[Из песочницы] Искусственные нейронные сети для новичков, часть 1

Введение


Этим постом я начну цикл «Нейронные сети для новичков». Он посвящен искусственным нейронным сетям (внезапно). Целью цикла является объяснение данной математической модели. Часто после прочтения подобных статей у меня оставалось чувство недосказанности, недопонимания — НС по-прежнему оставались «черным ящиком» — в общих чертах известно, как они устроены, известно, что делают, известны входные и выходные данные. Но тем не менее полное, всестороннее понимание отсутствует. А современные библиотеки с очень приятными и удобными абстракциями только усиливают ощущение «черного ящика». Не могу сказать, что это однозначно плохо, но и разобраться в используемых инструментах тоже никогда не поздно. Поэтому моей первичной целью является подробное объяснение устройства нейронных сетей так, чтобы абсолютно ни у кого не осталось вопросов об их устройстве; так, чтобы НС не казались волшебством. Так как это не математический трактат, я ограничусь описанием нескольких методов простым языком (но не исключая формул, конечно же), предоставляя поясняющие иллюстрации и примеры.

Цикл рассчитан на базовый ВУЗовский математический уровень читающего. Код будет написан на Python3.5 с numpy 1.11. Список остальных вспомогательных библиотек будет в конце каждого поста. Абсолютно все будет написано с нуля. В качестве подопытного выбрана база MNIST — это черно-белые, центрированные изображения рукописных цифр размером 28×28 пикселей. По-умолчанию, 60000 изображений отмечены для обучения, а 10000 для тестирования. В примерах я не буду изменять распределения по-умолчанию.

Пример изображений из MNIST:

b1f29cced9254432bcd6ce3fb338a0ed.png

Я не буду заострять внимание на структуре MNIST и просто выложу код, который загрузит базу и сохранит в нужном формате. Этот формат в дальнейшем будет использован в примерах:

loader.py
import struct
import numpy as np
import requests
import gzip
import pickle

TRAIN_IMAGES_URL = "http://yann.lecun.com/exdb/mnist/train-images-idx3-ubyte.gz"
TRAIN_LABELS_URL = "http://yann.lecun.com/exdb/mnist/train-labels-idx1-ubyte.gz"

TEST_IMAGES_URL = "http://yann.lecun.com/exdb/mnist/t10k-images-idx3-ubyte.gz"
TEST_LABELS_URL = "http://yann.lecun.com/exdb/mnist/t10k-labels-idx1-ubyte.gz"


def downloader(url: str):
    response = requests.get(url, stream=True)
    if response.status_code != 200:
        print("Response for", url, "is", response.status_code)
        exit(1)
    print("Downloaded", int(response.headers.get('content-length', 0)), "bytes")
    decompressed = gzip.decompress(response.raw.read())
    return decompressed


def load_data(images_url: str, labels_url: str) -> (np.array, np.array):
    images_decompressed = downloader(images_url)

    # Big endian 4 числа типа unsigned int, каждый по 4 байта
    magic, size, rows, cols = struct.unpack(">IIII", images_decompressed[:16])
    if magic != 2051:
        print("Wrong magic for", images_url, "Probably file corrupted")
        exit(2)

    image_data = np.array(np.frombuffer(images_decompressed[16:], dtype=np.dtype((np.ubyte, (rows * cols,)))) / 255,
                          dtype=np.float32)

    labels_decompressed = downloader(labels_url)
    # Big endian 2 числа типа unsigned int, каждый по 4 байта
    magic, size = struct.unpack(">II", labels_decompressed[:8])
    if magic != 2049:
        print("Wrong magic for", labels_url, "Probably file corrupted")
        exit(2)

    labels = np.frombuffer(labels_decompressed[8:], dtype=np.ubyte)

    return image_data, labels


with open("test_images.pkl", "w+b") as output:
    pickle.dump(load_data(TEST_IMAGES_URL, TEST_LABELS_URL), output)

with open("train_images.pkl", "w+b") as output:
    pickle.dump(load_data(TRAIN_IMAGES_URL, TRAIN_LABELS_URL), output)

