Умер ли рынок разработки сайтов?

uploadbikc9vkrzk.png

Степан Корнев из Интаро поделился своими наблюдениями о метаморфозах отрасли

Три года назад был очень мрачный прогноз для рынка веб-разработки от Михаила Токовинина. Михаил утверждал, что разработка сайтов умирает, как умирал видеопрокат. Сейчас в 2018 я продолжаю брать фильмы в аренду, только не в ларьке, а в iTunes и Ivi. Да, формат сильно изменился, но рынок не умер. Все то же самое происходит сейчас и в сайтостроении.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Tilda, Wix, inSales, Битрикс24 и куча прочих конструкторов — все они позволяют без особых заморочек создать сайт или интернет-магазин для мелкого и даже среднего бизнеса. Эти инструменты не стоят на месте, и скоро вы сможете на их базе собрать внушительный инструмент без помощи веб-студий. Да, это действительно приведет к тому, что мелкие студии будут хвататься за любую возможность, демпинговать, а в итоге заваливать проекты из-за отсутствия ресурсов, промахов в оценке, сложного пресейла и еще по куче причин. Да, эта ситуация какое-то время будет досаждать крупным рыбам. Да, еще добавит огня перегретый рынок труда в нашей отрасли и сложности в хантинге действительно хороших кадров.

Но рынок не умирает, он трансформируется в новый формат, а само написание кода в нем становится важной, но не главной ценностью. На первый план выходит управление продуктом — менеджмент.

Ниже представим к какому распределению ролей в команде мы пришли в Интаро и будем рады узнать, как дела обстоят у коллег.

Мы привыкли, что проект-менеджер — и танцор, и певец, и на ТЗ игрец (мы даже в КП заявляли выделенного менеджера проекта, как преимущество). Но с развитием компании и команды также растет уровень и сложность проектов. Крупный бизнес ищет на рынке экспертизу, подкрепленную хорошей базой разработки, которая должна уже быть по умолчанию (к сожалению, пока далеко не у всех). На проектах такого масштаба классическая схема распределения ролей не справляется. Трудозатраты на сбор и глубокую проработку требований к системе/проекту/задаче могут занимать едва ли не больше, чем сама разработка. При такой загрузке менеджер не успевает заниматься бизнес аналитикой, аналитикой продукта, администрировать проект и коммуницировать с заказчиком одновременно. В результате повышенной нагрузки неизбежно будет страдать качество. Так в нашей компании назрело решение разделить роли аналитика и менеджера проекта.

Аналитик

Особенно сильно чувствуется ценность этого бизнес-юнита на старте проекта, когда нужно понять не только текущие, но и потенциальные боли клиента, подробно разобраться в бизнес-требованиях и провести их декомпозицию, ведь чем качественнее разбиты задачи, тем понятнее их смысл и способы реализации, а также тем точнее можно запланировать время работы над ними.

Представим: поступил сложный проект разработки системы и ее интеграции с внушительным контуром смежных систем. Что будет если провести одну встречу, поверхностно собрать требования и быстро начать разработку? Как снежный ком будут нарастать вопросы, выясняться нюансы процессов и ограничения смежных систем, которые будут конфликтовать с уже реализованной логикой. Каждый участник проекта будет делать задачи так, как он понял и на выходе получится совершенно не то, что было нужно заказчику. Система попросту не сможет решать возложенные на нее задачи в полной мере, а цели проекта станут недостижимыми.

Именно поэтому от качества результатов работы аналитика на этом этапе зависит насколько созданный продукт будет соответствовать потребностям заказчика.

Менеджер проекта

За проект-менеджером остается общее администрирование проекта и ключевое общение с заказчиком. Он отвечает за все, что касается бюджета, сроков, ресурсов на проекте, поддерживает на необходимом уровне лояльность клиента и решает конфликтные и спорные ситуации.

Разделение ролей проект-менеджера и аналитика было в нашей компании необходимым и взвешенным, но анализируя пул проектов за последний период также пришло понимание важности введения роли продюсера проекта.

Продюсер

Он, руководствуясь программой проектов, оптимальным образом распределяет роли в команде исходя из сильных сторон каждого специалиста и их загрузки. Причем, команда может быть и распределенной, расположенной удаленно друг от друга и от продюсера. Это может быть: подрядная команда backend-разработчиков, frontend-разработчик на аутсорсе, дизайнер и менеджер in-house — не столь важно. Самое главное, что бы центр компетенций находился у продюсера и у компании.

С учетом того, что при новом разделении ролей на одном блоке работ обязанности могут пересекаться, важно не допустить столкновения интересов внутри команды. Для этого стоит четко сформулировать зоны ответственности каждого специалиста и наладить сотрудничество.

Для кого подходит

Такая модель распределения ролей не актуальна для небольших веб-студий и разработчиков, задачи которых стандартны и не требуют высокой вовлеченности менеджера. Так что, нет смысла искусственно трансформировать свою команду без внутренней потребности компании. Но, с ростом нагрузки, уровня проектов и заказчиков, необходимость в разделении ролей и повышении экспертизы в каждом направлении будет ощущаться острее.

Так все же умирает рынок разработки сайтов или трансформируется в что-то новое? Какие изменения вы видите и как к ним подстраиваетесь?

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine