Вызовы, проблемы, решения: какие требования удаленная работа диктует к построению ИТ-инфраструктуры

14 Июня 2021 17:0114 Июн 2021 17:01 |
Поделиться

Задача организации удалённого доступа без снижения эффективности рабочих процессов положительно сказывается на скорости технологических преобразований: больше нет возможности долго размышлять над выбором подходов — необходимо действовать. Разберемся в том, как в условиях нестабильности и киберугроз правильно выстроить инфраструктуру для компании, обратив острый момент в толчок для развития.

Облака

Пандемия и её последствия наглядно продемонстрировали преимущества облачных сервисов, способных обеспечить постоянный доступ к данным, бесперебойную работу приложений, масштабируемость, гибкое управление расходами на инфраструктуру, аварийное восстановление бизнеса. Быстро подстраивающееся под новые запросы клиентов облако — это идеальный инструмент для работы с мобильными устройствами и приложениями, необходимыми в удаленном режиме. Корпоративные приложения, видеоконференцсвязь и виртуальные рабочие столы также удобнее располагать в облаках. Благодаря виртуализации рабочих столов сотрудники могут получить удалённый доступ к своим документам и приложениям и оставаться на связи практически из любого места. Гипермасштабируемость облачной среды сделала её предпочтительной для размещения приложений с перспективами роста.

При этом далеко не все производители облачных решений способны справиться с экспоненциальным ростом данных. Решение этой проблемы кроется в использовании многооблачных сред. Они дают возможность модернизировать облачные приложения, наладить работу с данными, создать облачную IT-инфраструктуру. К примеру, линейка Hitachi Unified Compute Platform RS позволяет масштабировать инфраструктуру до 256 узлов, автоматизировать управление жизненным циклом аппаратного и программного обеспечения, а также интегрироваться с внешней системой хранения.

Видеосвязь

По словам основателя и генерального директора Zoom Эрика Юаня, уже в текущем году сотни тысяч владельцев малого бизнеса самых разных направлений использовали видео для связи с клиентами. Здравоохранение, образование, финансы и большой бизнес также постоянно пользуются видеосвязью, которая может обеспечить как актуальную сейчас модель полностью удалённой работы, так и гибридный подход, который некоторые организации будут использовать в ближайшем будущем, когда сотрудники смогут согласовывать с начальством, какие из дней они будут работать в офисе, а какие — удалённо. Обе модели обеспечивают повышенную производительность и более эффективное сотрудничество, а также возможность привлекать к работе талантливых людей со всех уголков земного шара.

«С началом пандемии спрос на технологии видеоконференцсвязи удвоился (а на некоторых рынках даже утроился), что в свою очередь предъявило большие требования к пропускной способности сети, — делится директор по технологиям Hitachi Vantara Алексей Никифоров. — Этот фактор сделал поставщиков гипермасштабируемых облаков незаменимыми для обеспечения надёжной видеоконференцсвязи».

При удалённой работе руководителю необходимо понимать, что учитывать нужно не количество часов, проведённых сотрудником у монитора, а объём выполненных задач

Безопасность

С переходом на удалённую работу резко увеличились риски утечки данных при атаках извне. Отсутствие контроля за действиями сотрудников, а также за состоянием их домашних ПК чревато распространением вирусов при подключении заражённого устройства к инфраструктуре компании. Усложняет ситуацию и то, что переведённые на удалённую работу сотрудники — не единственные пользователи своих ПК, их может использовать вся семья, то есть, люди, не несущие никакой ответственности перед компанией. Достаточно редко кто-либо дома использует лицензионный антивирус, следит за своевременным обновлением прошивки роутера, использует дефолтовые пароли и вообще лицензионную версию операционной системы. По оценкам экспертов, инсайдерская активность и количество фишинговых атак с началом пандемии возросли вдвое, а безопасность компаний стала напрямую зависеть от того, насколько её сотрудники осведомлены в вопросах информационной безопасности. Поэтому защита личных устройств сотрудников и обучение их правилам кибербезопасности — крайне актуальные на сегодня темы.

