[Из песочницы] Программистом к ирландским букмекерам

Привет, Хабр!

Около года назад мне предложили работу в Ирландии, на которую я согласился. Переехали мы (с супругой) чуть более полугода назад, и можно считать что с тех пор обустроились, хотя многое ещё впереди. Процессы подготовки к переезду, собственно переезда и адаптации после совсем не быстрые, с большим количеством подводных камней (и не обо всех из них предупреждают рекрутеры и кадровики), поэтому я решил поделиться своим опытом.

В хабе IT-эмиграция в последнее время публикуют всё больше и больше статей про переезд в разные страны, но довольно мало про Ирландию — решил восполнить этот пробел. Надеюсь, кому-то будет полезно.

image

Я работаю разработчиком программного обеспечения в международной букмекерской компании со штаб-квартирой в Дублине. Если чуть точнее, пишу на Scala/Akka, хотя планирую не ограничивать себя только этим. Разрабатываем кластерные отказоустойчивые высоконагруженные приложения.

Подробности ниже.


Предыстория

Итак, кратко обо мне: проучился 6 лет (бакалавр 4 + магистратура 2) в провинциальном российском вузе по IT-специальности. Во время учёбы тоже хотелось попробовать переезд, поучаствовать в программах обмена между вузами разных стран, или даже поступить в магистратуру/аспирантуру, но не сложилось. Наверное, не хватило навыков, опыта и мотивации. Можете почитать статьи от более удачливых на тему «учёба за границей».

Чтобы по окончании вуза не оставаться «за бортом», пополняя ряды безработных специалистов с дипломами, уже на четвёртом курсе устроился в местную аутсорсинговую компанию ради опыта. Хотя компания международная (со штаб-квартирой в Нью-Йорке и офисами по миру), возможностей поработать в другой стране даже в режиме краткосрочной командировки (не считая разве что единственную поездку в братскую Украину) не сложилось, не говоря уже о долгосрочном переезде.

Проработал там четыре года: три из них одновременно с учёбой 40 часов в неделю (сейчас сам себе не верю, как такое было возможно — пожалуй, тема для отдельной статьи), ещё год более расслабленно, не совмещая. Точнее, свободное от работы время в тот последний год я и потратил на массовую рассылку писем/резюме и даже прохождения собеседований (чаще неудачные). Вместо Ирландии получилось устроиться на работу в другой стране (тоже европейской), где мы с женой прожили два года. Воспоминания об этом у меня приятные, опыт замечательный, правда, перспективы непонятные, но это тема для ещё одной отдельной статьи. Ещё от одной заманчивой вакансии в Азии пришлось отказаться, хотя успешно пройденное собеседование оставило у меня очень приятные впечатления — я бы хотел там работать, но не был готов к такому переезду.

В Ирландии найти работу очень трудно. Дело в том, что подавляющее большинство ирландских работодателей не хочет тратить время и деньги на оформление разрешений для иностранных граждан, гораздо проще и быстрее взять человека с гражданством Евросоюза.


Почему мы уехали из России?

Вы, наверное, удивитесь, но изначально ни политических, ни социальных, ни тем более экономических причин не было. Хотелось на мир посмотреть, опыта поднабраться. Так как жили мы в провинции, примерно за 500 км от Москвы (что по меркам нашей необъятной Родины считается даже «близко»), каждое путешествие за границу превращалось в отдельную пытку, ведь чаще всего летать приходилось через один из московских аэропортов. Кроме того, отдельная головная боль — визы. В какие-то страны визу получить легко (по первому же пересечению границы), куда-то сложнее (подавать заявление заранее, можно через посредника — визовый центр), а куда-то дико сложно (собеседование в консульстве в сотнях километров от дома). Поэтому — почему бы вместо этого не взять, да и не переехать поближе и надолго? В Москву или Петербург переезжать не хотелось.

Конечно, спустя годы я смотрю на то, что творится сейчас на Родине, и волосы на голове начинают шевелиться. И радуюсь тому, что мы от этого дальше, чем могли бы быть. Развивать эту тему не буду, чтобы не переходить в непрофильные политические дискуссии.


Почему Ирландия?

