[Из песочницы] Гвозди в крышку гроба рунета
Все конечно в курсе последних обсуждений в государственной думе по поводу автономного рунета. Многие об этом слышали, но что это такое и какое к нему это имеет отношение — не задумывались. В данной статье я попытался объяснить, зачем это нужно и каким образом это повлияет на российских пользователей глобальной сети.
В общих чертах стратегия действий в законопроекте описана следующим образом:
»…законопроект о государственном контроле над прохождением интернет-трафика на территории России. В частности, предусматривается создание реестра IP-адресов рунета и «мониторинг использования ресурсов глобальной адресации и глобальных идентификаторов сети интернет (DNS и IP-адресов)», а также предусмотрено установление государственного контроля над международными каналами связи и точек обмена трафиком…»
Ведомости
Хочу обратить Ваше особое внимание на «государственный контроль над международным каналом связи и точек обмена трафиком» — это и есть тот самый «разводной мост», между серверами/каналами обмена информацией внутри страны и аналогичными средствами/пользователями интернета во всем мире. Или проще говоря — рубильник. Что на самом деле это означает читайте дальше.
Конечно большинство политиков ЗА, нужно обезопасить себя от врагов, они кругом и в любой момент могут отрубить доступ к кошечкам и собачкам в одноклассниках. Но это подтянутый за уши аргумент, так как всемирная паутина такая разветвленная, что американцы даже если бы захотели не смогли бы нарушить работу всего рунета, так как он ГЛОБАЛЬНЫЙ.
Единственными аргументами (на мой взгляд) в «отключении» рунета могут служить 2 гипотезы
1. Через ICANN — это международной некоммерческая организация, зарегистрированная в США, и она осуществляет распределение доменных имен. Российские политики говорят, что организация подконтрольна американским властям и может по их приказу отнять домены верхнего уровня ru и рф. Но в истории еще не разу такого не было, даже с более злостными и мелкими игроками (странами), неугодными Вашингтону. Более того в 2015 году Министерство торговли США, с которым должно было советоваться ICANN по стратегическим решениям — лишилось этих функций.
2. Через региональный интернет-регистратор IP-адресов RIPE NCC — это независимая голландская ассоциация, которая не раз подчеркивала, что она не занимается политикой, а просто ведет учет адресов. Более того, если они решат забрать у России блоки IP-адресов, то это нарушит работу интернета и в других странах.
Чтобы разобраться почему, как и зачем, на мой взгляд, нужно начать с небольшой истории становления рунета.
Краткая история рунета
Историю русского интернета можно смело начинать с 1990 года, когда в январе, при финансировании американской «Ассоциацией за прогрессивные коммуникации» из Сан-Франциско, была создана общественная организация Гласнет. Эта общественная организация была призвана обеспечить связью учителей, правозащитников, экологов и других гарантов открытого общества.
1991 — 1995, появляются первые подключения к мировой паутине, как правило в рамках исследовательских институтов, параллельно возникают первые провайдеры и подключают немногочисленных пользователей. Регистрация домена RU при Курчатовском институте, создающая опорную инфраструктуру для объединения университетских сетей RUNNet (Russian Universities Network). Появление первого сервера.
1996 — Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) приступил к реализации программы «Университетские центры Интернет», рассчитанной на пять лет — до 2001 года. Программа осуществляется совместно с Правительством Российской Федерации. Приобретение оборудования и финансовая поддержка Университетских центров Интернет в объеме 100 миллионов долларов осуществляются Фондом Сороса. Это послужило дальнейшим техническим толчком для осваивания интернет-паутины в России.
Число пользователей 384 тыс.
1997 — появление поисковой системы Яndex.ru для поиска в русскоязычном сегменте.
28 июня можно считать первой известной в историей акцией, оправдывающую интернет — как свободное пространство. Тогда на сайте «Московского либертариума» открылся раздел, посвященный СОРМ-2(система оперативно-розыскных мероприятий), дающей возможность эффективного обхода сотрудниками ФСБ требований Конституции и действующего законодательства в части обязательности судебного решения для ограничения тайны переписки, к компьютерным сетям.
