[Из песочницы] Немного о рукописных шрифтах

92e253a2bd6b4f8db58ee871977a179c.jpg— У вас же такие славные письменные принадлежности, и сколько у вас карандашей, сколько перьев, какая плотная, славная бумага… И какой славный у вас кабинет! Ф.М. Достоевский, «Идиот«Сначала пользовались рукописными шрифтами. Ими пользовались умелые переписчики-каллиграфы, в силу трудоемкости изготовления рукописей превращавшие каждую в произведение искусства.

С изобретением книгопечатания искусство каллиграфии ушло в прошлое. Стало не нужным выводить каждую рукописную загогулину, требовалось располагать стандартные заранее заготовленные литеры в определенной последовательности. Этим занимались профессиональные типографы. Читатели получали готовый стандартизированный продукт, а сами продолжали писать письма или сочинять рукописи вручную, в силу того что не существовало пригодных для индивидуальной работы типографий.

Положение сдвинулось с мертвой точки с изобретением пишущих машинок. О счастье: механизированное письмо стало доступно каждому! От конторских работников начали требовать вместо красивого почерка умения печатать на пишущей машинке — впрочем, рукопись можно было сдать в машинописное бюро, где опытные машинистки превращали любую, написанную самым корявым почерком деловую бумагу в удобочитаемый документ. С распространением пишущих машинок индивидуальность почерка, вместе с тем малейшее разнообразие в буквенных начертаниях канули в прошлое: если при типографском наборе можно было заменить одну наборную кассу на другую, то менять шрифт на пишущей машинке было нельзя — технически неоправданно.

Новый виток технического прогресса в области машинописной техники — изобретение компьютеров — возвратил индивидуальности почерка былое величие. Шрифты оставались стандартными, но теперь их выбирали по собственному вкусу и усмотрению.

Желаемая механизация с сохранением индивидуальных особенностей? Безусловно так. Но давайте сравним всем нам знакомые компьютерные шрифты с рукописными: частично с познавательной целью, частично — с целью предаться ностальгии об ушедшем в прошлое великом и незабвенном искусстве каллиграфии.«Мама мыла раму» — это все помнят, возьмем что-нибудь столь же незамысловатое, при этом возрастное.

aebd3303ddda445fb5d684983697e525.png

Это из прописей 1837 года. Пушкин обучаться по ним не успевал, но вряд ли образчики его времени представляли собой что-то принципиально иное. Школьные прописи — чуточку больше в них витиеватости или чуточку меньше — и есть школьные прописи: своей рукой вывести правильную закорючку затруднительно, но в конце концов их однообразие приедается.

Что это за наука, в самом деле, в которой главное — соблюсти правильный наклон?

b25b7573a6344747943c50dc0d8d4e91.png0c5ad66ef5854613b81f89e4ca9c25fd.png8b206a1c6e7f4b61bb07966a261be694.png

Как наставлял главного героя известного романа В. Каверина «Два капитанов» нелюбимый отчим: палочки должны быть попендикулярны.Также необходимо соблюдать однообразный отступ слов друг от друга.

0f61254a3bd44e4bb990a7e1f5c8e244.png

Плюс гармоничная толщина линий, достигаемая наклоном пера и силой давления на бумагу.

03a4f354d731457a850c8d6434a7d0fe.png

И разумеется, общая, приятная глазу плавность начертаний.

49e8f1c0f0284dfaa881a7094ec1e8e4.pngd9e0f0b774a04471989d24fffebbfc2b.pngd8a101e78b174ed3bcc1d913820579e9.png6ceac41e8f8942b7af3a866f60a38feb.png

Для соблюдения правил требовалось правильно держать в пальцах перо — главное производственное орудие каллиграфа…

a730594105044fa6acedbda7e9b79197.jpg454ced102ba743579aee7375620aaa31.jpg

…и сохранять правильную осанку.

bdd97c3ee2e5477d8e8d2856500a59b2.jpg

Для обучения чистописанию — как для обучения любому другому ремеслу — необходимы были годы упорного труда: в школах, бизнес-колледжах, на курсах каллиграфии, весьма распространенных в начале прошлого века.

074882a140ea422a9182bfb222b88d7b.jpg

Но если человек овладевал этим искусством, — о! он превращался в гуру, которому доступны любые профессиональные изящества. В первую очередь почерки — говоря компьютерным языком, шрифты. Тут, благодаря индивидуальности мастера, предела совершенствованию не было. Вглядитесь в эти образчики буквенных начертаний, от относительно простых до самых замысловатых, и оцените их нестареющую красоту.

