[Из песочницы] 5 ошибок допущенных при запуске стартапа
Добрового времени суток, хабр.НачалоВ течении предыдущего года я тратил очень много времени на просмотр фильмов и так как далеко не каждый фильм мне тогда хотелось смотреть мне приходилось тратить около часа на подбор фильма (тут тема не та, тут не нравится актер, этот очень старый и т.д.)В итоге в январе я подумал почему бы не создать эдакий «Spotify только для кино».
Все началось как обычно, сначала немного погуглим, потом подумаем неделю о том как можно реализовать и будет ли смысл в таком стартапе.
Схема была довольно простой. Юзер заходит, кликает на кнопку и получает «фильм его мечты» который он не видел. Чтобы обеспечить работу сервис должен был знать что пользователь любит поэтому был список любимых фильмов, а также чтобы исключить фильмы которые пользователь уже видил существовал список просмотренных фильмов, довольно просто, не так ли?
Не буду долго рассказывать, этот пост не о том как я запускал Spectaculr, этот пост о том как все пошло к чертям.Итак, начнем.
Пользоваться чужим API не всегда хорошо Понятно, что для того чтобы запустить подобный сервис нужна база фильмов, либо API. Покупать базу фильмов я не собирался, так как думал что это будет сложно поддерживать информацию up-to-date. Поэтому я выбрал вариант с API.Но я даже не задумывался о том что таких API не так то много. В итоге вариантов у меня было два:
RottenTomatoes (плохая функциональность, хорошая метадата, хорошо построенный API) TMDb (хорошая функциональность, средняя метадата, неорганизованный и местами запутанный API) Вобщем было чувство что надо выбирать, а выбрать не из чего. Выбрал я TMDb так как там была функциональность которая мне была нужна — Discover.
И тут, наверно, самая большая моя ошибка — я не протестировал работу этого самого Discover API, так как сначала нужно было написать все остальное и потом приступить к «короночке» сервиса. А когда время пришло я просто понял что это невозможно использовать, так как в ответ юзер получал абсолютно не то что он должен был (можно было быть любителем мелодрам и получать одни комедии, к примеру).
Если это работает в одной индустрии, не значит что заработает во второй Возможно многим покажется что это довольно банально, но тем не менее, когда я начал свою работу над сервисом, я особо не задумывался о том будет ли работать данная схема для кино.В итоге:
Не каждый человек хочет смотреть старые фильмы (люди которые смотрят только в кинотеатрах и только свежо-вышедшее кино, а также люди которым фильм 2008 года кажется старым). После небольшой аналитики, стало ясно, что ⅓ пользователям просто хочется иметь удобный сервис для хранения просмотренных/любимых фильмов, а также просмотра информации о разных кинах (извиняюсь) В Spotify человек может не только найти для себя музыку, но еще и прослушать, а так как возможности просмотра фильма в сервисе не было, у некоторых людей пропадал интерес Нативное приложение против веб До этого я никогда особо не задумывался об написании приложения для какой-либо операционки, но тут я подумал что будет лучше запуститься на мобильной платформе и не иметь веб-версии изначально.Выбрал я платформу Android (не потому что я ее люблю, а потому что пользователей там больше), так как знаний у меня не было, написать нативное приложения я бы не смог, нанимать кого-то тоже не собирался ввиду нехватки средств и желания сделать все самому.
Ну и тут я подумал, а почему бы не сделать SPA используя все прелести веб-разработки. В целом получилось все неплохо (я так думал), дальше просто используя обыкновенный WebView в Eclipse я создал приложение.
После определенного времени использования приложения я сделал вывод: написать действительно хорошо работающее, не нативное приложение очень сложно. При этом обратите внимание что я не использовал PhoneGap. Возможно если бы я сделал это, результат был бы лучше.
Вердикт. Если есть средства или знания — пилите API и пишите нативное приложение, пользователь это точно оценит, если же нет, потратьте немного больше времени на тестирование приложения на разных экранах/девайсах и т.д. потому что только так можно наткнуться на проблемы не нативного приложения.
Не спеши, потрать больше на разработку Я конечно понимаю это чувство когда ты горишь желанием поделится своим стартапом на «весь мир» и «изменить его», но если бы я мог, я бы вернулся в февраль этого года и заставил бы себя поработать еще неделю (может две) и только потом запуститься.Я очень часто слышу, что лучше запустить так называемый MVP (Minimum Viable Product), посмотреть как люди отреагируют и только потом если пользователям интересно поработать над версией получше. Мне кажется это не правильно. Ведь пользователь который однажды попробовал твой сырой продукт, скорее всего не попробует его снова.
Подумай над тем, где и как нужно продвигать Наверное, для стартапера нет ничего больнее того момента, когда по его мнению гениальный продукт никто не хочет даже пробовать. С этим стартапом получилось не совсем так, учитывая мой труд (небольшой) и знания в PR (ноль) я достиг достаточно количества пользователей чтобы выявить слабые места, понять мои ошибки и т.д. Но тем не менее, суть в том что если Вы не имеете знаний в этой области то лучше попытаться найти человека который имеет.
И конечно же, подумай о том, что ты будешь делать после запуска, кому ты будешь отправлять ссылку, где будешь рассказывать о твоем стартапе, где закажешь рекламу и так далее, иначе смысл твоего запуска, если никто не знает о том что ты существуешь.
The End Вот и все. Конечно это совсем не все ошибки которые были допущены мной, но это самые большие мои ошибки.Ну и после всего этого, стоит отметить что несмотря на то, какой у тебя плохой вышел продукт под конец и как разочеровано ты себя чувствуешь, стоит хорошо подумать перед тем как закрывать свой стартап, ведь возможно, где нибудь есть выход.
Кстати, для себя я этот выход нашел. Я потратил определенное количество своего свободно времени чтобы разработать новую версию. Я начал с чистого листа, в этот раз я использовал свою базу данных фильмов, выбрал связку NodeJS и MongoDB вместо PHP и MySQL, написал новый дизайн, переосмыслил идею и т.д.
Спасибо, удачно стартаперства.