USB-микрофон Thermaltake GS50 RGB: хороший звук для любого контента

Одна из самых больших сложностей для стримеров и авторов подкастов — это организация записи голоса: профессиональные решения дорого стоят и требуют вдумчивой настройки, а всяческие ориентированные на конференц-звонки продукты не дают нужного уровня качества. В ответ на этот запрос многие производители уже очень давно выпускают микрофоны со встроенным аудиоинтерфейсом, замечательно справляющиеся с передачей голоса, но при этом легко подключающиеся посредством USB и простые в использовании.

Всем они были хороши, кроме одного — универсальности. В основном, речь шла о микрофонах с кардиоидной направленностью, которая прекрасно подходит для записи и трансляции голоса одного человека. Но что если нужно записать подкаст с двумя собеседниками, разговор нескольких людей или какой-нибудь ASMR-ролик? Там требуются другие диаграммы направленности, так что придется менять микрофон либо искать тот, который поддерживает сразу несколько. Вот об одном из таких сегодня и поговорим.

Thermaltake GS50 RGB оснащен сразу тремя конденсаторными капсюлями и поддерживает четыре основных варианта диаграмм направленности. Также он оборудован собственным аудиоинтерфейсом, позволяющим писать звук в формате до 24 бит/96 кГц. Подключается микрофон посредством USB, может работать не только с ПК под управлением Windows и macOS, но и с Sony PlayStation версий 4 и 5. И поскольку одно из предназначений этого решения — игровой стриминг, разработчики не забыли про эффектную RGB-подсветку.

Технические характеристики

Капсюль 3 конденсаторных ∅9,7 мм
Диаграмма направленности двунаправленная, круговая, кардиоидная, стерео
Заявленный диапазон частот 20 Гц — 20 кГц
Чувствительность −40 дБ (1 В/Па при 1 кГц)
Импеданс 32Ω
Максимальный уровень звукового давления 110 дБ
Отношение сигнал/шум 100 дБ (A-weighted)
КНИ < 3% (max SPL)
Разрядность 16/24 бит
Частота дискретизации 44,1/48/96 кГц
Подключение USB
миниджек 3,5 мм для мониторинга
Размеры 185×83×45 мм
Масса 340 г
Рекомендованная цена ≈11 000 ₽

Упаковка и комплектация

Поставляется Thermaltake GS50 RGB в черной картонной коробке, на которую нанесены его изображения и краткие характеристики. Внутри само устройство и прочие элементы комплектации надежно удерживаются с помощью ложементов из пенистого материала и картона.

В комплект поставки входят микрофон с настольной стойкой, кабель для подключения, документация, а также переходник с резьбы ⅜ на ⅝ дюйма для держателя.

Переходник металлический, выглядит надежным. Черное покрытие со временем наверняка сотрется, но изначально смотрится очень приятно.

Со своей задачей он справляется отлично, в крепление на микрофоне вкручивается плотно и без лишних усилий.

Кабель USB-A — USB-C имеет достаточную для комфортного использования длину 2 метра. Если она окажется избыточна, лишнее можно свернуть и закрепить силиконовым хомутом. Разъем USB Type C угловой, что делает подключение чуть удобнее, а главное — не задевает комплектную стойку при наклоне микрофона.

Дизайн и конструкция

Микрофон выполнен в довольно строгом дизайне, который становится намного более эффектным после включения подсветки. Комплектную стойку можно демонтировать, выкрутив два винта по бокам. Поверхность корпуса матовая, она устойчива к появлению загрязнений и легко очищается.

Спереди и сзади установлены поворотные регуляторы, на передней панели также имеются три светодиодных индикатора. Про назначение всех элементов управления мы подробно поговорим в соответствующей главе.

По бокам размещены крепления для комплектной стойки, оборудованные винтами с пластиковыми головками, позволяющими легко закручивать и выкручивать их без инструмента.

Микрофон может вращаться на оси крепления в широких пределах — ограничениями служат лишь торцы корпуса и частично — подключенный кабель.

