шумиху в СМИ, привлекая все больше интереса к проекту. Однако, менее чем через год проект был закрыт по причине убыточности и недостижения поставленной цели. Испускание вулканами паров серы, высокие температуры, постоянно происходящие небольшие извержения вредили механизмам дронов, из-за чего они либо приходили в негодное состояние, либо падали в жерло вместе с грузом, либо сбрасывали мусор мимо жерла, в результате чего он скатывался к подножию вулкана, образовывая новые свалки.
Пока компания проводила эксперименты, Герман придумал еще несколько сомнительных концепций, поисковые запросы о которых, для чистоты эксперимента, ввел через компьютеры своих знакомых. После того, как их владельцы были приглашены в компанию Г. на интервью, а на все замыслы были оформлены патенты, не осталось и тени сомнения — компания ворует чужие идеи, выделяя их из поисковых запросов.
Жизненные принципы твердили, что следует рассказать правду людям, чтобы покончить с безвозмездной эксплуатацией чужого труда. Но как это сделать, если правда настолько фантастична, что в нее никто не поверит? Герман решает описать все в виде рассказа, заменив имена, название организации и идеи. В текстовом редакторе фирмы М. история писалась на одном дыхании до глубокой ночи. Вычитка текста была оставлена на вечер следующего дня. Сонное утро с чашкой кофе в руке прошло за разбором входящих сообщений электронной почты. Сразу несколько писем от знакомых содержали восторженные отзывы с одной и той же ссылкой на запись в литературном блоге фирмы М. Перейдя по предложенному адресу, Герман с ужасом осознает, что в статье, от имени искусственного интеллекта, разрабатываемого компанией М., опубликован его очерк, слегка отредактированный, а время публикации совпадает с моментом последней правки файла, содержащего исходный текст.
Паранойя заполнила кухню. Стало невыносимо мерзко от того, что современный ИТ-мир оказался построен на повсеместном высасывании идей из людей, которые даже об этом не подозревают. Выходом из этой ситуации для себя Герман выбрал отдаление от информационного человечества. Он бы с удовольствием отправился как можно дальше от планеты, но человечество до сих пор не создало колоний вне Земли. Однако и на ней еще осталась плохо исследованная территория — Антарктида, зовущая покорить ее в составе многолетней антарктической миссии в должности системного администратора. Минимум связи с внешним миром, ослепительная белизна льдов и снега, ежедневные научные эксперименты в компании энтузиастов-единомышленников — все, что нужно человеку, для того, чтобы не чувствовать себя одиноким и реализовать свой потенциал на благо человечества.