b4bcb5ede8b843158a36675ae4852c48.png6328508ce3954f93bec39afc074a8ab1.png16350ab3cda64738a105af7c224855e1.jpg66f004cb0cd04111848984ea17494b64.png3b27799681ec459888d807bcec56b3db.jpga12a2a1a6f4a4888bfe8b335c7fa5210.jpg1227a7d9a3b94806a712e8d9ae5e207b.jpg979007fbb88f4946869b30e04993058c.jpg98c6839ddf4e4839856382427fd31f91.jpg08800c36665e47c3a809ab5466fa2563.jpgf97c70c727cb411bb6110c870bad6124.jpg14eec3d76fa24f22b2a6ecb7b23ef1c3.jpgd2bc0e9ebed642e6898a57c58b48dfa4.jpgc86cdd319a33417686541f9760136b50.jpg4446d3bd4a564536b17d69e80bb5a80a.jpg92ff1c4e53044ff1904bb4fe5eae9d6e.jpgfa7f5a1d2f544e97b7acf6bd93e9940a.jpg1ac852ae0eed4fb6b4d8811e63f8c6ad.jpg2778d400cef946a28a235c42d3d6cbe4.jpg0a090d9edb764a9d969ecd8381e18843.jpg565bd46925eb4963b2832d639d1faf41.jpge3d6d09eab3e4d4a92ec34c3bb30c867.jpg7ae59726c2bd47e293959802f816b2e8.jpge0d52dcfef5a41c682f943d8601b5001.jpg50da098676514c788b76393c6aceef9e.jpg3bf88bba67df4936bda5daa94dd29269.jpg

От таких почерков до живописи — один шаг. Отчего бы человеку, овладевшему столь замысловатыми начертаниями, не проявить себя в смежной области? И проявляли.

Живописали каллиграфы в близком им стиле: каллиграфического рисунка, зачастую с прикладными целями либо просто для удовольствия.

cc3c21fa3b81490cbe7166f73708a870.jpg19339592b5364a73baa89a16eaa26be8.jpg1cafc3cc4da6408fb1f92f3600bdc779.jpg518444d25b374e1aa36f97cf8b2480aa.jpg0cd42237b8984ede9688fb744e29a643.jpg

Естественно, так рисовали не учащиеся девочки, а люди в возрасте, умудренные достигнутым опытом — как и полагается мастерам своего дела.

8952aa57c42e420e83ae654f687b116a.jpg

На этом, собственно, можно было бы и закончить, но хочется привести небольшой отрывок из романа «Идиот», откуда позаимствован эпиграф к настоящему посту.

»— Ого! — вскричал генерал, смотря на образчик каллиграфии, представленный князем: — да ведь это пропись! Да и пропись-то редкая! Посмотри-ка, Ганя, каков талант! На толстом веленевом листе князь написал средневековым русским шрифтом фразу: «Смиренный игумен Пафнутий руку приложил».— Вот это, — разъяснял князь с чрезвычайным удовольствием и одушевлением, — это собственная подпись игумена Пафнутия со снимка четырнадцатого столетия. Они превосходно подписывались, все эти наши старые игумены и митрополиты, и с каким иногда вкусом, с каким старанием! Неужели у вас нет хоть Погодинского издания, генерал? Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый, крупный французский шрифт, прошлого столетия, иные буквы даже иначе писались, шрифт площадной, шрифт публичных писцов, заимствованный с их образчиков (у меня был один), — согласитесь сами, что он не без достоинств. Взгляните на эти круглые д, а. Я перевел французский характер в русские буквы, что очень трудно, а вышло удачно. Вот и еще прекрасный и оригинальный шрифт, вот эта фраза: «усердие всё превозмогает». Это шрифт русский писарский или, если хотите, военно-писарский. Так пишется казенная бумага к важному лицу, тоже круглый шрифт, славный, черный шрифт, черно написано, но с замечательным вкусом. Каллиграф не допустил бы этих росчерков или, лучше сказать, этих попыток расчеркнуться, вот этих недоконченных полухвостиков, — замечаете, —, а в целом, посмотрите, оно составляет ведь характер, и, право, вся тут военно-писарская душа проглянула: разгуляться бы и хотелось, и талант просится, да воротник военный туго на крючек стянут, дисциплина и в почерке вышла, прелесть! Это недавно меня один образчик такой поразил, случайно нашел, да еще где? в Швейцарии! Ну, вот, это простой, обыкновенный и чистейший английский шрифт: дальше уж изящество не может идти, тут всё прелесть, бисер, жемчуг; это закончено;, но вот и вариация, и опять французская, я ее у одного французского путешествующего комми заимствовал: тот же английский шрифт, но черная; линия капельку почернее и потолще, чем в английском, ан — пропорция света и нарушена; и заметьте тоже: овал изменен, капельку круглее и вдобавок позволен росчерк, а росчерк это наиопаснейшая вещь! Росчерк требует необыкновенного вкуса;, но если только он удался, если только найдена пропорция, то эдакой шрифт ни с чем не сравним, так даже, что можно влюбиться в него.— Ого! да в какие вы тонкости заходите, — смеялся генерал, — да вы, батюшка, не просто каллиграф, вы артист, а?».

Теперь вы понимаете, каким замысловатым искусством владел князь Мышкин? Разве возможна столь глубокая индивидуализация при пользовании компьютерными шрифтами?

© Habrahabr.ru