[Из песочницы] Как менеджер мини-АТС с GSM и записями разговоров делал
Сегодня, в эру высоких технологий и безупречного клиентского сервиса, всем хочется быть на уровне. Многие компании в независимости от ранга и размера постоянно стараются сделать общение с клиентом удобнее и приятнее. В нашем интерне-агентстве, руководителем, которого я и являюсь, одной из таких «приятностей» стало введение в эксплуатацию небольшой мини-АТС на базе Openvox и Asterisk, собранной своими руками. Но давайте по-порядку: ПроблемаТелефон — является одним из основных каналов связи с клиентами в нашей работе. За день поступает множество звонков, которые нужно обработать. От использования аналоговой линии мы отказались сразу, ввиду алчности и ненадежности местных провайдеров. Да и устарели нынче аналоговые технологии. Решение использовать GSM-связь было единогласным и непоколебимым. В первые несколько лет работы за прием звонков отвечал вот такой вот не убиваемый аппарат: Изначально звонки принимал я и мой партнер по-очереди, находясь в разных углах одного офиса. Когда клиент звонил и прослушав несколько сигналов бездушного зуммера просил с кем-нибудь соединить, то с большой вероятностью он мог услышать свист ветра, который создавал сей финский девайс, пролетая из одного угла офиса в другой. «Многоканальность» была реализована за счет наличия в данном телефоне двух слотов для сим-карт. О записи разговоров речи не было, голосовое приветствие и меню отсутствовали, метод трансфера звонков от одного специалиста к другому был описан выше. Сплошные минусы, в общем, и самое главное, что звонивший к нам человек с первых минут мог подумать, что звонит очередную шарашкину контору из полутора фрилансеров. Что было достаточно обидно, ведь свою работу мы делали хорошо, с гарантиями и душой.
Вдоволь намучившись, одним прекрасным днем было сказано громкое «Хватит!» и не менее громкое «Нужно, что-то предпринять!»
Задача Необходимо сделать такую «штуку», которая решит все наши проблемы которая заменит старенькую нокию. Эта «штука» должна уметь следующее: Как минимум 3 GSM линии; Головосое приветствие; Музыка вместо гудков; Удержание вызова; Трансфер вызова; Не менее трех независимых трубок, с возможностью расширения; Гибкую настройку переадресации вызова; Запись разговоров; АОН; Список контактов; Минимум проводов; Компактные размеры оборудования. Подбор решения Для решения задачи был выделен бюджет ни много ни мало 40 000 рублей Российской Федерации. Первым делом я выбрал самый тривиальный способ, а именно: обзвонил все компании в городе, которые могли установить и настроить мини-АТС. Компаний оказалось «великое множество», а именно одна (ох уж эти регионы), которая сказала, что если я умножу наш бюджет на 4, то получится сумма, которой будет достаточно, что бы они все наши «хотелки» сделали. На 4 умножать мне не хотелось, поэтому переходим к плану «Б» — облачная АТС. Благо, сейчас множество подобных сервисов с любым функционалом и на любой кошелек. Но смущает одно — полная зависимость связи от сервиса: нет интернета — нет связи, на сервисе тех. работы — нет связи, не вовремя заплатили абон. плату — нет связи. Да и сервис может в любой момент увеличить стоимость своих услуг или не вернуть данные (записи разговоров, к примеру). Такой вариант, так же меня не устроил. Оставался третий вариант — «костыльно-велосипедный». Что ж, геморроя больше, за то интересно. На нем и остановился.Выбор и покупка оборудования и софта Поскольку бюджет небольшой, да и любитель я всяких линуксов да опенсорсов. Поэтому с софтом определился сразу — Asterisk в качестве сервера телефонии. В качестве ОС использовал Ubuntu. С аппаратурой все не так просто, немного поразмыслив и переведя кучу бумаги, состряпал такую схему:
Основными элементами тут приходятся:
