[Из песочницы] Flash, «Умрёт ли он ещё раз — неизвестно, а цветы пропадают…»
Всегда всю анимацию делал в Adobe Animate CC. И тут все эти умирания флэша, множественные отпевания, песнопения, которые, наверняка, преувеличены. Но осадочек, как это бывает, остался. Остался в виде вопроса: А вообще есть ли что-то лучше для 2D-анимации, кроме адобовских решений? Не буду пересказывать как, но после множества инсталляций и «де», я пришёл к Toon Boom Harmony.
Если много читать лень, то Да. Ответ «Да». Я остался на Harmony и назад уже не хочу. Кому же интересно узнать почему и примерить узнанное под свои нужды, рекомендую читать дальше.
Моё первое знакомство с флэшом произошло, как и у многих с просмотра Масяни в лохматых годах. Ну и со временем я стал поклонником, ставшего уже к тому времени Animate CC со всеми своими возможностями и затупами. Кстати, адобовское ПО – реально отличное для начинающего. Довольно легко разобраться самому и большое количество материалов на русском. И уж точно для новичка функционала более чем достаточно.
У канадского Harmony всё иначе. Материалов на русском практически нет. Всё что есть – бывалых годов к устаревшим версиям этой программы. На английском – картинка заметно другая и материалов очень много – от целых официальных курсов, доступных бесплатно на сайте разработчика, до любительских.
Первая установка Harmony и та-дамм….! Ничего! Первый опыт работы в Harmony меня настолько сбил с толку – установив новое ПО, я ничего привычного не смог сделать – ни порисовать, ни поанимировать. В итоге я сделал вывод, что для этого навороченного ПО мой ноут 8-летней давности просто не тянет. Изучая мануалы из первоисточника на English, я через недели 2 только выяснил, что это ПО совершенно отличается от всего того с чем я сталкивался ранее (After Effect, Illustrator и т.д.). У него своя логика и эта логика полностью заточена на профессиональную анимацию полнометражных мультфильмов, телевизионных сериалов, начиная от классической покадровой «живой» анимации с листов бумаги и заканчивая современными инструментами для композитинга. Только спустя несколько недель, разобравшись с переключением режимов Рисование/Масштабирование/Анимирование, я смог, впервые на нём санимировать покадровую анимацию мяча и осознать, что передо мной ПО совершенно иного склада и так просто разобраться в нём – не просто. Мои попытки освоить её методом тыка приводили только к раздражению и читать/смотреть мануалы по ней просто необходимо.
Чтобы освоиться в Harmony мне понадобился почти 1 год. Это точно решение ни для начинающих, ни для сомневающихся, ни для хотящих просто попробовать, побаловаться с чем-то новым. Не теряйте время. Нужно чётко осознавать зачем ты в него лезешь и что хочешь получить в итоге. Что же получил я?
- Когда-то в прошлом кухонные комбайны получили популярность за счёт своей комбайностности, да и вообще они были милыми на то время… Harmony – это, говоря по-адобовски, комбайн программ Illustrator, Animate, After Effect, Character – всё это здесь в одной программе. За счёт этого определённо получаешь повышение эффективности в работе и просто чертовски приятно оставаться в одном окне и получать результат часто намного лучший.
- Банально, нодовую структуру (Node – норма для 3D, но для 2D довольно таки редкость), визулизирующую сцену в иерархичном виде, по смыслу разделяя слои с рисунками, их «движения» (Peg), эффекты, накладываемые на них и всё остальное. Вся эта нодовая логика в итоге оборачивается реально практически безграничными возможностями как с точки зрения анимирования, так и с точки зрения композитинга итоговых сцен. Например, анимация множества частиц позволяет найти нетривиальные решения и реалистичное, либо сюрреалистичное поведение физических веществ, материалов и даже света.
- Профессиональная работа с цветом, благодаря логике палитр – можно изменить, например, тон цвета кожи лёгким движением сразу во всей сцене или даже во всём проекте. Не нужно перекрашивать вручную каждый элемент, где этот цвет повторяется. Таким образом, цвет больше не является ограничением. Если после обработки в том же Премьере вы захотели улучшить какой-то конкретный цвет (например, сделать именно его насыщенней) – сделать это очень легко. Благодаря чему, с цветом можно экспериментировать многократно и подобрать идеальное для вас решение.
- Инструменты для рисования в перспективе. Большая библиотека линеек с различным количеством точек перспективы. Всё это позволяет рисовать любые, даже самые сумасшедшие ракурсы довольно таки просто.
- Многокамерность. Настоящая. Реально, столько камер, сколько вам нужно.
- 3D-пространство для 2D-анимации, позволяющее создавать «комнаты» для анимации, эффекты паралакса и многое другое.
- Целый набор деформеров – от классических жёстких (костных) до гибких – Безье, анимация контура, анимация текстуры…
- Подготовка сцены TOP – для лёгкого визуального позиционирования объектов друг относительно друга в 3D-пространстве.
- Возможность создания персонажей 360 градусов для последующего использования в любых сценах с любыми ракурсами.
- Контроллеры – на всё, что угодно.
Чего мне не хватило в Harmony, но это было во флэше? Ничего! В Harmony оказалось вообще всё, что нужно профессиональному аниматору и гораздо больше этого.
Минус всё же есть один – Harmony не умеет юзать видеочип для рендеринга. Поэтому, под него берите максималку процессор, видеокарту можно брать самую ординарную.
Harmony – тяжеловес среди программ 2D-анимации. И почти всегда разовые продукты проще сделать в адобовской вселенной. Но если вы планируете делать какой-то проект, то Harmony в итоге сделает вашу работу намного эффективнее, не говоря уже об открывающихся безграничных возможностях.
Сколько времени нужно для изучения Harmony? Много. Около года уйдёт, чтобы понять логику её работы. В смысле по-настоящему понять. Не то чувство, когда кажется, что знаешь. У этого ПО странная кривая обучения – вот вроде бы создаётся ложное впечатление, что всё знаешь и открывается новый пласт, который предыдущую упрощённую картинку полностью разрушает. А чтобы изучить весь её функционал и возможности – потребуется несколько лет. Но оно стоит того, если вы решили всерьёз взяться за дело.