Линейная регрессия


Линейная регрессия — метод восстановления зависимости между двумя переменными. Линейная означает, что мы предполагаем, что переменные выражаются через уравнение вида: 8c45acdb73ed43cdb1681fdd40238c7c.png Эпсилон здесь — это ошибка модели. Также для наглядности и простоты будем иметь дело с одномерной моделью — многомерность не прибавляет сложности, но иллюстрации сделать не выйдет. На секунду забудем про MNIST и сгенерируем немного данных, вытянутых в линию. Также перепишем модель (гипотезу) регрессии следующим образом: a2f09c780ce64c318767d83edd313fe3.png. y с шапкой — это предсказанное моделью значение. 05553da7c2b243a2b3a39536b55731e9.png 1 и 2 — неизвестные параметры — основная задача эти параметры отыскать, а x — свободная переменная, ее значения нам известны. Сформулируем задачу еще раз и немного другим языком — у нас есть набор экспериментальных данных в виде пар значений cf381f50ad1946999b466658a3d63d66.png и нужно найти прямую линию, на которой эти значения располагаются, найти линию, которая бы наилучшим образом обобщала экспериментальные данные. Немного кода для генерации данных:
generate_linear.py
import numpy as np
import matplotlib.pyplot as plt

TOTAL = 200
STEP = 0.25


def func(x):
    return 0.2 * x + 3


def generate_sample(total=TOTAL):
    x = 0
    while x < total * STEP:
        yield func(x) + np.random.uniform(-1, 1) * np.random.uniform(2, 8)
        x += STEP


X = np.arange(0, TOTAL * STEP, STEP)
Y = np.array([y for y in generate_sample(TOTAL)])
Y_real = np.array([func(x) for x in X])

plt.plot(X, Y, 'bo')
plt.plot(X, Y_real, 'g', linewidth=2.0)
plt.show()


В результате должно получиться что-то вроде этого — достаточно случайно для неподготовленного человеческого глаза:

619e505fd9a043e3aaba9c91d5e8f0e1.png

Зеленая линия — это «база» — сверху и снизу от этой линии случайным образом распределены данные, распределение равномерное. Уравнение для зеленой линии: 0789fa3044a741eeb12ac666401f5f21.png

Метод наименьших квадратов


Суть МНК заключается в том, чтобы отыскать такие параметры c1090540f0894d4890a6c0595b0abe76.png, чтобы предсказанное значение было наиболее близким к реальному. Графически это выражается как-то так:
Код
import matplotlib.pyplot as plt

plt.plot([1, 2, 3, 4, 5], [4, 2, 9, 9, 5], 'bo')
plt.plot([1, 2, 3, 4, 5], [3, 5, 7, 9, 11], '-ro')
plt.show()



38433e76f019465a901fd6b9149c9323.png

Наиболее близким — значит, что вектор 46ebfe349e5d40dc8b5c5ae2e112931b.png должен иметь наименьшую возможную длину. Так как вектор не единственный, то постулируется, что сумма квадратов длин всех векторов должна стремится к минимуму, учитывая вектор параметров c1090540f0894d4890a6c0595b0abe76.png. На мой взгляд, довольно логичный метод, умозрительный. Тем не менее, существует математическое доказательство корректности этого метода Ремарка: под длиной будем понимать Евклидову метрику, хотя это необязательно. Ремарка 2: обратите внимание, что сумма квадратов. Опять-таки, никто не запретит попробовать минимизировать просто сумму длин. На этой картинке красные точки — предсказанное значение (94bafc814ece473ea868c446f05ba9f7.png), синие — полученные в результате эксперимента (y без шапки). 092270b05729423a87d18191c7413bc3.png — это как раз различие между ними, длина вектора.
Математически это выглядит так: 4d6df4454ed844798c8a5c47d638a28c.png — требуется найти такой вектор db11f19df492419bbbe446412f565fe4.png, при котором выражение 79030e6960af4a8e8518c78745761b57.png достигает минимума. Функция f в этом выражении — это:

89a91f0fb0f04659ba5f67861ebda926.png или 
ded59cf03fb742d19005507a7d0e0d5d.png

Я долго думал, стоит ли сразу переходить к векторизации кода и в итоге без нее статья слишком удлиняется. Поэтому введем новые обозначения:
1c3315cd7e894aafb9fdaf4de136cbc2.png — вектор, состоящий из значений зависимой переменной y — 25d1dc17b3c34c479a3ee005a4a05d50.png
db11f19df492419bbbe446412f565fe4.png — вектор параметров — 3b00d3d439114fa1abfed39895235480.png
A — матрица из значений свободной переменной x. В данном случае первый столбец равен 1 (отсутствует x_0) — bf9536c68cab45c7b765ed8091834430.png. В одномерном случае в матрице A только два столбца — 8050e0ad168a48749a2ce8de106f57f9.png

После новых обозначений уравнение линии переходит в матричное уравнение следующего вида: e381f83a570247498a06618af38caf15.png. В этом уравнении 2 неизвестных — предсказанные значения и параметры. Мы можем попробовать узнать параметры из такого же уравнения, но с известными значениями: 4cc6bb35babd480f84fe466b28f6af44.png Иначе можно представить как систему уравнений: ea61db9ed9744c0bb23bc9833022b163.png

Казалось бы, что все известно — и вектор Y, и вектор X — остается только решить уравнение. Большая проблема заключается в том, что система может не иметь решений — иначе, у матрицы A может не существовать обратной матрицы. Простой пример системы без решения — любые три\четыре\n точки не на одной прямой\плоскости\гиперплоскости — это приводит к тому, что матрица А становится неквадратной, а значит по определению нет обратной матрицы cfc925709586475eb87d298478316e3f.png.

Наглядный пример невозможности решения «простым способ» (каким-нибудь методом Гаусса решить систему): 5ee5b3af5a374494bbfa07bc1db8d5dc.png
Система выглядит так: 006d22cc9e054276a518d12270ce0660.png — вряд ли выйдет отыскать решения для такой системы.
Как итог невозможно построить линию через эти три точки — можно лишь построить примерно верное решение.

Такое отступление — это объяснение того, зачем вообще понадобился МНК и его братья. Минимизации функции стоимости (функции потерь) и невозможность (ненужность, вредность) найти абсолютно точное решение — одни из самых базовых идей, что лежат в основе нейронных сетей. Но до них еще далеко, а пока вернемся к методу наименьших квадратов.

МНК говорит нам, что необходимо найти минимум суммы квадратов векторов вида: 83e9fa3fe9d44e1ca1266eff76e748e9.png Сумму квадратов с учетом того, что все преобразовано в вектора\матрицы можно записать следующим образом: a02bb53b48f74f44ab079de7f1cfda1b.png.
У меня не повернется язык назвать это тривиальным преобразованием, новичкам бывает довольно сложно уйти от простых переменных к векторам поэтому я распишу все это выражение полностью в «раскрытых» векторах. Опять-таки, чтобы ни одна строка не была непонятым «волшебством».
Для начала просто «раскроем» вектора в соответствии с их определением: a3c88596cdb9479cacdd9f660200eb41.png.
Проверим размерность — для матрицы А она равна (n; p), а для вектора db11f19df492419bbbe446412f565fe4.png — (p;1), а для вектора 1c3315cd7e894aafb9fdaf4de136cbc2.png — (n;1). В результате получим разницу двух векторов размерностью (n;1) —
758f2471788044b59d4ba3919947af7d.png
Сверимся с определением — по определению выходит, что каждая строка правой матрицы равна f36880bf23474afc95655b89ec77d21c.png. Запишем далее: f53b1ca29e22455693c229044c026285.png

bcea84be52dd4491aaab398ddfbd985a.png

e0dd070f4dcb49cb88339c693fdbeef2.png

e6c1fc678230406d926a1c7f43c7b0d1.png

1985d0566f414e788357aac4e4a07538.png

В итоге последняя строка и есть сумма квадратов длин, как нам и нужно. Каждый раз, конечно же, такие фокусы в уме проворачивать довольно долго, но к векторной нотации можно привыкнуть быстро. У этого есть и плюс для программиста — удобней работать и портировать код для GPU, где ехал вектор через вектор. Я как-то портировал генерацию шума Перлина на GPU и примерное понимание векторной нотации неплохо облегчило работу. Есть и минус — придется постоянно лезть в интернет, чтобы вспомнить тождества и правила линейной алгебры. После доказательства верности векторной нотации перейдем к дальнейшим преобразованиям:

ab76d6f24d164ba690e82295c1cde3b6.png
0d780773b5e34470a8f73fbf258dd233.png

Здесь использованы свойства транспонирования матриц —, а именно транспонирование суммы и произведения. А также тот факт, что выражения 58a62aad427845b592a6864c0c3d381d.png и ef2def50032a4cd1b7afc4a317f6131e.png есть константа. Доказать можно взяв размерность матриц из их определения и посчитав размерность выражения после всех умножений:
75be04b2008941e3a027422f57f66c36.png
Константу можно представить как симметричную матрицу, следовательно:
08bf4f4d40ae47aca630756ddbb6d504.png

После преобразований и раскрытия скобок, приходит время решить-таки поставленную задачу — найти минимум данного выражения, учитывая a77498ddc5504ce8aac2b0e97372784d.png. Минимум находится весьма буднично — приравнивая первый дифференциал по a77498ddc5504ce8aac2b0e97372784d.png к нулю. По-хорошему, нужно сначала доказать, что этот минимум вообще существует, предлагаю доказательство опустить и подсмотреть его в литературе самостоятельно. Интуитивно и так понятно, что функция квадратичная — парабола, и минимум у нее есть.

