Волшебные цвета и другие «супертехнологии»: как нас обманывают маркетологи
Любая компания любит яркую рекламу и броские слоганы — это ни для кого не новость. Еще больше компании любят тешить потребителя цифрами и заоблачными показателями. Иногда им так хочется похвастаться новой фичей, что истина и здравый смысл начинает искажаться. А в некоторых случаях маркетинговые заявления вообще не имеют ничего общего с реальностью, но, тем не менее, прочно оседают в головах потребителей. Что из рекламных лозунгов правда, а за что просто пытаются снять лишние деньги?
Контрастность
Контрастность и динамический диапазон — пожалуй, самые главные и очевидные характеристики изображения. Коэффициент контрастности представляет собой отношение яркости белого и черного цвета на дисплее, и для ЖК-телевизоров это довольно фиксированная величина. Разновидности ЖК-матриц IPS достигают контрастности около 1000:1, разновидности ЖК-матриц *VA — что-то в пределах от 1500:1 до 5000:1.
Производители телевизоров быстро поняли эти ограничения и однажды затеяли «гонку вооружений», в результате которой указывать честный коэффициент на уровне 1000:1 оказалось попросту несолидно. К тому же, нужно было как-то искусственно разграничивать младшие, средние и топовые модели по характеристикам, включая пресловутую контрастность. Вот тут-то и придумали сначала указывать «нечестный» динамический коэффициент, а потом и вовсе брать цифры с потолка.
Поистине, нет предела совершенству: заявленная контрастность 150000000:1
Так мы получили ЖК-телевизоры известных марок, у которых в спецификации беззастенчиво указаны цифры наподобие »100000:1»,»1500000:1» и так далее. Все зависит лишь от фантазии и совести маркетологов –, а тут, как известно, нет предела. На моей памяти этот сомнительный аукцион закончился телевизорами марки Philips серии 9707, у которых однажды был указан коэффициент контрастности величиной 150000000:1. Почему именно столько? Ведь для нулей оставалось еще достаточно места.
Сто пятьдесят миллионов к одному, Карл! Я не знаю ни одного датчика, который мог бы надежно измерить такой диапазон, если бы он действительно существовал.
Вся ирония заключается в том, что телевизор сам по себе был хороший и заслужил рекомендаций в обзоре. Не было никакой нужды указывать такие заоблачные цифры, чтобы как-то подчеркнуть его преимущества. Возможно, на это пришлось пойти, потому что у прошлой модели уже была указана скромная величина 50000000:1, и дороги назад уже не было.
Ожидание: телевизор из будущего, который по яркости соперничает с Солнцем, а по глубине черного — с черной дырой.
Реальность: вы получаете обычный (но совсем не плохой) ЖК-телевизор со статическим коэффициентом контрастности от 1000:1 до 5000:1. Такой же, как и несколько лет назад.
Частота развертки
Когда дело доходит до частоты обновления картинки, мозг маркетолога начинает работать на удвоенной утроенной частоте. В магазине мы можем встретить в описании телевизоров частоты 50, 100, 200 Гц. А где-то будет уже 1000 Гц и выше. Потребител, конечно, делает очевидный выбор — нужно купить именно ту модель, у которой указано больше «герц». Ведь она просто обязана быть лучше? Не все так просто.
Так выглядит нехитрый подсчет «герц», где есть простор для фантазии, чтобы накинуть тысячу-другую
На самом деле, нынешние ЖК-матрицы физически работают на частоте от 50/60 Гц до 200/240 Гц (кратно частоте сигнала). Вся остальная прибавка берется из параметров сканирующей подсветки и обработки по каким-то вымышленным и не особо нужным коэффициентам. Тут маркетинг становится самым надежным генератором случайных чисел.
Телевизор с большим количеством условных «герц» совсем необязательно показывает что-то лучше. Единственное назначение этой сомнительной цифры — подчеркнуть на бумаге разницу между младшими и старшими моделями в линейке одного производителя.
Ожидание: супер-четкая картинка и идеальная передача движения, ведь технология »100500 Hz SuperMotion Turbo» — это вам не шутки!
Реальность: вы переплачиваете за шильдик на телевизоре, который, весьма вероятно, работает на одинаковой частоте с соседними моделями. Или на кратной частоте, но все равно без особых принципиальных отличий.
Широкий цветовой охват
Несколько лет назад, примерно в 2007 году, производители телевизоров ударились в эксперименты и показали много моделей, чья исходная палитра существенно превышала существующие стандарты. Рубиновый красный, изумрудный зеленый — трудно было устоять перед такой сумасшедшей насыщенностью. Производителям быстро объяснили, что это ведет лишь к нездоровым искажениям цветопередачи, и модели с пометкой «Wide Color Gamut» исчезли с полок… Но только, чтобы вернуться вновь.
Цитата из обзора Samsung UE65JS9500: «в исходной широкой палитре на экране творится неоновая вакханалия»
Квантовые точки — слышали про такое? С тех пор, как компания Sony возродила Triluminos в 2013 году, каждый уважающий себя производитель ударился в это новшество. Специальный материал в подсветке ЖК-телевизора поднимает насыщенность цветов на небывалый уровень. Хотя, какое же оно новшество, если все это мы уже проходили? Вся загвоздка в том, что весь потребительский контент рассчитан на гораздо более скромную палитру Rec. 709. И прибавляя к ней дополнительные 30% цветов, телевизору ничего не остается, как «придумать» их, либо исказить оригинал. Теория информации как бы намекает, что недостающую часть палитры взять неоткуда.