Публикация новостей, исследований, комментариев, а также проведение различных акций, направленных против СОРМ-2, привело к тому, что информация о проекте СОРМ-2, позволяющем осуществлять слежку за гражданами, стала достоянием широкой общественности
Число пользователей достигло 1,2 млн.
1998 — 2000 Количество пользователей достигает 2 млн. Появляются первые крупные новостные интернет-издания, в стране действуют более 300 интернет-провайдеров, архитектура сети растет огромными темпами, появляются первые рекламные сети, первые нарушения интеллектуальной собственности и т.д.
В целом 90-е можно считать основой формирования и развития интернета в России, который создавался в условиях свободы и отсутствия контроля со стороны государства и в целом на средства коммерческих и благотворительных организаций. Это отражается и в его внутренней децентрализированной топологии сетей и серверов, не привязанных к конкретным территориям и не попадающий под юрисдикцию конкретной страны. В последствии это все позволило вырасти русскому сегменту до весьма внушительных размеров.
История попыток государственного контроля
Угроза государственного контроля над рунетом возникла уже в 1999, тогда министр связи Леонид Рейман и министр печати Михаил Лесин предложили отобрать полномочия управления доменной зоной RU у созданной при Курчатовском институте общественной организации (РосНИИРос), вложившей силы и средства на создания первых сетей. После совещания министров во главе с премьер-министром (Путиным) и интернет-деятелями (при активной борьбе последних) — контроль над доменной зоной RU все же отобрали у не подконтрольной общественной организации.
Из книги Red Web — об истории контроля отечественных спецслужб над телекомом:
Глава Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский инициировал встречу интернет-деятелей с занимавшим в тот момент пост премьер-министра Владимиром Путиным. Павловский — политтехнолог, который в тот момент был близок к Администрации Президента. Его ФЭП тогда создал ряд популярных интернет-проектов — Gazeta.ru, Vesti.ru, Lenta.ru и др.
На встрече Путин рассказал интернет-деятелям о предложениях Реймана и Лесина. Солдатов (руководитель «Релкома», прим. автора), которого к тому моменту Рыков (советник правительства по информационным технологиям, прим. автора) уже проинформировал об этих предложениях, стал категорически возражать. Против выступил и Антон Носик («отец рунета», как его прозвали СМИ — журналист, стоял у истоков формирования рунета, на тот момент входил в совет ФЭП и курировал такие проекты как Vesti.ru, Lenta.ru, прим. автора). Из представителей интернет-индустрии только дизайнер Артемий Лебедев выступал за реформирование РосНИИРос, обвинив организацию в поддержании высоких цен на домены.
«Если в России будет принят закон, регламентирующий деятельность в Интернете, это будет означать передел собственности на интернет-рынке в интересах тех людей, которые этот закон заказывают.» ―Антон Борисович Носик
В 2000 г. Путиным была подписана доктрина информационной безопасности, которая содержала такие угрозы, как «намерение ряда стран доминировать и нарушать интересы России в информационной среде». В рамках этой доктрины началась работа по подготовке и разработке комплекса мер: поиск и создание кадрового состава, расширение и открытие специальных отделов в составе профильных ведомств и министерств и т.д.
С конца 2000-х годов российские власти активизировали работу по лишению американской корпорации ICANN, находящейся под формальным контролем властей США, полномочий по глобальному распределению доменных зон и IP-адресов. Однако представители США встретили эту идею крайне прохладно.
Тогда россияне сменили тактику и попытались изъять полномочия у ICANN через Международный союз электросвязи (МСЭ), регулирующий традиционные телекоммуникации и возглавляемый Мальтийцем Хамадун Туром, выпускником ленинградского института связи. В 2011 г. занимавший в тот момент пост премьер-министра Владимир Путин встретился в Женеве с Туром и заявил ему о необходимости передачи полномочий по распределению интернет-ресурсов от ICANN к МСЭ. Россия подготовила проект резолюции МСЭ и стала собирать поддержку в лице Китая и стран Средней Азии.
8 декабря 2012 г., глава американской делегации Терри Крамер (Terry Kramer) назвал эти предложения попыткой ввести цензуру в интернете. Понимая, что предложение не пройдет, 10 декабря Тур уговорил русскую сторону его отозвать.