Итак,

aa4dfeec8dc348e68d8f661b27eb9d1b.png

e3e135310be94b1082abbac0e4e84aee.png

680ecab564ce4b379dcafbed9ecc2ca3.png

9e73ad81dc0c4cf398e26d8e234115aa.png

14669443c3fd4307979635139dc7d49b.png

5b34041783234f8ba413ead773f47b17.png

Часть ec3f2bb5ed5f4ac89e6dc53368b5ca35.png называют псевдообратной матрицей.

Теперь в наличии все нужные формулы. Последовательность действий такая:
1) Сгенерировать набор экспериментальных данных.
2) Создать матрицу A.
3) Найти псевдообратную матрицу bf3a89b1c63f448d95359e5f1c859cb5.png.
4) Найти a77498ddc5504ce8aac2b0e97372784d.png
После этого задача будет решена — у нас в распоряжении будут параметры прямой линии, наилучшим образом обобщающей экспериментальные данные. Иначе, у нас окажутся параметры для прямой, наилучшим образом выражающей линейную зависимость одной переменной от другой — именно это и требовалось.

generate_linear.py
import numpy as np
import matplotlib.pyplot as plt

TOTAL = 200
STEP = 0.25


def func(x):
    return 0.2 * x + 3

def prediction(theta):
    return theta[0] + theta[1] * x


def generate_sample(total=TOTAL):
    x = 0
    while x < total * STEP:
        yield func(x) + np.random.uniform(-1, 1) * np.random.uniform(2, 8)
        x += STEP


X = np.arange(0, TOTAL * STEP, STEP)
Y = np.array([y for y in generate_sample(TOTAL)])
Y_real = np.array([func(x) for x in X])


A = np.empty((TOTAL, 2))
A[:, 0] = 1
A[:, 1] = X

theta = np.linalg.pinv(A).dot(Y)
print(theta)
Y_prediction = A.dot(theta)

error = np.abs(Y_real - Y_prediction)
print("Error sum:", sum(error))

plt.plot(X, Y, 'bo')
plt.plot(X, Y_real, 'g', linewidth=2.0)
plt.plot(X, Y_prediction, 'r', linewidth=2.0)
plt.show()




И результаты:

7c2d3df3b13f4a46ade26320ec02717b.png

Красная линия была предсказана и почти совпадает с зеленой «базой». Параметры в моем запуске равны: [3.40470411, 0.19575733]. Попробовать предсказать значения не выйдет, потому что пока неизвестно распределение ошибок модели. Все, что можно сделать, так это проверить, правда ли для данного случая МНК будет подходящим и лучшим методом для обобщения. Условий три:
1) Мат ожидание ошибок равно нулю.
2) Дисперсия ошибок — постоянная величина.
3) Отсутствует корреляция ошибок в разных измерениях. Ковариация равна нулю.

Для этого я дополнил пример вычислением необходимых величин и провел измерения дважды:

generate_linear.py
import numpy as np
import matplotlib.pyplot as plt

TOTAL = 200
STEP = 0.25


def func(x):
    return 0.2 * x + 3


def prediction(theta):
    return theta[0] + theta[1] * x


def generate_sample(total=TOTAL):
    x = 0
    while x < total * STEP:
        yield func(x) + np.random.uniform(-1, 1) * np.random.uniform(2, 8)
        x += STEP


X = np.arange(0, TOTAL * STEP, STEP)
Y = np.array([y for y in generate_sample(TOTAL)])
Y_real = np.array([func(x) for x in X])


A = np.empty((TOTAL, 2))
A[:, 0] = 1
A[:, 1] = X

theta = np.linalg.pinv(A).dot(Y)
print(theta)
Y_prediction = A.dot(theta)

error = Y - Y_prediction
error_squared = error ** 2
M = sum(error) / len(error)
M_squared = M ** 2
D = sum([sq - M_squared for sq in error_squared]) / len(error)

print("M:", M)
print("D:", D)

plt.plot(X, Y, 'bo')
plt.plot(X, Y_real, 'g', linewidth=2.0)
plt.plot(X, Y_prediction, 'r', linewidth=2.0)
plt.show()


0abb586596ae42ffa2623c65056e9be8.png

Неидеально, но все без обмана работает так, как и ожидалось.

Полный список библиотек для запуска примеров: numpy, matplotlib, requests.
Материалы, использованные в статье — https://github.com/m9psy/neural_nework_habr_guide

Комментарии (0)

© Habrahabr.ru