[Из песочницы] Как работает поиск приложений в Google Play. Конспект
В статье рассмотрены некоторые особенности работы поиска приложений в магазине Google Play.
Компания Google редко публично обсуждает свои поисковые технологии, но в 2013 году на конференции Google I/O 2013 рассказала, что влияет на ранжирование приложений в магазине Google Play.
Наша команда сделала конспект этого выступления со своими комментариями и примерами из практики. Видео на английском по ссылке, cправочное руководство Управление данными для Google Play.
Google Play — это магазин, в котором доступны мобильные приложения, книги, музыка, фильмы.
Заявленный вектор развития — персонализация магазина. Google Play стремится показывать в магазине тот контент, который интересен конкретному пользователю. На основе прошлого опыта, предпочтений, контекста использования и рекомендаций друзей.
Выделяют такие основные источники органических установок
1. Поиск в разделах Google Play
Это понятие объединяет несколько сценариев, когда пользователь находит и открывает для себя новые приложения в Google Play:
1.1. Рейтинги (списки) приложений в Google Play (Топ бесплатных, Топ платных, Бестселлеры, Топ новых бесплатных, Топ новых платных, Набирающие популярность).
1.2. Персональные рекомендации. Блоки с приложениями, которые формирует Google Play на основании рекомендаций ваших друзей.
1.3. Связанные/кросс-продажи. Блоки «Еще приложения от разработчика», «С этим приложением устанавливают», «Похожие приложения».
Здесь мы не рассматриваем ручные подборки от команды Google Play, на сленге называемые «фичеринг».
Правильный выбор категории для приложения важен. Например, пользователь с помощью просмотра категории хочет найти будильник. Он не вводит в поле поиска «будильник», а идет в категорию. В какую? Инструменты? Разное? Здоровье и Фитнес? Если пользователь пойдет в раздел Разное, а наше приложение в разделе Инструменты, то он его не найдет. Поэтому при выборе категории советуют думать так, как думает пользователь.
2. Поиск приложений
Многие недооценивают второй источник установок — непосредственно поиск. Его можно разделить на 2 категории.
2.1. Категорийный поиск
Когда мы знаем, к какой категории принадлежит приложение, которое хотим найти. Например, приложение с рецептами, отзывы о ресторанах в конкретном городе, бесплатные или мультипользовательские игры.
Пользователь вводит в поиск категорию того приложения, что решит его проблему (например, «мясные рецепты», «экскурсии по Москве»).
2.2. Навигационный поиск
В этом случае мы точно знаем, что ищем. Например, друг рассказал нам о приложении или мы о нем где-то услышали. Мы вводим название этого приложения и находим (например, «енгри бердс», «фейсбук мессенджер»).
Насколько важен поиск приложений:
— Каждый день 12% активных пользователей возвращаются в магазин и ищут новые приложения.
— На протяжении недели 50% всех активных пользователей возвращаются в магазин и ищут новые приложения.
— В месяц пользователи вводят больше 6 миллионов уникальных поисковых фраз.
* Учитывайте, что это данные 2013 года.
Анатомия правильного оформления приложения в Google Play
1. Короткое и понятное название приложения
Поощряется уникальное и креативное название. Название должно говорить, о чем это приложение.
Название значительно влияет на видимость приложения при поиске (влияет на ASO — App Store Optimization). Поэтому многие разработчики стараются поместить в название основные ключевые слова, которые пользователи будут вводить при поиске.
2. Яркое и функциональное описание
Описание приложения разделено на 2 блока. Короткое и основное описание. Главный месседж необходимо поместить в краткое описание.
Краткое описание существенно влияет на видимость приложения. При составлении основного описания приложения Google рекомендует воспользоваться рекомендациями по оптимизации сайтов для поисковых систем (SEO).
Дальше мы поговорим о том, как с помощью страницы приложения сделать пользовательские впечатления еще ярче и не обмануть их.
Актуальные скриншоты
На скриншотах должно быть показано именно то, что увидит пользователь после установки приложения. Важно не обмануть ожидания. Если скриншоты и приложение будут отличаться, есть риск получить негативную реакцию.Видео ролик
Видео может показывать пользователям, что представляет собой приложение. Разработчики игр говорят, что видео очень помогает объяснить пользователям содержание игры.
