VRаждебное окружение, или почему все так не любят виртуальную реальность
У темы VR в корпоративном обучении, похоже, открылось второе дыхание. Большинство крупных компаний пробуют разработку VR-тренажёров в формате пилотных проектов. С подобными проектами часто выступают на конференциях. Спикеры показывают красивые кейсы, в которых пользователь при помощи очков и манипуляторов взаимодействует с 3D-моделями (или видео 360) и тем самым осваивает навыки. Но при детальном рассмотрении нет однозначно положительного мнения о применении данной технологии. Что не так?
Во-первых, рынок сейчас можно назвать «диким». Есть компании, позиционирующие себя как стартапы. Они стараются запускать недорогие пилоты и нащупать ниши, где VR даёт наибольший эффект. С целью потом этот эффект монетизировать. А есть «дочки» интеграторов с соответствующим ценником. И да — разброс цен на один и тот же продукт даже не в разы, а на порядок. При этом не всегда понятно, каковы отличия готовых продуктов и вообще каковы критерии качества VR-тренажёра.
Во-вторых, обучение через VR обычно относят к e-learning, дистанционному обучению. Но, если классический электронный курс можно доставить в ПК или смартфон и нет необходимости находиться в какой-то конкретной локации, то с VR это не так. Потребуется специализированное оборудование, которое закупается компанией и используется в тех же тренинговых комнатах, где проводятся очные тренинги. Картонка с линзами, куда вставляется телефон не подойдёт. То есть расходы и время на логистику участников такие же, как в очном. Получается не так уж и дистанционно.
Ну, и в-третьих, — технологии. Нет «волшебного» SCORM- или xAPI- стандарта, который позволит играть тренажёр из любой СДО. Все основные СДО не поддерживают VR-тренажеры, и вообще со стандартами проблема. Кто-то из заказчиков пробует, получает сырой продукт и понимает, что UX совсем не тот: всё тормозит, голос распознается криво, персонажи и объекты некрасивые. Другие провайдеры говорят: «Да вы просто не умеете их готовить!». Но после неудачного пилота переубедить заказчика уже сложнее.
Не будем сгущать краски. На рынке не так уж часто появляются технологии, способные внести существенный вклад в развитие отрасли. И виртуальная реальность похоже претендует на это звание.
Для каких же задач действительно стоит рассматривать VR-тренажёры:
- Взаимодействие с физическими объектами, настройка и обслуживание оборудования и работа с соответствующими процессами. Тут, пожалуй, всё понятно. Обучаться на реальном оборудовании дорого и, если заранее просчитать экономику и всё сделать технически хорошо, то VR будет полезен.
- Охрана труда и отработка нестандартных/чрезвычайных ситуаций. И здесь всё более-менее понятно 一 этому вообще никак не обучить, кроме как в виртуале. С помощью электронного курса можно рассказать, например, об охране труда для сотрудников производственной компании. Но вспомнит ли человек эту информацию, оказавшись в чрезвычайной ситуации, — большой вопрос. Вероятность отработки первичного навыка в VR здесь гораздо выше.
- Диалоговые симуляции с виртуальным клиентом/сотрудником/кандидатом. Вот здесь всё сложнее. Есть много методологических, технических и UX-задач, которые нужно решить. Если диалоговый бот ведёт себя неестественно, то и доверия к тренажеру не будет. Какой тренажёр будет эффективно работать? На основе методологических разработок строится диалоговое дерево (например, проведение собеседования). На данном этапе важно не просто заложить скрипты, но и сделать хорошую сценарную проработку . Далее выделяются ключевые слова и разрабатываются словари соответствия разных фраз, чтобы система воспринимала не только точное воспроизведение слов, но и похожие реплики. Для распознавания голоса используются внешние библиотеки Гугла или Яндекса, и от того, насколько хорошо сделана эта интеграция, зависит очень многое. В целом, если написать правильные «живые» диалоги и использовать хороший движок для сборки, то получится очень даже интересный инструмент для развития навыков продаж, наставничества, подбора персонала и обратной связи.
Безусловно, у технологии VR в обучении большое будущее. Это связано в том числе и с тем, что появляется достаточное количество разработок, чью эффективность удается измерить и оценить. Например, сеть кафе быстрого питания Honeygrow внедрила обучение новых сотрудников работе с клиентами. За 30 дней количество сертифицированных сотрудников увеличилось с 50% до 77%. Подобные кейсы будут являться в ближайшее время драйверами технологии.
Полный текст статьи читайте на Компьютерра