Великое усреднение смартфонов
На правах рекламы На каждом бурно развивающемся рынке однажды наступает такой момент, когда создание нового продукта из блестящей победы инженеров над очередными трудностями, подкинутыми природой, превращается в рутинный процесс, в котором заранее известны все условия — конструкторам остается только правильно расставить коэффициенты в уравнении. Разумеется, эта задача тоже не обязательно простая — кому-то удается, кому-то нет — но, по крайней мере, ее выполнение уже не требует титанических усилий лучших умов планеты и участия экономик целых стран.
Примерно в середине прошлого века это произошло с автомобилями. На стыке веков та же участь постигла компьютерный рынок, рынок сотовых телефонов, телевизоров и так далее.
Почему так происходит? Любой бизнес, рассчитанный на производство массовой продукции, стремится к максимальной оптимизации всех процессов и — через это — к максимальной же унификации всего, что унификации поддается. Все велосипеды уже многие десятки лет имеют примерно одинаковую форму и строятся на основе одинаковых комплектующих, изобретать что-то новое здесь, конечно, можно —, но почти бессмысленно. В разработке смартфонов этот момент уже наступил, хотя не все еще его заметили.
Теми тремя китами унификации, на которых покоится рынок смартфонов в данный момент, стали следующие. Во-первых, унификация стандартов связи. Здесь все по-прежнему не так просто и приятно, как хотелось бы. Но, по крайней мере, от былой путаницы с чисто национальными стандартами — в Японии свой, в Европе свой, в США свой — не осталось и следа. Ситуация, в которой вы приезжаете в страну, а ваш телефон не работает вообще — уже практически невозможна.
Второй кит — унификация архитектуры центрального элемента умных телефонов — процессора. Несмотря на то, что производством конечных чипов занимается достаточно много компаний, в основе всегда лежит одно и то же: архитектура британской компании ARM, которая занимается исключительно разработкой, но под собственным брендом процессоры не производит. Некоторые чипмейкеры предпочитают дорабатывать архитектуру самостоятельно, некоторые используют оригинальный дизайн ARM. Первый подход, как правило, позволяет получить на выходе более совершенный, но и значительно более дорогой продукт. Второй — оправдан в том случае, когда требуется создать недорогой чип для сравнительно недорогих же смартфонов.
Архитектура ARM Cortex-A7 — настоящий хит последних нескольких сезонов. Процессоры на основе данной архитектуры производят все крупнейшие чипмейкеры — Qualcomm, MediaTek, Samsung и так далее
Наконец, третий кит, самый молодой — унификация программного обеспечения. Раньше каждому производителю приходилось разрабатывать софт для своих аппаратов самостоятельно или вступать в какие-то альянсы с конкурентами для создания общей программной платформы. Теперь такой необходимости нет: все уже сделано компанией Google. А что еще не сделано — то появится в новых версиях.
Надо заметить, что процесс унификации сравнительно недавно зашел еще глубже. Раньше производителям смартфонов приходилось самостоятельно проектировать материнские платы, оптимизировать расположение антенн, заниматься доработкой прошивки под конкретные компоненты. Но теперь задача R&D отделов существенно упростилась: вместо горсти разрозненных чипов теперь можно приобрести у производителя сразу готовую платформу. Собственно, именно такой подход и является причиной огромной популярности продукции MediaTek.
Причем в комплекте поставляется не только «железо», но и «софт»: тонкой оптимизацией операционной системы для конечного смартфона с учетом использованного набора чипов и конкретного региона использования (то есть отдельных стандартов связи) занимаются программисты разработчика платформы.
Следствие из этого очень простое: современному производителю умных телефонов не нужно заниматься кучей вещей, на которые приходилось тратить массу усилий и ресурсов первопроходцам. Соответственно, конечный производитель может сосредоточиться на других вещах: создании дизайна, тщательном подборе материалов и тех компонентов, которые в платформу не входят (например, дисплеев и аккумуляторов), оптимизации непосредственно производства, продвижении бренда, развитии канала продаж и так далее.
«Чтобы получить действительно производительное и приятное в использовании устройство недостаточно просто поставить в него мощную начинку. В MediaTek мы постоянно поддерживаем связь с заказчиками и помогаем им сделать итоговый продукт цельным — совместно пишем софт, даем рекомендации по подбору отдельных компонентов и подходящих режимов работы процессора. Мы тратим на это огромные ресурсы, но результатом является то, что все больше производителей и конечных потребителей отдают предпочтение нашим решениям» — комментирует Зигмунд Рэддл, вице-президент по корпоративному маркетингу MediaTek в Европе.
Даже для сравнительно крупных игроков экономия оказывается весьма существенной. По словам операционного директора TCL (этой компании сейчас принадлежит бренд Alcatel), Ванга ДзяньВанга, «В целом, помощь MediaTek и ее платформенный подход позволяет нам достичь удвоения темпа разработки новых продуктов». Следует понимать, что когда речь идет о разработке, формула «время = деньги» верна на все 146%.
Одним словом, «входной билет» на рынок благодаря унификации стал стоить несопоставимо дешевле, чем это было раньше. Во многом именно в этом и состоит «большой китайский секрет» взрывного роста количества производителей и разнообразия модельных рядов смартфонов. Стоит отметить, что унификация идет на пользу не только разнообразию и цене —, но еще и качеству. Ведь самая ответственная часть смартфона — платформа — разрабатывается квалифицированными сотрудниками R&D отдела чипмейкера, а не умельцами в подвалах Шенчженя, как это было в ту пору, когда все мы смеялись над телефонами Nokla с пятью сим-картами, телевизором и встроенным джакузи.
Что касается производительности, за которую, собственно, и отвечает в первую очередь центральный процессор, то этап, на котором ощущалась ее нехватка, уже достаточно давно пройден. Бюджетные смартфоны нынче уже не тормозят. Нынешний середнячки «просто быстрые», нынешние флагманы — «очень быстрые» или «супер быстрые». По сути, вся разница состоит лишь в разрешении дисплея —, но любой актуальной платформе той же MediaTek вполне хватает производительности на комфортное HD, а самые свежие отлично «обслуживают» и Full HD. Поднимать разрешение выше уже нет смысла — при нормальных для смартфонов диагоналях Full HD хватает с головой, да и HD совсем не оскорбляет глаз.
Что же в итоге? В итоге разница между смартфонами средней ценовой категории и дорогущими флагманами чем дальше, тем быстрее перестает быть ощутимой. Радует, что производители процессоров, в частности — MediaTek, отчетливо улавливают этот тренд. В ходе последних публичных выступлений топ-менеджеры компании неоднократно говорили, что их приоритетом является «продвинутый» средний сегмент, в терминологии бренда — «super mid market». Так что не за горами будущее, в котором границы между смартфонами разных классов окончательно сотрутся — останется лишь выбирать более или менее престижный бренд и дизайн.
На правах рекламы
Материалы по теме
Полный текст статьи читайте на 3DNews