[Из песочницы] Как вернуть украденный домен через арбитраж WIPO. Пошаговая инструкция
Итак, у вас украли домен. Вы обнаружили это или утром, когда проверяли почту на смартфоне, или вечером, когда увидели на своем сайте чужую рекламу, потом зашли в админку, решив, что сайт взломали, но рекламного кода там не оказалось, и вы поняли, что DNS переписаны на другой сервер…
Вы испытываете целую гамму чувств. Ярость, потому что собираетесь немедленно наказать мошенников. Страх, потому что за те несколько часов, которые, как вы думаете, сайт пробудет в их руках, они могут наполнить его хламом, который попадет в индекс поисковых систем. Недоумение, потому что не понимаете, как им удалось это сделать.
Вы сразу пишите в техпродержку регистратора и получаете ответ, что жалоба получена и будет рассмотрена в установленные сроки.
Проходит час, другой, но ответа нет. Вы звоните на горячую линию, где вам сообщают, что юристы рассматривают вашу проблему, и дадут ответ не позднее завтрашнего дня.
Вы в шоке, требуете соединить вас с руководством, грозите всеми земными и небесными карами, кричите о важности вашего проекта и миллионах обманутых пользователей, но в итоге соглашаетесь подождать до утра.
К вечеру следующего дня вы получаете сообщение о том, что домен заблокирован и вам нужно обратиться по этому вопросу в полицию.
Усталый опер, услышав про домены, DNS-ы, хостинг и прочие странные вещи и поняв, что ваше дело как-то связано с компьютерами, пытается отправить вас в управление «К», но в итоге все-таки вынужден принять у вас заявление. Но в управление «К» вы тоже едете, и через месяц получаете из обеих инстанций постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Мошенники ведут себя нагло и, кажется, ничего не боятся. Они продолжают размещать на вашем сайте рекламу и предлагают вам заплатить приличную сумму за его возврат.
Тем временем, «знатоки» с форумов советуют вам обратиться в Роскомнадзор, администрацию Президента, ICAN, СМИ, и рассказывают со знанием дела о том, как именно они обязаны вам помочь.
Однако реальных способов способ вернуть домен всего два. Если он зарегистрирован в «российских» доменных зонах: .ru,.рф или .su — обратиться в российский суд, а если обе стороны являются организациями или ИП, то в арбитражный суд.
Если же домен «зарубежный», то выход один — предъявить иск в арбитраж Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС, англ. World Intellectual Property Organization, WIPO).
Это единственный орган, который может оказать реальную помощь в возвращении домена.
В его компетенцию входит решение вопросов о противоречиях между правами обладателей товарных знаков и доменов. Проще говоря, если у вас есть зарегистрированная торговая марка, то вы обращаетесь в Арбитраж WIPO и по его решению домен, который является сходным до степени смешения с вашим знаком, передается вам или же его регистрация аннулируется.
Поэтому если у вас имеется товарный знак, вам остается только представить его арбитрам и обосновать отсутствие у ответчика законного интереса в использовании домена.
Но что делать, если вы не подумали заранее о его регистрации?
Специально для таких случаев арбитры WIPO применяют концепцию незарегистрированного товарного знака. Доказать его наличие можно в том случае, если вы длительное время владели сайтом, и его посетило большое количество людей, которые воспринимали вас в качестве лица, оказывающего им услуги или продающего товары.
Время владения сайтом доказывается с помощью сервиса WHOIS или письма регистратора.
Чтобы доказать высокую посещаемость, нужно предоставить арбитражу скриншоты из систем аналитики. Лучше использовать Google Analytics, но можно, конечно, и Яндекс Метрику или другие сервисы.
Не существует конкретных цифр, при достижении которых посещаемость сайта можно было бы считать высокой. Например, минимальное количество, с которым, как я знаю, удавалось вернуть домен, составляло два миллиона визитов за четыре года.
Доказывая наличие незарегистрированного знака, нужно учесть, как минимум, две особенности. Во-первых, «описательные» обозначения рассматриваются в качестве товарных знаков только в том случае, если будет доказано, что они приобрели «различительную способность».
Иначе говоря, владелец домена, в названии которого есть слово «vilka», продающий через сайт столовые приборы, которые он производит, сможет доказать, что имеет право на незарегистрированный товарный знак только в том случае, если подтвердит, что это слово в результате длительного использования стало в сознании потребителей четко ассоциированным именно с его продукцией и уже не рассматривается ими просто как название изделия.
А вот у театральной студии, предлагающей свои услуги на сайте с таким же адресом, подобной проблемы не будет, поскольку слово «vilka» не является описанием того, чем занимаются работники искусства.
И, во-вторых, товарный знак всегда используется для коммерческой деятельности, поэтому тому, кто не удосужился вовремя его зарегистрировать, нужно будет доказать арбитражу, что с помощью своего сайта он извлекал прибыль или, во всяком случае, пытался это сделать.
Для этого можно использовать скриншоты из личных кабинетов рекламных систем, договоры с рекламодателями и т.д.
А теперь обещанная пошаговая инструкция.
1. Перед подачей иска необходимо оплатить пошлину в размере 1500 $, если вы хотите, чтобы иск рассматривал один арбитр. Но если другая сторона потребует рассмотрения дела в составе трех арбитров, то вам нужно будет доплатить еще 500 $. Оплата возможна банковской картой через сайт WIPO путем указания имени домена.
2. Затем подаем заявление через форму на сайте www3.wipo.int/amc-forms/en/udrp/eudrpcomplaint.jsp или отправляем его на электронную почту WIPO. Через форму это сделать, конечно же, проще, потому что там заранее предусмотрены все необходимые поля.
В нем вы указываете:
- что имеете право на незарегистрированный товарный знак и приводите доказательства этого,
- что ответчик не имеет прав и законных интересов в использовании домена,
- что он действует недобросовестно, то есть зарегистрировал его с недобросовестной целью.
Слишком много писать о том, как именно домен был похищен, о низости и коварстве ответчика, о важности своего проекта и вообще о вещах, не имеющих правового значения для данного спора, категорически не рекомендуется. Это сразу выдаст в вас непрофессионала, не понимающего, кому и зачем он пишет.
Заявление пишется на языке регистрационного соглашения, размещенного на сайте текущего регистратора. То есть, если вам повезло, и регистратор оказался российским, то делопроизводство будет вестись на русском языке. Если же нет, то готовьтесь писать на английском.
К заявлению необходимо приложить документы и скриншоты с той информацией, на которую вы ссылаетесь:
- скриншот whois-сервиса с указанием нового владельца, даже если его имя Private Whois,
- справку от регистратора с указанием того, что именно вы были владельцем домена до его похищения,
- скриншот из аккаунта Google Analytics или другой системы статистики,
- скриншоты из личных кабинетов рекламных систем,
- скриншоты с сайта arhive.сom, если вы ссылаетесь на историю вашего сайта.
Всю важную информацию нужно предоставлять в вместе с исковым заявлении при первом обращении. Арбитраж очень плохо относится к дополнительным документом, которые вы захотите предоставить позже. В крайнем случае, их появление должно быть серьезно обосновано.
3. Решение о том, будет ли принято заявление, должно быть вынесено в течение 5 дней. Огромным преимущество арбитража WIPO является то, что после подачи заявления домен сразу же блокируется. Также WIPO запрашивает у регистратора контакты и имя владельца домена, правда, истцу эта информация сообщается не во всех случаях.
Если в заявлении имеются недостатки, вам дается еще 5 дней на их устранение.
4. Дальнейшее движение дела зависит от действий ответчика. Как правило, какое-то ожесточенное сопротивление с его стороны отсутствует, потому что если домен был украден профессиональными хакерами, бороться за один украденный сайт для них не имеет смысла.
Обычно они не отвечают на исковые заявления, никак не участвуют в процессе, и в результате вы получаете свой домен.
Но если домен очень дорог хакеру, то нельзя исключить, что ответчиком будет нанят профессиональный юрист, поэтому нужно быть готовым отвечать на юридические аргументы, писать отзывы и дополнения к своему заявлению.
Весь процесс, начиная с подачи искового заявления и заканчивая возвратом домена, в среднем занимает около 4 месяцев, после чего арбитраж выносит решение.
5. С этим решением вы обращаетесь к регистратору, у которого находится домен. Если регистратор знаком с этой процедурой, то перевод на ваш аккаунт занимает примерно 10 рабочих дней, а в противном случае этот процесс может и затянуться.
Берегите свои логины и пароли, не попадайтесь на уловки социальной инженерии и пусть эта инструкция никогда вам не пригодится.