Почему же выбрали именно Ирландию? Конечно же повлияло немного искажённое юношеское восприятие действительности, основанное на мифах и стереотипах — ведь до этого в Ирландии я никогда не был. Туристом бывал до этого во многих других европейских странах — многое понравилось, но остаться там не было возможности. Кстати, для частых зарубежных путешествий Ирландия — плохой вариант (тоже из-за виз), но об этом ниже. Тем не менее, объективные причины выбора Ирландии тоже есть.


  • Язык. Он здесь английский (который универсально полезен везде). Есть ещё ирландский (Gaelic), но фактически это вымирающий язык меньшинства, хотя у него и статус государственного. С языками у меня не очень, учить ещё какой-то язык, максимально непохожий ни на английский, ни на русский — отдельное испытание. Может это и полезно для мозга, но это трата драгоценных сил и времени, которые можно потратить на что-то другое. Жена, кстати, в школе учила вообще французский, но, к сожалению, не на таком уровне, чтобы мы серьёзно рассматривали переезд во Францию. И, кстати, сейчас неплохо так ухватилась за возможность изучать английский в языковой среде — тут масса разных курсов (как платных, так и бесплатных)!
  • Гражданство. В отличие от множества других европейских стран (не всех), тут (пока ещё!) относительно несложно получить гражданство. И не надо отказываться от гражданства по рождению (чтобы не получать визу на свою же Родину — родню навестить, к примеру). И даже не надо (пока) сдавать языковой экзамен. К сожалению, после натурализации при проживании за пределами Ирландии нужно каждый год писать о том, что желаешь сохранить гражданство, якобы могут и отобрать. Пока неактуально, но наверное это всё равно лучше и проще, чем получать визы?
  • Европа. В первую очередь это близко, пусть и относительно. Пусть это и западная окраина Европы, тем не менее — не Австралия и не Новая Зеландия. И даже не Америка. Пока я обратно на Родину не путешествовал, но родственники к нам в гости уже прилетали. Боюсь, перелёт в Новую Зеландию не каждый может осилить. Кстати, недавно появился прямой рейс аэрофлота Москва-Дублин (раньше не было, приходилось через другие аэропорты летать с пересадками).
  • Климат. Приятный мягкий умеренно-морской климат, здесь не бывает жаркого лета или морозной зимы. Правда, тут бояться надо не морозов, а нешуточных ветров или ураганов.


Поиск работы

К сожалению, не могу ничего особенного рассказать. Точнее, сложно добавить что-то к миллиону статей про карьеру в IT на этом ресурсе — всё тоже самое, готовьте резюме, готовьтесь к собеседованиям, учите язык, прокачивайте linkedin/github/hackerrank. И помните, что каждый следующий провал приближает вас к успеху (наверное). Конкретно текущую работу нашёл на linkedin, но прямо советовать этот ресурс не буду, так как «мусорных» вакансий (заниженная зарплата, завышенные ожидания и т.п., короче места, куда идти работать точно не стоит) там тоже попадается очень много. Искать надо везде, где придёт в голову, не в последнюю очередь на локальных (для конкретной страны, например) площадках. Конечно, лучший способ поиска — контакты и знакомства (networking, как сейчас модно говорить), но в моём случае это, к сожалению, не помогло. Просто самые вкусные вакансии сначала быстрее расходятся «через знакомых» и только потом, если не получилось, куда-то публикуются в открытые источники.


Собеседование

Собеседований с этой компанией было мало, всего лишь два, оба удалённые (с видео по веб-камере). И ещё тестовое задание (на удивление по теме бизнеса, в смысле, задачка была что-то посчитать про ставки на спорт). С другими компаниям чаще было гораздо больше собеседований, и, как правило (с редкими исключениями) это ничем хорошим не заканчивалось ни для меня (работу не предлагали), ни для потенциального работодателя (они упускали такого ценного специалиста как я!).