сервер, на котором установлен Asterisk; GSM-шлюз; база беспроводных телефонных трубок; роутер, как связывающие звено; телефонные трубки. Все работает следующим образом: На шлюз поступает звонок, он этот звонок принимает и отдает на сервер посредством витой пары и роутера. Сервер «берет трубку», играет приветствие, кидает звонок в режим ожидания и связывается с базой трубок. База выбирает нужную трубку и заставляет ее звонить. Когда менеджер принимает звонок, сервер соединяет клиента и менеджера.Иду в ближайший интернет-магазин и кладу в корзину следующие товары:
GSM Шлюз OpenVox VoxStack VS-GW1202–4G — 16 932 рублей; База и 1 трубка Yealink W52P — 4 828 рублей; Две дополнительные трубки Yealink W52H — 3 175 рублей. Вычеркиваю три пункта из списка оборудования, оставшиеся два спокойно можно достать в любом компьютерном магазине нашего городка. Да и хороший повод немного прогуляться: В качестве сервера: Неттоп DNS Porto 0166749 [Intel i5–3337U, 2×1800 МГц, 4096 Мб, HDD 500 Гб] — 11 500 рублей; Бытовой роутер Zyxel Keenetic 4G II — 1 500 рублей. Итого: 37921 рубльЧто ж, очень даже хорошо, еще и на мороженое осталось.Прим. авт.: Дело было осенью 2014, поэтому цены несколько ниже, чем сейчас.Получение и сборка оборудования Прошли две недели мучительного ожидания и замыленный курьер вручил мне долгожданную посылку. Содержимое: OpenVox VoxStack VS-GW1202–4G Шлюз представляет собой небольшой блок (размером со стандартный DVD-привод) и плату, которая помещается внутрь. Данная модель шлюза поддерживает 4 сим-карты, но может быть расширена до восьми путем покупки еще одной платы, которая вставляется рядом. Шлюз подключается в локальную сеть обычной витой парой и в электрическую при помощи адаптера питания.
База и трубки Yealink W52P Компактная беспроводная база и три трубки. Каждая трубка оборудована зарядной станцией, имеет цветной дисплей и крепление на пояс. Выглядит все достаточно аккуратно. База рассчитана максимум на 5 телефонов. В случае дальнейшего расширения просто докупается еще одна база. Сигнал мощный, хороший прием через кирпичную стену. На качество связи так же жаловаться не приходится. Неттоп DNS Porto 0166749 Компактный компьютер выступает в качестве сервера. Размером девайс сопоставим с вышеупомянутым OpenVox. Характеристики достаточны для бесперебойной работы телефонии и хранения записей разговоров на несколько месяцев. И зовут его, к стати, Артем.
Собираем все воедино в соответствии утвержденной схемой и устанавливаем ОС Ubuntu:
Теперь все готово для перехода к самому интересному шагу: настройке нашего сервера.
Установка и настройка Первоначально установим сам Asterisk и GUI к нему. Пошаговый мануал, как этого добиться: http://wiki.enchtex.info/howto/asterisk/asterisk-ubuntu-10.04. Почему не freePBX? На вкус и цвет все фломастеры разные, статья ориентирована на новичков, а мне показалось, что GUI от Digium проще в установке и эксплуатации, в прочем, это сугубо мое мнение.
Теперь нужно «подружить» OpenVox и Asterisk. Сделать это достаточно просто. Сначала войдем в веб-GUI Asterisk (по-умолчанию: localhost:8088), введем логин и пароль указанный при установке. Не долго думая идем по пути: Trunks → VOIP Trunks → New SIP/IAX Trunk и указываем следующие настройки:
Type: sipContext Naming: Based on UsernameProvider Name: openvoxHostname: адрес openvox (по-умолчанию: 172.16.99.1)Username: придумываем имя пользователяPassword: придумываем пароль
Позже выяснилось, что засовывать базу беспроводных трубок в жестяную коробку — не самая лучшая идея, поэтому через пару дней вынесли ее наружу и прилепили сбоку.
Выводы С момента описанных событий прошло около 4 месяцев. За это время незначительные недоделки были устранены и все работает четко и без сбоев. Без учета времени доставки железок на все работу ушло около 5 дней времени. В итоге клиенты и менеджеры довольны, звонки пишутся, голосовые приветствия проигрываются, музыка в трубках звучит, уровень сервиса растет. Всем спасибо за внимание, надеюсь, что мое повествование было полезным и интересным.