Вам нужен телевизор, который отчаянно «придумывает» 30% палитры или заведомо искажает цвета? Маркетологи считают, что да.
Конечно, вы возразите, что есть широкие цветовые охваты DCI-P3 и Rec. 2020, но первый доберется до потребительского контента в лучшем случае через годы, а второй и вовсе приняли «на перспективу» к 2020-му году. Ваша техника рискует устареть десять раз, пока у вас будет большой выбор контента в DCI-P3 и Rec. 2020.
Ожидание: «безупречная цветопередача», «цвета лучше реальности», «у остальных брендов такого не было и не будет». Я ничего не забыл?
Реальность: перенасыщенное и «искусственное» изображение, порой с кислотными оттенками и неоновым свечением. Вы не можете узнать свое лицо на фотографии, потому что выглядите, будто пролежали в солярии месяц и сфотографировались на Пандоре из «Аватара».
HDMI-кабели новой версии
Кучка витых пар, известная как HDMI-кабель — настоящая золотая жила для любителей быстро заработать. За последние годы интерфейс HDMI менялся не раз, и с каждой новой версией возникает насущный вопрос:, а что делать с кабелем? Оставить старый или купить новый? Ведь их огромное количество, а разброс цен бывает от 100 рублей до бесконечности. Потребитель видит на упаковке маркировку «годится для 3D», «годится для 4K», «годится для 100500 Гц» и выбирает более дорогой кабель. Отчасти, он прав: откровенную дешевку, где вилка разваливается на глазах, брать не нужно. Но кое в чем его все-таки подловили.
Самое ценное на этой картинке — маркировка «HDMI High Speed»
На самом деле, версии HDMI (1.3, 1.4, 2.0 и т.д.) относятся именно к интерфейсу, то есть, к начинке вашего оборудования. Для самих же кабелей HDMI предусмотрено всего две маркировки: «Standard Speed» и «High Speed». Первая действительно может испытывать трудности при передаче большого потока данных (высокое разрешение, многоканальный звук и т.п.), а вот вторая уже годится сразу для всех фич, включая 4K.
На официальном сайте HDMI сказано: «для использования всех функций HDMI 2.0, включая передачу сигнала 4K@50/60 Гц (2160p), можно применять существующие HDMI-кабели с маркировкой High Speed». Другими словами, менять сам кабель не нужно.
Кабели, сертифицированные как High Speed, можно найти на каждом шагу, да и цены на них совершенно не кусаются. Это единственное, что вам стоит знать, если вы не собираетесь покупать длиннющий кабель на 15 метров, где имеет смысл доплатить и позаботиться о хорошем экранировании.
Ожидание: у меня новенький телевизор с HDMI 2.0, мне нужно срочно поменять старый кабель на что-нибудь посолиднее, ведь он ничего не поддерживает!
Реальность: все и так заработает. Версия протокола относится к HDMI-оборудованию, а не к кабелю.
Элитные HDMI-кабели
Отдельного слова заслуживают так называемые «элитные» HDMI-кабели, которые, по версии некоторых изданий, дают «более четкую картинку и широкую звуковую сцену» и всячески «меняют жизнь к лучшему». На практике большинство проблем с изображением и звуком связано с неправильными настройками. Поверьте, если проблема именно в некачественном HDMI-кабеле — это будет сложно не заметить, потому что изображение будет серьезно сбиваться, «глючить» очевидными артефактами или вовсе пропадет. Никаких тонких материй, наподобие потери «натуральности изображения» и «прозрачности звука», там не будет.
Monster Cable указывают частоту сигнала 200/400 Гц, которая не входит в стандарт HDMI, зато звучит солидно
Следовательно, можно смело покупать HDMI-кабели приземленных брендов, следя за маркировкой «High Speed». Конечно, не нужно чрезмерно экономить и покупать самые дешевые кабели в мире, спаянные твердыми руками дедушки Ляо, но любой внушающий доверие кабель, произведенный промышленным способом, волне сойдет. Не секрет, что многие известные бренды заказывают OEM-кабели HDMI на одних и тех же фабриках в Китае, и никто особо не жалуется на их качество.
С элитным HDMI-кабелем вы не получите ничего нового, кроме красочной упаковки и броского дизайна, за счет чего он выглядит «круче» и вызывает у людей устойчивый эффект плацебо. Порой даже у профессионалов.
Ожидание: куплю HDMI-кабель покруче и подороже — значит, получу более качественную картинку и звук.
Реальность: у вас кабель от знаменитейшей компании, чье название нужно произносить с придыханием. Вы не можете вспомнить, какой именно, но там было что-то про монстров, кеды или квест. Вот только качество изображения и звука от него не поменялось, а возможные проблемы можно было решить правильными настройками оборудования.
Заключение
Вывод напрашивается один: потребители любят большие цифры и легко на них ведутся — маркетологи с радостью их дают. Больше ядер, больше герц, больше всего остального. Это будет длиться вечно, пока жива потребительская электроника, ведь против человеческой психологии не попрешь. Мы привели лишь некоторые из примеров, когда реальность не соответствует ожиданиям, но на самом деле их могло быть гораздо, гораздо больше.
Пишите в комментариях, какие маркетинговые уловки вы считаете самыми вопиющими?
Михаил Кузнецов, mikhail.kuznetsov@corp.mail.ru
Полный текст статьи читайте на HI-TECH@Mail.Ru