Виктор Силкин, «Супервэйв Групп»: Бережное отношение к ресурсам становится хорошим тоном
С 1 сентября в России вводятся новые правила утилизации отходов электронного и электрического оборудования — теперь глубина утилизации электроники должна составлять не менее 85%, а к компаниям-утилизаторам предъявляются повышенные требования. Очевидно, что списать технику, вышедшую из обращения, станет еще сложнее и дороже. Также компании продолжают испытывать сложности с закупкой нового оборудования иностранных вендоров. О том, что можно сделать с «зависшей» техникой, чем зарубежный рынок рефербишмента (восстановление оборудования) отличается от российского и сколько процентов списанной техники подлежат восстановлению, рассказал Виктор Силкин, генеральный директор компании «Супервэйв Групп».
CNews: Насколько сегодня, по вашей оценке, среди российских компаний в сегменте B2B востребованы услуги восстановления б/у оборудования (компьютерная и оргтехника, телеком оборудование)?
Виктор Силкин: На самом деле в отдельных B2B-сегментах российского рынка растет спрос даже не столько на сам рефербишмент, сколько на решение проблем с «зависшим» оборудованием. Как правило в крупных компаниях различная техника выводится из обращения, однако далеко не всегда это означает, что она непригодна к использованию или морально устарела. Причины списания оборудования могут быть самыми разными — например, плановое обновление парка техники или новые задачи, требующие самых современных моделей (как с точки зрения «железа», так и софта). Утилизация большого количества техники требует больших затрат, поэтому востребованными становятся услуги интегратора, который работает со списанным оборудованием. После восстановления его можно использовать в других подразделениях компании, или продать. Последнее становится особенно актуальным, учитывая текущую ситуацию с санкциями, параллельным импортом и уходом многих поставщиков с российского рынка. Это касается как компьютерной и оргтехники, так и телеком оборудования.
CNews: Рост спроса на такие услуги связан исключительно с практичными соображениями, когда крупные компании, ранее без проблем приобретавшие новую технику, сегодня сталкиваются с трудностями при закупках оборудования?
Виктор Силкин: Дело не только в сложностях с приобретением нового оборудования или в трудностях организации параллельного импорта. По нашим наблюдениям бережное отношение к ресурсам, как с точки зрения экологической и социальной ответственности, так и с точки зрения экономии, особенно в крупных компаниях, становится правилом хорошего тона. Конечно, еще встречается мнение, будто восстановленная техника — это «второй сорт», но таких клиентов становится меньше. Если вы, к примеру, берете машину бизнес или премиум-класса на прокат, то вы же не считаете ее второсортной, хотя понимаете, что у нее не нулевой пробег. Все, что требуется от этого автомобиля — чистый салон и исправное оборудование. Тоже самое и с восстановленной техникой: ни с точки зрения внешнего вида, ни с точки зрения надежности разницы для клиента нет. Эта техника отличается от новой только тем, что прошла процедуру рефербишмента.
CNews: Если растет спрос, соответственно, должно расти и предложение? Можно ли говорить о возрастающей конкуренции в вашем сегменте рынка услуг?
Виктор Силкин: Наша компания зашла на этот рынок довольно давно, 8 лет назад, поэтому нам уже хватает опыта, чтобы выдерживать конкуренцию. Однако пока мы не видим каких-либо существенных попыток занять эту узкую нишу. Дело в том, что рефербишмент — это технологически сложный процесс и для того, чтобы поставить его «на поток», требуются большие вложения, связанные с оборудованием, расходными материалами, обучением персонала и разработкой собственных «дорожных карт» по восстановлению наиболее востребованных моделей. Это не «коробочный», а, скорее, «штучный» бизнес.
CNews: Какие операции в рамках восстановления б/у техники, в зависимости от типа оборудования, встречаются наиболее часто?
Виктор Силкин: С учетом того, что мы работаем только с действующей техникой, которая не выработала свой ресурс, зачастую операции касаются восстановления внешнего вида: очистка и восстановление корпуса, замена старых механических деталей; возможно обновление и других отдельных компонентов. Когда речь идет о ноутбуках и ПК, самым насущным запросом является модернизация памяти и других компонентов, влияющих на производительность машины. Обычно рефербишмент не подразумевает починку электронной составляющей.
CNews: Пользователи давно заметили тенденцию: многие модели бытовой техники или электроники теперь выходят из строя раньше, чем 5–10 лет назад. Характерно ли это для производителей оргтехники, компьютеров и телеком оборудования и насколько выигрывает от этого рынок услуг по восстановлению техники?
Виктор Силкин: Любой производитель всегда старается делать максимально надежное оборудование, иначе он не сможет конкурировать в своем сегменте. Но сокращение издержек давно стало мировым трендом. Со своей стороны мы также отмечаем, что в производстве моделей самого разного оборудования сейчас используется менее качественный пластик, или та же электроника. Попытка удешевить производство неизбежно приводит к тому, что целые модельные ряды быстрее вырабатывает свой ресурс. При этом практика показывает, что 80–90% такого оборудования можно использовать или продавать после восстановления. На наш взгляд такой подход сочетает в себе и бережное отношение к ресурсам, и экономическую выгоду. Однако такой тренд как сокращение издержек производителей техники напрямую не влияет на российский рынок рефербишмента — во многом рациональное обращение с оборудованием зависит от компании, которая им владеет. Просто текущая ситуация, когда появились сложности с закупкой новых моделей, стала еще одним поводом обратить внимание на возможность работать с восстановленной техникой.
CNews: Насколько сильно российский рынок и технологии рефербишмента отличаются от зарубежных?
Виктор Силкин: На самом деле различия очень большие. Удивительно, но практически нигде в мире эта услуга не получила широкого распространения. Частично этим направлением занимаются в Польше, в США, но там применяются более простые с технологической точки зрения процедуры по восстановлению. При этом, если наш рынок ориентируется на потребителя (компании, владеющие техникой, подлежащей рефербишменту), то западный рынок — на производителей оборудования. В США рефербишмент частично востребован среди компаний, производящих ограниченный модельный ряд, например, камеры наблюдений. Как правило, такие игроки также продают эту технику после восстановления, но это, обычно, единичные случаи. В отличие от западных стран, у нас это поставлено на поток, а модельный ряд техники, которую могут восстановить наши специалисты, намного шире.
CNews: Как будет развиваться рынок рефербишмента в России в ближайшие годы? Стоит ли ожидать роста, или, наоборот, падения спроса на эту услугу?
Виктор Силкин: Этот рынок только начинает развиваться, но «войти» в него достаточно сложно. Во-первых, необходимы большие вложения и наработанные компетенции. Во-вторых, пока целевая аудитория таких услуг достаточно ограничена. Например, если работой с вышедшим из обращения оборудованием интересуются операторы связи или банки, то в ритейле такие схемы сейчас не работают: обычно крупные сети, если внешний вид техники по каким-то причинам не товарный, просто делают существенные скидки, а неисправное на уровне электроники оборудование утилизируется. Поэтому в ближайшие годы можно ожидать небольшого роста рынка — 10–20%. Как мы уже отмечали, этому будет способствовать и текущая ситуация с закупками нового оборудования, и тренд на рациональное обращение с ресурсами.
Полный текст статьи читайте на CNews