Переезд

Итак, первое собеседование у меня было более года назад, 10 октября 2017 года, после него мне прислали тестовое задание, которое где-то за неделю сделал (делать его было недолго, сложнее время выкроить из рабочей недели, скорее всего в выходной и делал). В начале ноября было второе собеседование и почти сразу отзыв об успешном прохождении и предложение о трудоустройстве. К середине ноября прислали job offer (не просто какая-то бумажка, а серьёзный документ, который нужен впоследствии для виз). В конце ноября компания запустила процесс получения разрешения на работу, который продлился два месяца, аж до конца января. Всё это время мы просто ждали. Веселья нам добавило то, что нас попросили из съёмной квартиры, и было непонятно, то ли мы всё-таки съезжаем и сразу переезжаем в Ирландию, то ли нам искать новоё жильё в чужой стране, откуда вроде собрались уезжать, а его снимают обычно на год и дольше. Пришлось на несколько недель снимать апартаменты на AirBnB, прокатило. В общем, 20 февраля мы подались на въездную визу (которая делалась ещё пару-тройку недель), 12 марта мы собрали все наши вещи в коробки и отдали их транспортной компании, занимающейся переездами (искать пришлось самим, ни с чем таким обычно не помогают, грозились даже не оплачивать, но там сумма не очень большая вышла), 18 марта сами прыгнули в самолёт с двумя чемоданами и прилетели. 19 марта был выходной из-за Дня Святого Патрика, а 20 марта уже первый рабочий день.

march

Дублин нас встретил снегом. Как говорят, крайне редкое явление даже для зимы, не то что для конца марта. Первый раз видел пальмы в снегу, необычно.

Кстати, про документы для визы — у нас были сделаны заверенные переводы свидетельств о рождении, свидетельства о браке и дипломов. И каждый из перечисленных документов с апостилем. Но делали это для другой страны (куда мы так и не поехали), в Ирландии, я так понял, необходимости в апостиле нет (уточняйте этот момент!). Перевод вроде бы и нужен, но не уверен, есть ли необходимость заверять. В общем, к документам намного проще других стран относятся. Медицинская страховка ни для получения визы, ни для пересечения границы не понадобилась. Я этому факту очень удивился. Более того, никакого медицинского обследования, даже флюры после въезда! Что наверное не очень хорошо.


После переезда

А после перелёта всё самое интересное только начиналось! Работать я мог с первого дня по своей визе (на 90 дней со дня прилёта, обычно решение о длительности визы принимает не тот, кто её вклеивает, а пограничник при въезде), но нужно было как можно быстрее зарегистрироваться в миграционной службе. Тут первый зашквар миграционной системы Ирландии —, а именно неспособность обрабатывать такое огромное число документов для мигрантов, или точнее неспособность делать это эффективно. Говорят, давным давно в далёкой галактике были просто очень длинные очереди. Это была проблема, но она обычно решалась, очередь можно было занять с 6 утра и потратить в ней весь день. Или занять с вечера. Короче, ничего такого, с чем бы мы не сталкивались в РФ, например, при получении загранпаспорта (хотя говорят, сейчас это сильно упростили, я то свой давно получал). Но ирландским чиновникам показалось, что это не круто, на дворе двадцать первый век, а давайте всё автоматизируем! И сделали сайт, на котором можно заранее забронировать себе окошко чтобы в нужный день придти и сделать все документы. К сожалению, стало только хуже. Потому что окошек никогда нет. Желающих всегда больше, окошки появляются на короткий промежуток времени, и их быстро расхватывают. Злые языки говорят даже то, что этими окошками торгуют спекулянты. Просто добавить побольше людей заниматься бумажной работой не догадались. Ещё можно побольше офисов сделать (он один на всё графство Дублин —, а в остальных графствах этим занимается либо полиция, либо почта, фактически являясь посредником).

Ладно, мы там каким-то чудом забронировали окошко сильно заранее, ещё до перелёта, что нам очень пригодилось.