На верхнюю панель нанесен логотип производителя, на дне размещены разъемы для подключения и резьбовое крепление для стойки.

На дне комплектной стойки находится резиновая накладка, обеспечивающая надежное размещение на горизонтальной поверхности и поглощающая малую часть нежелательных вибраций.

Корпус выполнен из металла, капсюли размещены за перфорацией на верхней его части, оборудованной несъемной внутренней ветрозащитой. Всего капсюля три, сигнал от них суммируется или вычитается, что позволяет формировать разные паттерны направленности. С двух сторон за решеткой находится RGB-подсветка, которая может прийтись по вкусу авторам игрового контента — на видео в полутьме она смотрится еще эффектнее, чем на фото.

Подсветка поддерживает 16,8 млн цветов, есть варианты динамической смены режимов свечения. Потенциально настройка может осуществляться с помощью приложения TT iTake Engine, но на момент тестирования эта возможность еще не была реализована.

Подключение и настройка

Перед подключением стоит немного задуматься о том, как будет размещаться микрофон. Для базовых задач его вполне можно оставить на «родной» подставке — в таком виде он прекрасно справится с общением в мессенджерах, например. При этом все удары по столу, звуки печати на клавиатуре и прочие вибрации будут передаваться на микрофон через стойку, резиновая прокладка на которой может поглотить лишь незначительную их часть.

Вариант для стримеров, подкастеров и прочих людей, серьезно относящихся к качеству записываемого голоса — конечно, стойка-пантограф. Необходимое крепление у Thermaltake GS50 RGB имеется, переходник под резьбу ⅝ дюйма есть в комплекте — стоит всем этим воспользоваться. А если добавить еще и антивибрационное крепление (оно же «паук» или Shock Mount) — будет совсем хорошо.

Подключение осуществляется с помощью USB-кабеля, первичная настройка происходит стандартным для выбранной ОС образом. Напомним, что Thermaltake GS50 RGB работает с устройствами под управлением Windows и macOS, а также Sony PlayStation версий 4 и 5. К разъему миниджек можно подключить наушники для мониторинга записи или стрима.

При подключении к ПК Thermaltake GS50 автоматически определяется как сразу два устройства. Во-первых, конечно, микрофон с поддержкой режимов вплоть до 24 бит/96 кГц. Его мы можем выбрать в качестве источника звука в мессенджере, программе для стриминга или DAW.

Во-вторых, Thermaltake GS50 работает как устройство вывода звука в режимах до 16 бит/48 кГц, позволяющее организовать мониторинг с помощью наушников, подключенных к разъему миниджек на нижней панели. При этом звук с микрофона можно направлять напрямую в наушники, минуя системные настройки — для этого предусмотрен отдельный регулятор.

Управление и эксплуатация

Управление микрофоном в основном осуществляется с помощью поворотного регулятора с возможностью нажатия на передней панели. Его длинное нажатие (более одной секунды) переключает режимы работы, при этом активный отображается с помощью трех небольших светодиодных индикаторов сверху.

Вращается регулятор мягко и с минимальным усилием, нажимается с ощутимым кликом. В разных режимах он изменяет разные параметры:

  • в режиме управления наушниками короткое нажатие отключает звук, а вращение регулирует громкость наушников
  • в режиме управления микрофоном короткое нажатие отключает микрофон, а вращение регулирует громкость микрофона
  • в режиме управления балансом (мониторингом) короткое нажатие отключает микрофон, а вращение изменяет баланс громкости в наушниках между звуком от микрофона и тем, что поступает с ПК или другого источника на встроенный аудиоинтерфейс устройства

Кольцевой 11-сегментный индикатор вокруг ручки регулятора показывает громкость в первых двух режимах, в третьем демонстрирует выставленный баланс. При отключении наушников или микрофона светодиоды начинают мигать.

Четырехпозиционный поворотный переключатель на задней панели помогает выбрать одну из предлагаемых диаграмм направленности микрофона.

Все варианты обозначены понятными и широко используемыми значками, но на всякий случай в инструкции есть расшифровка с более информативными мини-схемами.

Каждая из диаграмм направленности рекомендуется для своего сценария использования.

  • Кардиоидная — для подкастов и стриминга с одним говорящим
  • Стерео — для записи вокала, речи и инструментов, когда необходимо создать стереопанораму
  • Двунаправленная — для записи интервью в формате «лицом к лицу», когда собеседники сидят друг напротив друга
  • Всенаправленная — для подкастов с большим количеством участников, конференц-звонков и так далее

Управлять микрофоном с помощью регуляторов, но тут есть важный нюанс — звуки прикосновения к корпусу, трения и так далее могут быть слышны на записи. Попробуем покрутить регулятор и посмотреть, насколько незаметно это удастся сделать во время стрима или записи. Предварительно запишем пару слов, чтобы иметь возможность сравнивать громкость. Видно, что шум появляется, но в целом его уровень не критичен — можно «замаскировать» лишние звуки голосом. Главное — не менять настройки в полной тишине. А вот щелчки регулятора и переключателя диаграмм направленности, конечно же, будут очень хорошо слышны. К счастью, пользоваться ими во время эфира особой необходимости и нет.

Пример записи: вращение регулятора

Большинство пользователей предпочитает «рулить» микрофонами и другим звуком записи или стрима с помощью ПК — это и удобнее, и нагляднее, и делается без лишнего шума. В перспективе Thermaltake GS50 будет поддерживать управление через ПО производителя под названием iTake Engine — поддержка заявлена, но пока не реализована. При этом для управления непосредственно звуком есть немало мощных программных продуктов — к примеру, широко известный виртуальный микшер Voicemeeter, где можно комфортно и эффективно управлять звуком из игры, аудиоплеера, микрофона и других источников, а заодно — организовать удобный мониторинг. С ним Thermaltake GS50 прекрасно работает и как источник, и как устройство воспроизведения для мониторной линии.

Свои средства для микширования есть и в OBS Studio, и в других приложениях для записи и стриминга. При этом управлять микшерами можно с внешних MIDI-консолей… Но это мы что-то уже размечтались. По факту от iTake Engine мы в основном ждем возможности управлять подсветкой, в том числе — выключать ее. Вот без последней возможности, признаться, особенно грустно — жаль, что подсветка не выключается какой-нибудь клавишей на корпусе устройства, например.

Звук и измерения АЧХ

Посмотрим, как микрофон поведет себя во время эксплуатации. Для измерения АЧХ микрофонов мы используем специально подготовленное помещение и мониторную акустическую систему, воспроизводящую свип-тон. Естественно, что АЧХ колонок далеко не равномерна, потому мы предварительно получаем ее график с помощью калиброванного измерительного микрофона. Далее полученные данные используются для построения корректирующего профиля, призванного скомпенсировать особенности акустики. После этого сигнал записывается с помощью героя тестирования, занимающего то же положение, что и измерительный микрофон ранее. Полученный график корректируется с помощью созданного профиля, и на выходе у нас остается собственная АЧХ тестируемого микрофона.

В данном случае мы имеем довольно «ровный» график, позволяющий рассчитывать на полновесное и разборчивое звучание голоса. НЧ-диапазон чуть уведен назад, что в целом разумно — именно там обычно находятся всяческие нежелательные звуки: гул кондиционеров и моторов автомобилей за окном, например. Небольшой акцент на верхней середине потенциально может дать нам чуть большую разборчивость. В верхних частотах микрофон чувствует себя не очень уверенно, что вряд ли окажет влияние на запись разговоров, а вот при записи вокала или музыкальных инструментов может быть очень не к месту — для этого все же лучше использовать профессиональные решения классом повыше.

Испытаем Thermaltake GS50 RGB в деле. Для начала активируем классическую кардиоидную диаграмму направленности и просто зачитаем небольшой кусочек текста, расположив голову говорящего по нормали к передней поверхности микрофона на расстоянии около 30 см.