Мы делали видео для наших неигровых приложений, но ощутимого эффекта при продвижении это не принесло. Видео может быть приятным дополнением, когда делают обзор.
Из минусов: интерфейс приложения может изменяться, поэтому ролик придется каждый раз переделывать. Зачастую на исправления не хватает времени, поэтому интерфейс на видео и интерфейс в текущей версии приложения могут отличаться существенно!
На создание видео нужен бюджет. И когда видео теряет актуальность через месяц, этих денег жаль.
Отзывы и рейтинг
На странице приложения у пользователя есть возможность оценить приложение и/или оставить отзыв. Для Google Play высокая оценка очень серьезный сигнал.
Влияние статистических данных на ранжирование приложений
Google Play ранжирует приложения на основании ряда факторов. Один из основных — количество установок приложения. Чем больше у вас установок, тем выше приложение в выдаче в магазине.
Особенность поиска по приложениям в том, что Google Play учитывает не только количество скачиваний, но и сколько человек это приложение потом удалили (статистика доступна в Google Play Developer Console). Чем меньше пользователей удалили приложение, тем лучше оно решает их задачу. А значит, ранжируется выше.
Нередко в Google Play можно увидеть, как приложение с более низким рейтингом и меньшим количеством установок ранжируется выше других приложений, у которых оценка выше и установок больше. В этом случае как раз и учитывается такой фактор, как соотношение установок и удалений приложения.
Длинное удаление
Google PLay различает, когда пользователь удаляет приложение сразу и когда он это делает по прошествии времени (так называемое «длинное удаление»).
Если приложение использовалось, а потом со временем было удалено, Google Play не считает это негативным фактором. Например, пользователь прошел игру, и чтобы приложение не занимало место на телефоне, ее удаляет.
Вовлеченность
Следующий важный фактор — вовлеченность пользователей. Сколько времени человек проводит в приложении, как часто его использует и т.д. При этом учитывается категория потребности, которую решает приложение.
Если это приложение с информацией о погоде, несколько секунд в приложении достаточно для решения задачи пользователя. Для игровых приложений это могут быть минуты и часы. В случае с игрой чем дольше пользователь проводит время в приложении, тем выше вовлеченность.
Поэтому Google Play не говорит, что одно приложение плохое, а другое хорошее. Учитывается задача приложения и категория потребности.
У нас было новое приложение, у которого за счет небольшого количества установок было очень хорошее соотношение установок/удалений. Счет шел на сотни установок, оценка была 5.0 (опять же в силу небольшого количества инсталлов). Учитывая эти показатели, Google Play по низкочастотным запросам выдавал это приложение выше, чем остальные, которые имели сотни тысяч установок. Потом показатели ухудшились, и приложение опустилось в списке ниже.
Google Play также строит ранжирование и на основании других факторов. Учитываются предпочтения пользователей в конкретном регионе и тип устройств, с которого ведется поиск (мобильный телефон или планшет).
Подсказки
Важным элементом при поиске приложения являются подсказки. При вводе части поисковой фразы Google Play пытается угадать, какую категорию приложения вы хотите найти или даже конкретное приложение. Во втором случае в подсказку может подтянуться и иконка этого приложения.
При составлении описания приложения необходимо учитывать эти подсказки. Они показывают популярность той или иной поисковой фразы.
Таблица рейтинга
Google раскрывает некоторые факторы, влияющие на рейтинг. Рейтинги формируются по стране, категории, типу устройства.
Краткое описание каждого из рейтингов в справке.
Разные рейтинги предназначены для разных пользователей. Например, Топ бесплатных и Топ платных в большей степени подойдут для новых пользователей или пользователей с новыми девайсами. Им нужны базовые приложения, они хотят знать, что наиболее популярно в Google Play. Рейтинги Топ новых платных и Топ новых бесплатных направлены на пользователей, у которых уже есть базовые приложения и они хотят узнать, что же новенького в магазине приложений.
Для платных приложений учитывается доход, для бесплатных — установки за несколько дней.
Набирающие популярность
Цель этого раздела — дать пользователям информацию о приложениях, набирающих популярность прямо сейчас. В этом рейтинге участвуют все приложения — новые и старые.