Следующее, что необходимо сделать — зарегистрироваться на mywelfware.ie, получить персональный социальный номер (PPSN). Он вроде бы необязателен, но без него не получится зарегистрироваться в налоговой —, а если этого не делать, придётся платить драконовский emergency tax. Некоторые рекрутеры и кадровики забывают о такой незначительной мелочи, будьте внимательны. Кроме того, повышенный налоговый вычет положен, если в вашей семье один кормилец, вообще много разных налоговых вычетов есть. Но даже это, оказывается, не главное. Без сертификата из налоговой вам очень сложно будет (практически невозможно) открыть счёт в банке. Остановимся на этом поподробнее.

image

Нельзя просто так взять, придти в банк и открыть счёт. Сделано это для борьбы с отмыванием средств, нажитых преступным путём. Для открытия счёта вам нужно два документа — proof of identity (например, паспорт) и proof of address —, а вот с этим уже сложнее. По ссылке есть список документов, которые подходят под описание, самый простой из них — счёт за коммунальные услуги. Которого у вас, разумеется, нет. Так как жилья у вас пока нет, адреса нормального тоже, так как живёте в гостинице, которую вам временно предоставил работодатель (что тоже бывает не всегда). Забегая вперёд скажу, что первый счёт за электричество приходит обычно через два месяца после подписывания договора с энергетической компанией (для которого тоже нужен счёт в банке, кстати, вот так незадача).

По ссылке выше написано, что банк должен принять «A letter from your employer… stating that you have recently arrived in Ireland and have started work…», но большинство банков разворачивает с такой справкой. Кстати, proof of address нужен в том числе и для получения PPSN, но тут уже письма от работодателя хватает. Банки к такому относятся серьёзнее. В общем, налоговый сертификат — это самое простое и быстрое (и всё равно же потом пригодится!), что может получить иностранец, чтобы с ним идти в банк. И, вы должны понимать, даже с этой бумагой вас могут развернуть (было дело!), лучше приносить с собой как можно больше разной бумаги. И обращаться с просьбой открыть счёт в разные банки (во все сразу), отказаться потом в любой момент можно будет от лишних. Ещё они это очень долго делают, я где-то полтора месяца ждал. Думаю, какой-то банк может открыть счёт быстрее, какой-то медленнее.

В общем, эта бюрократия (регистрация в миграционке, регистрация в налоговой, открытие банковского счёта) хоть и сложная, долгая, но с более или менее предсказуемым надёжным результатом. Лучше с этим не тянуть, сделать побыстрее, чтобы с головой окунуться в самый сложный квест — поиск жилья! Тут по хорошему отдельную статью надо писать. Но мне терпения не хватит, поэтому достаточно кратко и сжато.


Поиск жилья

image

Итак, с жильём в Дублине всё плохо. Нет, не так, всё ОЧЕНЬ ПЛОХО. Жилья мало, желающих много, конкуренция огромная. Я понимаю, что каждый пишет тоже самое про любую развитую европейскую столицу, но мне кажется, не везде тот же масштаб, что в Дублине. Чтобы вы понимали, цены на аренду квадратного метра в Дублине уже обогнали такие города как Рейкъявик, Осло, Копенгаген, Люксембург. И дышат в спину (пока отстают) от цен разве что Лондона или Женевы. А качество строительства, думаю, ближе к Лондону, чем к Осло. Numbeo говорит о том, что однушка в центре Дублина будет стоить 1500€, а трёшка далеко за 2500€. И я думаю, что обе цифры занижены, сейчас таких цен уже нет.

Как можно догадаться, цена это только часть проблем. Спрос огромный, на каждую квартиру выстраиваются очереди из желающих по 30+ человек. Естественно, чем ниже цена (и если район более или менее терпимый), тем желающих больше. Разумеется, большинство ваших конкурентов приехали не вчера, у многих из них есть европейское гражданство, угадайте, кого выберет владелец? Если у вас семья из двух человек, вы оба работаете в Google/Facebook, у вас нет детей и домашних животных, считайте, что вам повезло. Если на какой-то из предыдущих вопросов ответ отрицательный, значит, вам суждено страдать. Без шуток, в Дублине очень много бездомных. Живут в палатках, такие можно во многих районах увидеть (постеснялся фото делать — всё-таки люди там живут).

Работодатель великодушно дал нам пожить 4 недели в гостинице. На самом деле в апарт-отеле — это такая гостиница, где нет питания, но номера с кухней и всем необходимым, включая стиральную машинку и даже отдельную сушилку! Эх, как же там было хорошо! Это без преувеличений один из самых лучший районов Дублина (Donnybrook), 10 минут пешком до электрички (DART), 15 минут до пляжа и около 20 минут до офиса. Рядом посольства и консульства (или резиденции послов) многих стран мира — уж они то точно плохой район выбирать не будут! Нам всё оплатили, но стоило такое удовольствие больше 2000€ (точную сумму забыл) за 4 недели, что для гостиницы такого уровня даже весьма недорого по местным меркам.

image

За эти 4 недели нам надо было найти постоянное жильё, компания абсолютно никак не помогала. Мы с этим справились и нашли ровно ОДНУ квартиру к концу третьей недели, хозяин которой по какой-то случайности, видимо, согласился нас приютить за «скромную» цену чуть больше полутора тысячи евро в месяц. За однушку около 40 квадратов. Все остальные квартиры, куда мы отправляли свои заявки и приходили смотреть, отказывали. В некоторых мы и сами не особо хотели жить, но выбирать было не из чего, если бы предложили, пришлось бы соглашаться. К тому времени подоспели наши коробки с вещами — персонал гостиницы очень удивился, увидев как я забираю у курьера ~15 огромных картонных коробок и пихаю их одну за другой в номер. Странно, я что, разве первый так делаю? Для переезда на постоянное место жительства мы сняли маленький грузовичок (van) на пару часов — есть тут такой сервис каршеринга — про него можно отдельно написать (не очень, но для переезда сгодилось).

van

В общем, нам повезло, но в общем случае четырёх недель может не хватить. Некоторым приходится снимать дополнительно гостиницу/апартаменты на короткий срок за свой счёт, у кого-то удаётся уломать работодателя на дополнительное временное жильё. Советую сразу поторговаться (аккуратно и вежливо) на эту тему, некоторым предоставляют жильё всего на неделю, а кому-то могут на несколько месяцев!

Что ещё можно сказать про жильё? Тут нет центрального отопления (ШОК!), это в принципе для Ирландии большая редкость. Вообще Ирландия вся такая одноэтажная и даже столица Дублин не исключение. Большинство живёт в домах максимум в один-два этажа. Мы живём в апартаментах, где три этажа (нумеруются G, 1, 2), на каждом этаже по несколько квартир, и даже есть лифт (!). Зато у нас аж три электрических радиатора (четыре, если считать тот, что в ванной). Вода из водопровода только холодная (зато её можно пить, но мы всё равно фильтруем в кувшине), горячая из электрического бойлера. Для подачи воды используется какой-то странный очень шумный насос — громко гудит при открытии крана, перестаёт после закрытия. Иногда заедает. Есть микробалкончик (это прямо роскошь! встречается редко), туда не помещается ничего кроме пары горшков цветов, можно ещё что-то сушить повесить — стоять там негде, не говоря уже о том, чтобы столик со стульями поставить. Двор — типичный двор-парковка, ничего кроме автомобилей и нескольких деревьев. Даже лавочек нет.

Ещё одна диковинка, про которую упоминают абсолютно все иммигранты в Ирландии и Великобритании — это два крана! Да, действительно, в 2018 году до сих пор во многих домах тут по два крана без смесителя — адское пламя Тартара и холодные льды Арктики. Жить можно, но это странно. Ирландцы затыкают раковину пробкой, набирают воду нужной температуры и умываются в стоячей воде. Есть две теории — почему так — 1) якобы экономия воды (странно, учитывая, что в Ирландии она бесплатная), 2) якобы легионеллы и прочие вредители не размножаются. Не знаю, как на самом деле, но эта традиция сильно устарела. Такой кран у нас один в ванной, на кухне кран со смесителем, хотя «смеситель» воду не смешивает, так и течёт двумя струйками, пусть и из одного крана.

jf81_xwvsmnbv2khdjxlppp3pzu.jpeg

Контракт мы заключили на год, потом его надо будет продлевать. После заселения присылают на почту книжечку с интересной информацией о правах и обязанностях. Не было времени до конца её прочитать, если кому интересно — на сайте продублировано. Каждый год могут повышать арендную плату на 4%, что вообще-то караул, но сами дома дорожают ещё быстрее. По ссылке можете заодно ознакомиться с чуть более актуальными и свежими ценами, чем в numbeo.


Разрешение на работу для иностранцев.

Вообще видов разрешений очень много на разные случаи жизни, с разными особенностями. Для читателей интереснее будет именно то, которое оформили мне, а именно Critical Skills Employment Permit. Для него есть ряд условий, которые нужно соблюсти (подробнее по ссылке), если вкратце, то


  • Зарплата от 60 тысяч в год и любая профессия кроме определённого чёрного списка
  • Зарплата от 30 тысяч до 60 тысяч и профессия из списка особенно востребованных.
  • Нужно образование по профилю или соответствующий опыт. Формулировка весьма размытая — не уверен, насколько важно именно формальное наличие корочки и как именно доказывать опыт. Для получения визы я распечатывал тоже самое резюме, которое и отправлял при откликах на вакансии.

Особенность Critical Skills Permit, важная для работодателя, в том, что не нужно делать labour market needs test, а именно убеждаться в том, что компания сделала всё возможное, чтобы сначала найти сотрудника среди граждан Ирландии и Евросоюза. Такая маленькая лазейка. Однако будет отказано, если в компании после найма этого сотрудника станет работать более 50% иностранных граждан.

Приятная особенность для работника в том, что выдаётся это разрешение на два года, после чего можно получить Stamp 4, который даёт право без ограничений работать или вести бизнес на территории Ирландской республики. Первоначально дают Stamp 1, который «прикрепляет» на первые два года к первому работодателю. Через 12 месяцев работу всё-таки можно поменять, но оформлять разрешение надо заново. В исключительных случаях (не знаю, что имеется ввиду — возможно, сокращение) можно и раньше, формулировка размытая. А супруге (у) или партнёру дают Stamp 3, который не предполагает права работать. Правда, супруг (а) может всё-таки получить разрешение на работу, но это отдельный квест (с месяцами ожидания результата от бюрократов), на который мало кто из работодателей идёт.

Ну и сам Critical Skills тоже оформляется неприлично долго — за это время работодатель может потерять интерес к соискателю, или соискатель может передумать и найти другую работу в другой стране, или ещё что-нибудь может случиться. Поэтому только достаточно крупные компании с большим стабильным бизнесом и планированием на годы вперёд могут себе такое позволить.


Компенсация переезда

Компания формально помогает, но на очень странных условиях. Естественно, оплатили все курьерские услуги (для визы мне были необходимы некоторые документы, а именно оригинал Critical Skills Permit, распечатка с цветного принтера не прокатывала). Оплатили перелёт эконом-классом с багажом в один конец для меня и для жены и четыре недели временного жилья. Пожалуй, всё. Визовые расходы жены оплачивать не хотели (а они довольно большие!), пересылку вещей (те самые коробки с одеждой/посудой и т.п. самым дорогим, в общем) тоже не хотели. Но я немного поторговался (уже спустя пару месяцев после переезда, когда закончил со всей волокитой и стало понятно, сколько же на самом деле мне должны), и у меня получилось. Совет — всегда торгуйтесь. Совет 2 — идите сразу в бухгалтерию, а не к кадровикам, вторые ничего не решают, но будут брыкаться. Кстати, насчёт зарплаты и прочих компенсаций тоже можно и нужно торговаться, иначе на вас будут ездить. Ничего личного, просто бизнес — именно для этого и нанимают иностранцев, чтобы сэкономить, вы стоите намного дешевле аборигенов — даже с учётом компенсации всех расходов по переезду.

Ах да, условия — чтобы мне не пришлось возвращать этот бонус, я должен проработать минимум два года. Если проработаю год, должен вернуть 75%, а если полтора, то 50% от этих расходов.

Сколько (примерно) стоил переезд? Ну дорогу и курьерские услуги считать не буду — они очень сильно зависят, откуда именно вы будете переезжать — для меня вышло всё довольно дёшево — совсем другое расстояние и даже отсутствие таможенных границ. Распишу то, что на 146% совпадёт (если пошлины не повысят, конечно).


  • 60€ за каждого члена семью за одноразовую въездную визу.
  • 300€ с каждого взрослого члена семьи, включая себя — за регистрацию в INIS (миграционке). Кстати, действует эта регистрация всего лишь год, через год снова продлевать, снова платить ещё 300*N (N = число членов семьи). Детей до 18 лет вроде бы бесплатно.
  • 100€ с каждого (не уверен насчёт детей, по ходу тоже) за re-entry визу. Технически необязательно, но вряд ли вы станете отказываться от этого. Про это «веселье» расскажу ниже.
  • Если вам предоставляют жильё, вы счастливый человек. Если нет, ориентируйтесь на 100–150€ в сутки на гостиницу. Скорее всего при бронировании на долгий срок дадут скидку, но и найти свободный номер будет сложнее.
  • За услуги агентов недвижимости платить не надо, но надо иметь на руках сумму за первый месяц + депозит. В нашем случае депозит равнялся этой же месячной арендной плате, но бывает и так что x2 или даже x3. Лучше брать с запасом. То есть для квартиры от 4500€ до 6000€. Останется лишнее — ничего страшного, на мебель потратите.

Кстати, подавляющее большинство квартир сдают с мебелью — без мебели скорее редкость. Но какую-то домашнюю утварь типа посуды купить, возможно, придётся. Ориентируйтесь на свои запросы — цены на это тут примерно такие же, как везде, без сюрпризов.


Визы

Когда мне рассказывали про re-entry визу (делал это, разумеется, не рекрутер и не кадровик), я сначала подумал, что меня разыгрывают. Не может такого зашквара быть в 2018 году в европейской стране. Увы, может. Если у вас вдруг ностальгия по «выездным визам из СССР», вам понравится.

Суть такая — покинуть то страну вы всегда сможете, а вот вернуться вам не дадут. Первая виза даёт право на один въезд. Мультивизу в консульстве не дают, даже если очень попросить. А пластиковая карточка IRP (Irish Residence Permit), которая вам обходится в 300€, которую вам дают сроком на год — та самая, которая в других странах евросоюза заменяет визу, право на въезд вам не даёт. Право на проживание — да, право на въезд — нет. Для повторного въезда нужна отдельная виза, она стоит денег, но, что более важно, вашего драгоценного времени, так как это отдельная бюрократия. Говорят, теперь эти визы делают только почтой, что дополнительно замедляет процесс на пару-тройку недель. Одноразовая стоит 60€ (но мне сложно представить, кому она нужна), многоразовая 100€ (срок привязан к сроку IRP, то есть максимум год). Ещё есть срочная за 160€, которая тоже одноразовая (тут должен был быть смайлик с ладонью около лица, но администрация хабра не любит смайлики).

Вы помните, что Ирландия не подписывала шенгенское соглашение, поэтому вам нужна будет отдельная виза для шенгенских стран — и ещё отдельная, если захотите в Соединённое Королевство. Куда помимо Великобритании входит и Северная Ирландия. Куда ехать пару часов на автомобиле/автобусе/поезде, и даже пограничного контроля нет.

И даже это ещё не всё! Злые языки говорят, что некоторые шенгенские страны (статистики у меня нет) в случае подачи заявки на визу через консульство в Ирландии привязывают срок действия визы не только к сроку окончания вашего паспорта (знаете это правило наверняка, 3 месяца до окончания), но и к сроку действия вашего IRP. То есть вот вы получили IRP 1 ноября 2018, действует до 31 октября 2019 — 1 декабря подаётесь на визу в условную Португалию — каким бы частым путешественником вы не были, вам выдадут визу максимум до 31 июля 2019. Знаю, что так делают не все, потому что мы с женой получили нидерландские визы чуть больше чем на два года (до этого в РФ нам все страны выдавали максимум на год). Плюс в карму голландцам, минус португальцам. И конечно же жирный минус ирландцам.


Условия работы

А в трудовом контракте, между тем, много интересного.

Например, соглашение о неконкуренции. Слишком поздно наткнулся я на перевод этой статьи на хабре, ох, поздно. Мог бы поторговаться и попросить убрать этот сомнительный пункт. Теперь уже поздно, так как согласился.