Собственно, на этом попытки России создать отправную точку и заполучить крупицу влияния для регулирования интернета на мировой арене потерпели крах. И российские власть имущие полостью переключились на внутренний сегмент.
Борьба Яндекса
Осенью 2008 г. компания «Яндекс» стала чувствовать одну за другой неприятности: ее новый дата-центр не получалось запустить из-за бюрократических проблем, было заведено уголовное дело, в котором фигурировал руководитель компании Аркадий Волож, а интерес к покупке компании проявил предприниматель Алишер Усманов. В «Яндексе» опасались недружественного поглощения.
Причины недовольства властей Аркадию Воложу объяснили в виде продемонстрированных скриншотов с заглавной страницы агрегатора «Яндекс.Новости», сделанные в ходе российско-грузинской войны. Для разъяснения ситуации два министра (Владислав Сурков и Константин Костин) посетили офис Яндекса, где чиновникам пытались объяснить, что подборкой новостей в этом сервисе занимаются не люди, а робот, действующий по специальному алгоритму.
По воспоминаниям Гершензона, руководителя «ЯндексНовости» Сурков прервал его выступление и указал на либеральный заголовок на «Яндекс.Новостях». «Это наши враги, нам этого не нужно», — заявил замглавы Администрации Президента. Константин Костин потребовал предоставления чиновникам доступа к интерфейсу сервиса.
В «Яндексе» были шокированы результатами переговоров с властями. Но в итоге борьба с чиновниками закончилась предоставлением партнерского статуса с пометкой «представитель заинтересованного ньюсмейкера» и тогда же в совет директоров «Яндекса» вошел Александр Волошин, бывший глава Администрации Президента Бориса Ельцина и Владимира Путина.
Примерно тот же самый сценарий, но в разной степени изощренности можно увидеть в делах по частичному отжиму Лаборатории Касперского (тут интересная статья по этому поводу) и Вконтакте (читаем тут). И это только резонансные и известные автору случаи.
Далее машина запретов и регулирования рунета уже набирала обороты и приобрела современные черты. Подготавливались специальные законы с размытым содержанием, чтобы напрямую не считалось цензурой, под эгидой безопасности или борьбой с экстремизмом. Блокировки противоправного контента, посредством расширения полномочий Роскомнадзора, уже стали носить массовый характер. С крупными игроками в данном сегменте власть имущие проводили «переговоры». Ну и как кульминацией этого этапа — начались уже реальные административные дела со штрафами и уголовными преследованиями обычных пользователей, которые в общественном сознании закрепились как «За лайки и репосты».
Поэтому, чтобы уже окончательно контролировать сеть, власть имущим остается только одно — перенять опыт Китая (они над этим задумались даже раньше) и начать работу по централизации рунета. Это для многих экспертов кажется сложно выполнимым и дорогим «удовольствием», так как Китай строил свою сеть сразу же с приходом интернета в регион, а в России, как рассказано выше, он строился сам. Но главное начать, ведь уже есть соглашение с Китайцами и опыт, так сказать, течет ручьем из поднебесной.
Есть мнение некоторых чиновников, что данный законопроект направлен только на защиту российского бизнеса (окологосударственного естественно)и государственных служб от происков американцев. Якобы нужно защитить их от отключения и спасти их данные. Но то, что они все и так функционируют уже достаточно давно на внутренних серверах (все государственные сайты, окологосударственный бизнес, наукоемкие предприятия в составе ВПК и т.д.) чиновники почему-то не говорят. Более того, недавняя платежная система «МИР» была и введена в связи с возможностью американцев заблокировать уже существующие популярные платежные системы. Поверьте мне, они защищены на сколько возможно и специализированное «железо» с защитой от киберугроз уже давно стоит.
Почему это ловушка?
Законопроект о суверенном интернете, позволит начать работу по созданию внутренней инфраструктуры сетей, где весь трафик на заграничные сервера проходит сначала через подконтрольные государству «шлюзы»
- Интернет-провайдеры будут устанавливать специальное оборудование, направленное на противодействие киберугрозам (хотя они уже это делают в рамках «Пакета Яровой»).
