[Из песочницы] Обучение программированию онлайн — а все ли так просто как кажется?
В эпоху растущей популярности онлайн обучения и различных курсов, хочется более подробно осветить тему, а именно подводные камни, всплывающие на пути этого самого обучения.
Недавно решил на более серьезном для новичка уровне освоить Java. Знакомый разработчик с товарищами организовали онлайн курс и предложили мне принять участие.
Так как цена был подъемная (10 000 р. за основы языка — java core) и в QA знание языка программирования является жирным плюсом — то я, недолго раздумывая, согласился.
Постараюсь кратко описать плюсы, минусы, а также свои впечатления от данного мероприятия.
Начну с плюсов
1) Онлайн занятия (как плюс так и минус). Постигать программирование удобно дома, необходим только нормальный инет и микрофон. Ехать никуда не нужно, обучаться можно, лежа на диване в пижаме, попивая кофеек.
Для участников курсов весь вспомогательный материал расшарен и находится в открытом доступе.Все видеозаписи занятий выкладывались на google диск, а книги и доп. материалы можно было найти на гит лаб. Там же задавалась домашка. Для программирования использовали IntelliJ IDEA, домашку для проверки отправляли в репозиторий на Bitbacket через GIT (да-да, с ним тоже обучали работать). Несомненный плюс онлайна заключается в том, что все необходимое для занятий расположено на трех соседних вкладках браузера.
2) Относительно небольшая группа учащихся. На момент когда я начинал занятия, в группе было 4 человека. А учитывая, что преподавателей было 3, то они могли уделить достаточно внимания и, в какой то степени, индивидуальный подход каждому ученику.
3) Хороший преподавательский состав. В менторах были ребята с неплохим опытом работы в программировании. Они хорошо объясняли материал. Старались подробно разбирать задачи, и почти всегда были на связи. При возникновении вопроса можно было договориться, созвониться по скайпу и в тот же день решить проблему, даже если занятия в этот день не было.
4) План занятий (опять же как + так и —) занятия проводились 2 раза в неделю преимущественно в будни, но иногда переносилось на выходные. Начинались около 8–9 часов вечера и длились 2–3 часа. Каждое занятие стартовало с повторения материала и разбора сложных задач. Так что если укладываться в график занятий и стараться вовремя сдавать домашку то можно добиться неплохих результатов. О минусах ниже.
5) Цена — 10 000р. за 3 месячный курс изучения основ джава, а также периодические консультаций с личным наставником — очень демократично как по мне (в данный момент стоимость не знаю, может и поднялась).
6) Перспективы. При успешном обучении основам языка можно продолжить обучение уже на полноценного разработчика, при успешном окончании которого, преподаватели помогут* пройти собеседование и устроиться на работу джуниор программистом (*помогут не по блату, а именно дадут необходимые знания и лайфхаки чтобы успешно пройти собеседование). Плата за такое удовольствие будет весомая — ваша первая зарплата на должности программиста. Но как по моему, это того стоит.
Теперь минусы
1) Онлайн занятия. Все люди по разному воспринимают материал. Лично мне воспринимать на слух по скайпу было сложно, многое было не понятно, и хотя свои действия ментор транслировал на экран и можно было попросить повторить, эффект все равно был не тот, как если бы это рассказывалось лично. Также дома есть много отвлекающих факторов — родные, кот, ребенок и тд. И если в какой то момент пришлось отвлечься минут на 5, то потом нагнать объясняющего будет очень не просто.
2) Расписание занятий. Занятия начинались часов в 8–9 вечера, так чтобы все успели прийти с работы и что то перекусить. Но я максимум что успевал сделать — это прийти с работы к началу занятий и разогреть еду. Ел обычно уже в процессе, что не способствовало усвоению материала, да и пищи тоже. Так что как по мне одно занятия надо определенно переносить на выходные.
Опять же моё видение. После 23–00 мой мозг наотрез отказывается воспринимать новую информацию и хочет спать. А ситуация когда занятие доходило до 12 ночи были очень частыми. Это негативно отражалось на восприятии материала.
3) Спартанский режим. Через полтора месяца занятий менторы решили ввести весьма специфичную систему контроля. Суть в следующем — каждый ученик должен был в 12 дня предоставить краткий отчет, в котором указывалось — Что сделано вчера? Что буду делать сегодня? По какой причине вчера не было сделано ничего? Подход так себе, ведь у каждого есть личная жизнь и другие дела помимо курсов, и иногда приходилось либо врать, либо придумывать на ходу причину, по которой в определенный день не сделал ничего.
Я не спорю, контроль выполнения заданий должен быть, но каждый день отчитываться, это перебор. К тому же все менторы очень строго относились к этому отчету, и если вовремя не отписаться то прилетало 15 сообщений с темой — «почему молчишь, где отчет»
4) Перспективы. Опять же все очень индивидуально. Я ушел через полтора месяца. Совсем не успевал учить материал и к 10 часам вечера уже во всю храпел на занятиях. Так что, если вы располагайте достаточным количеством времени (требует около 10–20 часов в неделю), можете воспринимать материал по скайпу и хотите освоить профессию разработчика, затратив на это минимально необходимое количество сил и времени — тогда этот вариант для вас. Но если бы все было так просто, то разработчиком становился каждый второй…дерзайте!
Спасибо за внимание, всем добра!