В группу риска попадают пользователи бесплатных подписок на публичные облачные сервисы: никаких гарантий сохранения конфиденциальности информации им не даётся. В последнее время из-за этого фиксируется множество инцидентов — от утечек конфиденциальных данных с публичных ресурсов до несанкционированных подключений к видеоконференциям.

Использование собственного правильно настроенного VPN-сервера защитит удалённые подключения, при этом для доступа к данным разного уровня нужно будет обладать соответствующими правами. Для обычного пользователя VPN не всегда удобен, однако обращения сотрудников к корпоративным сервисам требуют более надёжной аутентификации.

«На смену давно устаревшей и небезопасной паре «логин и пароль» пришла технология могофакторной аутентификации, — считает Алексей Никифоров. — Она не только решает проблему утечки информации, но и допускает работу как с десктопных, так и с мобильных устройств. Кроме того, существуют профессиональные системы для защиты от утечки информации — DLP (Data Leak Prevention), которые обеспечивают контроль за удалёнными рабочими местами, предотвращая несанкционированные подключения к сети, а также утечку информации из её внутреннего периметра».

Контроль

По данным компании SearchInform, за время пандемии самым востребованным продуктом оказался ProgramController — модуль DLP, отслеживающий действия сотрудников за ПК и оценивающий их продуктивность. В этом и заключается главное отличие удалённой работы, позволяющей сотрудникам свободнее распоряжаться своим временем: руководителю необходимо понимать, что учитывать нужно не количество часов, проведённых сотрудником у монитора, а объём выполненных задач. В такой ситуации начальникам отделов стоит не пытаться контролировать процесс и отойти от привычных шаблонов очного руководства. Вместо этого следует сосредоточиться на контроле выполнения конкретных рабочих задач, как, например, итоговый отчёт из АТС в конце дня с возможностью прослушивания любого разговора или использование тикетной системы с анализом скорости реакций и уровня ответов. В дальнейшем без автоматизации с удалёнными сотрудниками работать станет практически невозможно.

Социальные и психологические проблемы и их решения с помощью IT

Нельзя не отметить, что рабочее место в офисе в первую очередь — это социальная среда. Рассредоточенные по домам сотрудники быстро перестают осознавать себя как часть группы. Профессор экспериментальной психологии Оксфордского университета Робин Данбар считает, что без личного взаимодействия и случайных встреч возле кофемашины исчезает искра, побуждающая хорошо и быстро работать. «Мы приходим на работу, чтобы увидеть своих друзей» — довольно частый ответ в опросниках. Элизабет Рейнольдс, ученый Массачусетского технологического института, смотрит в будущее более оптимистично и полагает, что, вероятно, появится гибридная модель, которая объединит эффективность удаленной работы с преимуществами социального взаимодействия и возникающими в процессе него творческими идеями. Как ни странно, в результате пандемии можно говорить о неожиданном социальном следствии перехода на удалённую работу: теперь сотрудники стали более открытыми и легче делятся друг с другом проблемами и переживаниями.

Возможность удалённой работы останется

Реабилитация после пандемии для многих компаний не ограничится восстановлением прежних рабочих процессов: помимо этого им придётся проверять всё оборудование на предмет заражения вредоносным ПО, обновлять все пароли и анализировать работу всех систем. Эд Андерсон, бизнес-аналитик Gartner, спрогнозировал на виртуальном IT-симпозиуме Gartner/Xpo® 2020, что к 2022 г. 75% организаций, которые внедрили удалённую работу для своих сотрудников во время COVID-19, сохранят такую возможность. Действительно, в постпандемическом мире есть возможность перенести ключевые рабочие нагрузки в облако и подготовиться к следующему непредвиденному сбою. Как отмечают в Лиге Цифровой Экономики, вынужденная мера помогла осознать, насколько удобен и эффективен для всех формат удалённой работы: те же очные встречи проходят гораздо менее упорядоченно, чем конференции видеосвязи.

Все это значит, что мы не собираемся выйти из пандемии и вернуться к тому, что имели до этого. Мы собираемся выйти из пандемии и пойти по новому пути, используя новые возможности.

Шатунова Евгения

Полный текст статьи читайте на CNews