Отпуск неограниченный! Вообще формально минимальный отпуск в Ирландии 4 недели. В статье-интервью от разработчика Dropbox упоминалось про 5 недель, строго говоря, это не совсем правда. 4 недели (то есть как в России и большинстве других стран Европы) — гарантированный государством минимум. Меньше нельзя (кроме отдельных случаев, если вы работаете не полную неделю, к примеру), больше можно. Кто-то нарисует пять недель, кто-то шесть. Мой работодатель в контракте чёрным по белому написал, что могу отдыхать столько, сколько захочу («uncapped holidays»). На деле, разумеется, безгранично отдыхать всё равно нельзя, работать тоже надо. Каждый отпуск надо согласовывать —, но особых проблем это пока не вызывало. Могу сказать, что немного забюрократизировано, бывает и лучше, но пока прецедентов, чтобы меня «не отпустили» — не было. Зато никто не придирается к цифрам, «вы ещё не заработали столько-то дней отгулов» или «вы ещё не проработали в компании шесть месяцев» и т.п. Первый отпуск на пару недель взял после полутора месяцев работы.

Есть всякие бонусы, такие как медицинская страховка (подробнее ниже), страхование жизни, денежный бонус (cash bonus, раз в год) и даже какая-то бонусная схема выкупа акций.

Испытательный срок три месяца, но это так — формальность. Ничего спустя три месяца не поменялось, кроме того что в бумажках написано, что уволить чуть сложнее и мне уволиться тоже чуть сложнее. Зарплату не поднимают после испытательного. Или, правильнее будет наверное сказать, не занижают на время испытательного?


Работа

Наконец-то про саму работу. Я уж думал, не дойду до этого! Как и писал выше, работаю в основном со Scala-кодом. За полгода практически ничего нового особенного не написал, в основном поддержка старого кода. Букмекерский бизнес — это математика. В общем статистика да теория вероятностей. Есть события, например, спортивные состязания, лошадиные скачки или даже выборы президента США, на которые можно ставить деньги. Много разных случаев, которые можно выбрать, например, что выиграет конкретная лошадь или что она займёт такое-то место. Люди ставят на разные события, естественно, цена ставки и размер выигрыша отличается. Например, разные клиенты будут ставить на противоположные взаимоисключающие исходы (выигрыш теннисиста Васи и выигрыш теннисиста Пети), букмекер продаёт обе ставки с разными коэффициентами. И вне зависимости от исхода (одни клиенты выигрывают, другие проигрывают), букмекер должен зарабатывать. Раньше всё это считалось на бумаге, сейчас всё давно автоматизировано. Букмекер должен оптимизировать маржу — она должна быть достаточно низкой, чтобы быть конкурентоспособным на рынке и в то же время достаточно высокой, чтобы была прибыль. Как вы знаете, мир спорта огромен, и мир ставок на спорт тоже. Объёмы данных просто огромные, поэтому все вот эти страшные слова Akka, RabbitMQ, Cassandra, Kafka здесь знают и любят.

А вот про организацию труда, менеджмент — пока не могу ничего хорошего сказать. Наверное, как в любой огромной корпорации, я просто утопаю в этом болоте. Всё делается очень медленно. Например, создание какого-нибудь аккаунта, доступ к чему-нибудь можно ждать неделями. Ирландцы вообще неторопливые.

Коллектив интернациональный. Вообще корпорация огромная, офисы есть в других странах — самый ближайший в Лондоне. Но я в основном про дублинский офис. Всё-таки большая часть (наверное больше 50%) — ирландцы да англичане (отличить их на глаз не так-то просто, пока не начнёшь с ними общаться). Микроменеджмента не чувствую.

Переработки бывают, оплачиваются. Нужно заниматься поддержкой 24/7, почему-то это должны делать не только специально обученные люди, но и программисты, в том числе не притронувшиеся к написанию ни строчки кода работающего приложения. Чаще всего приходится просто что-то перезапускать, если упало из-за нехватки памяти (ну, а из-за чего ещё падают JVM?).

Наверное, из-за того, что компания работает с серьёзными деньгами, как следствие — параноидальные правила безопасности. Про пароли, которые нужно постоянно менять можно даже не говорить, классика. Половина интернетов заблокирована, всё через proxy

© Habrahabr.ru