Для каждого приложения Google Play знает прогнозируемый темп роста установок. И если в какой-то момент установок становится значительно больше, чем прогнозировалось, приложение попадает в этот рейтинг.
Связанные и перекрестные продажи
На странице приложения есть такие блоки «Еще приложения от этого разработчика», «Похожие приложения», «С этим устанавливают».
Для разработчиков ценность представляет блок «Еще приложения от этого разработчика».
На наших приложениях мы заметили, что при активном продвижении одного из них, увеличиваются установки на других в нашем аккаунте. На одном из проектов было порядка 5% от установок соседнего приложения.
Т.е. условно, если Приложение А установили 1000 человек, то порядка 50 установок получило Приложение Б за счет трафика на Приложение А. Скорее всего, благодаря блоку «Еще приложения от этого разработчика» и/или страницы разработчика в Google Play.
То же касается одинаковых приложений на разных платформах. Если мы активно продвигаем Приложение А на платформе Android, то повышаются установки у такого же приложения на платформе iOS.
«Похожие приложения» и «С этим устанавливают» сделаны для удобства пользователей. Для владельца приложения это, по сути, реклама конкурентов.
Внешние факторы и как попасть на главную страницу
По конкретному приложению учитывается более 80 факторов, и не все они связаны с Google Play. Учитываются также сигналы от поисковой системы Google. Все факторы не раскрываются.Влияние рекомендаций
Это домашняя страница двух разных пользователей. Как видите, приложения рекомендуются им разные. На это влияет прошлый опыт этих пользователей (какие приложения они искали, какие страницы посещали и т.д.), контекст работы с Google Play (если вы находитесь в Нью-Йорке, вам будет предлагаться приложение с новостями Нью-Йорка, а не Токио), ваше устройство, а также отзывы и оценки друзей.
Персонализации также подвергаются страницы категории.
Самый надежный способ попасть на Home Рage — рекомендации друзей. Поэтому предлагайте пользователям оставлять отзывы о вашем приложении и нажимать +1.
Нам кажется, это очень ценный совет. Все хотят знать, как попасть в фичеринг от Google. Но есть более простой способ попасть к пользователю на главный экран — это рекомендация его друзей, уже пользующихся нашим приложением.
5 советов от команды Google Play после создания качественного приложения:
1. Адаптируйте приложение под планшеты. В этом случае приложение будет доступным в Google Play у пользователей планшетов.
2. Google Play учитывает внешние ссылки на приложение, считая это фактором доверия. Поэтому заказывая обзор на сайте о вашем приложении, попросите поставить ссылку на приложение в магазин Google Play.
3.Придерживайтесь таких обязательных правил:
— Не создавайте название приложения, близкое к уже существующему популярному приложению. Это ведет к обману ожиданий пользователей.
— Используйте таргетинг по странам и устройствам обдуманно, учитывая аудиторию вашего приложения.
— Создавайте корректный адрес вашего приложения (ссылка приложения формируется с такого параметра, как bundle).
4. APK вашего файла не должен весить много. Кроме того, что пользователи стараются не устанавливать тяжелые приложения, так еще эти приложения первыми удаляются, если пользователь захотел очистить память телефона. Поэтому делайте размер APK-файла меньше.
5. Используйте виральные механики для продвижения приложения.
Люди ищут с ошибками
Из 6 миллионов уникальных фраз, которые в течение месяца вводят пользователи, 50% с ошибками.
Очень интересная статистика, на самом деле. Дело в том, что сейчас Google Play не работает с ошибками так, как работает обычный поиск. Выдача приложений при вводе поисковой фразы с ошибкой и без — разная.
Мы не встречали кейсов по работе с ошибками, но на заре seo, когда поисковые системы плохо работали с ошибками, этим пользовались некоторые веб-мастеры для получения трафика.
В конспекте не рассматривалась локализация приложения в разных странах (и как за счет этого увеличить видимость приложения), работа с отзывами пользователей, советы по составлению описания и скриншотов и т.д. Эти и другие факторы также влияют на ранжирование приложения в Google Play и принятие пользователем решения, скачивать приложение или нет.