- Обеспечение контроля всего трафика российских пользователей.
- Создание реестра точек обмена трафиком, DNS и IP-адресов.
- Сбор данных с компаний, организующих работу Сети.
И пока ведутся «дебаты» Минкомсвязи уже подготовили резолюцию предусматривающую ограничение маршрутизации российского трафика за пределы рунета, дабы обезопасить нас, граждане, от «прослушки» недружественных стран. Новый закон развяжет им руки и даст на это средства. В резолюции также говорится:»…к 2020 году доля внутреннего трафика российского сегмента сети интернет, которая идет через иностранные серверы, должна снизиться вплоть до 5%…», Вам не напоминает это железный занавес, но пока только в виртуальном пространстве?
И Вы правда думаете, что после реализации контроля за внешним трафиком и принудительных мер по хранению данных на серверах в рунете — они оставят все как есть?
Итоги
Все эти меры затронут всех работающих россиян и российских пользователей сети, которые не подверглись патриотическому угару.
Вполне буквально и без метафор государство из вашего кармана возьмет деньги, чтобы ограничить Вам получение информации.
Цепная реакция от таких действий без преувеличения — масштабна.
Мы используем сервисы и гаджеты, которые почти все являются разработкой иностранных компаний, не все эти компании захотят дублировать информацию на российские сервера, оплачивая при этом их хранение, тем самым это повлияет на уход с рынка этих сервисов (для которых потеря российских пользователей несущественна), конечно уйдут не все, тем самым снизится конкуренция, что в итоге повлияет на ценовую политику. Не говоря уже о том, что они постоянно будут сбоить из-за потери связи со своими серверами за рубежом.
Неизвестно готовы ли будут.
Facebook/Instagram/Reddit/Twitter/YouTube/Vimeo/Vine/WhatsApp/Viber и остальные популярные сервисы таких интернет — гигантов как Amazon/Google/Microsoft и др. переносить информацию на сервера в российской зоне, этот объем данных и работы по их переносу, на мой взгляд, несопоставим с доходом от нашего рынка сейчас, а тем более в перспективе.
Многие игрушки перестанут работать или будут отваливаться каждые 10 минут он-лайн игры, свободные торрент-трекеры будут недоступны даже через прокси-сервера. Вы больше не посмотрите любимые фильмы «без регистрации и СМС», с ужасом обнаружив, что поисковики больше не находят Марвел и ДиСи, потому что доступ к этим ресурсам заграницей будет заблокирован.
И еще один, на мой взгляд, ужасно важный фактор, которые возможно не рассматривают обычные пользователи — это проблемы коммуникаций с которыми столкнуться ученые и исследователи. Так как это наиболее зависимое, от открытости получения информации, сообщество. Ведь не для кого не будет секретом, что крупнейшие ученые и базы данных по исследованиям находятся за рубежом.
Изолировав интернет от остального мира и перераспределив архитектуру сети внутри рунета власти смогут приступить к следующей фазе (или параллельно) — это создание (по бесценному опыту поднебесной) программно-технических средств за автоматическим контролем и блокировкой противоправного контента. И это уже аналог великого китайского файервола (ниже ссылка для ознакомления)
И это все за наши деньги
Конечно описанное выше требует времени и огромного количества средств, технологий и знаний. Вот с последними будут достаточные проблемы, на это и остается надеяться. Плюс ко всему это достаточно грустный прогноз. Что касается денег, не беда, вариантов множество — введут дополнительный налог на интернет-провайдеров и не удивляйтесь, когда обнаружите повышение своего тарифа на 100–200 рублей.
Выводы в статье — это исключительно собственное мнение ее автора. Если Вы сомневаетесь с приведенными свидетельствами, то у Вас пока еще есть гугл — гуглите события, описанные в статье, читайте и погружайтесь дальше в эту кроличью нору.
Почитать на эту тему
О законопроекте автономного рунета
Инициатива Минкомсвязи о сокращении трафика зарубеж
Великий Китайский файервол
Итоги госрегулирования Рунета в 2018 году
Законы об ограничении рунета