Пример записи на микрофон (кардиоидная диаграмма, говорящий в 30 см)

Голос звучит разборчиво и полновесно, все интонации переданы отлично — микрофон сразу показал себя с лучшей стороны. Возможно, чуть резковато подаются сибилянты, но это буквально в пару кликов исправляется при обработке записи в любом редакторе.

Далее попробуем сесть чуть подальше — на расстоянии около метра, а также включим круговую диаграмму направленности, которая потенциально может заставить «зазвучать» помещение. Заодно будем немного перемещаться в разные стороны, чтобы понять, насколько корректно будет вестись запись нескольких говорящих.

Пример записи на микрофон (всенаправленная диаграмма, говорящий в 1 м)

Несмотря на то, что запись проводилась в акустически подготовленном помещении, на ней появилась ощутимая дополнительная реверберация, при этом он практически не потерял читаемости. Кроме того, совершенно незаметно, что говорящий перемещался во время записи, так что со своей задачей в данном случае микрофон справился. Но для записи одного человека все же стоит выбирать старую добрую кардиоиду.

Далее у нас идет двунаправленная диаграмма, предназначенная для записи интервью в формате «лицом к лицу». Теоретически микрофон должен писать все, что происходит перед и за ним, а происходящее по бокам — игнорировать. Это мы и проверим. Запишем еще один отрывок, размещая говорящего перед микрофоном, сбоку от него, за ним и снова сбоку.

Пример записи на микрофон (двунаправленная диаграмма, говорящий в 1 м)

А вот тут результат получился спорный. Разница есть, но вряд ли ее можно назвать значимой — есть ощущение, что проще писать интервью, используя всенаправленную диаграмму — от лишней реверберации все равно не избавиться, так хотя бы не нужно будет следить за положением говорящих. Ну, а лучший вариант, естественно — использовать отдельные микрофоны для каждого из участников, так запись явно будет намного лучше.

Ну и, наконец, Thermaltake GS50 RGB может выступать в качестве стереомикрофона. Попробуем включить этот режим и перемещать говорящего вправо-влево по ходу записи.

Пример записи на микрофон (стерео, говорящий в 70 см)

Голос довольно заметно перемещается из канала в канал — стереоэффект создается. Возможно, он не так ярко выражен, как при применении полноценных бинауральных микрофонов, но все-таки он есть. А раз так, попробуем записать что-то помимо голоса — раз уж мы в самом начале заговорили про универсальность Thermaltake GS50 RGB и ASMR. Возьмем лист бумаги, будем резать его ножницами и рвать, помещая перед микрофоном и по разные стороны от него.

Пример записи на микрофон (стерео, лист бумаги в 50 см)

Звук получился сравнительно естественный, нужная атмосфера создается, стереоэффект присутствует — любителям жанра может и понравиться, такой сценарий использования Thermaltake GS50 RGB тоже возможен.

Итоги

Микрофон Thermaltake GS50 RGB показал себя как действительно универсальное устройство, пригодное для стриминга, подкастинга, записи интервью и прочих задач, которые стоят перед авторами разнообразного контента. В первую очередь, конечно, делается это за счет основной его «фишки» — возможности смены диаграммы направленности. Микрофон обеспечивает достойное качество записи, корректно взаимодействует с различными устройствами и ПО, дает возможность удобного мониторинга происходящего.

В качестве интересной опции можно рассматривать и RGB-подсветку, которая сделает более ярким и эффектным производимый видеоконтент. Но здесь мы очень ждем реализации управления через фирменное ПО, которое позволит настраивать ее, а также полностью отключать. А заодно — и изменять прочие параметры работы, не прикасаясь лишний раз к органам управления на корпусе. В остальном же устройство получилось очень интересным, особенно с учетом заявленной стоимости на старте продаж в России — около 11 тысяч рублей. Цену сложно назвать низкой, но с учетом качества и возможности переключения диаграмм направленности, конкурентов у Thermaltake GS50 RGB не так уж много.

Полный текст статьи читайте на iXBT