Ультрателеобъектив Tamron SP 150-600mm F/5-6,3 Di VC USD G2 с переменным фокусным расстоянием: второе поколение, мощный стабилизатор


zagolovok-600.jpg

Объектив Tamron SP 150–600mm F/5–6,3 Di VC USD G2
Дата анонса сентябрь 2016 г.
Тип ультрателезум
Производитель Tamron
Информация на сайте производителя Tamron SP 150–600mm F/5–6,3 Di VC USD G2
Цена объектива 96 990  (ориентиров.)
Цена конвертора 1,4х 31 990  (ориентиров.)
Цена конвертора 2,0х 34 990  (ориентиров.)

Содержание

Герой нашего обзора — объектив Tamron 150—600 мм второго поколения, модель A022, если полностью, то Tamron SP 150–600 мм F/5–6.3 Di VC USD G2. Производитель анонсировал его в начале сентября этого года как дополнение модельного ряда, в который уже входит аналогичная модель A011 с очень похожими характеристиками (выпущенная три года назад). Похожесть основных характеристик (диапазона фокусных расстояний и светосилы) не означает, что Tamron 150—600 мм второго поколения — лишь косметическое обновление A011. Список изменений довольно внушительный, в частности, производитель отмечает, что:

  • В модели G2 заметно увеличена скорость автофокуса и эффективность стабилизатора (по замерам согласно стандарту CIPA в режиме VC Mode 3 эффективность достигает 4,5 ступеней EV).
  • Минимальную дистанцию фокусировки удалось сократить до 2,2 м (у модели A011 дистанция составляет 2,7 м). Сокращение дистанции позволяет увеличить масштаб макросъемки.
  • Объектив поддерживает три режима стабилизации:
    • VC Mode 1 — стандартный режим, предназначен для оптимального баланса между стабильностью изображения в видоискателе и стабильностью изображения на матрице (для зеркалок это не одно и то же).
    • VC Mode 2 специальный режим для съемки панорам.
    • VC Mode 3 — наиболее эффективный режим, где приоритетной является стабилизация на матрице, а не стабилизация в видоискателе.
  • На поверхность линз объектива нанесено покрытие eBAND (Extended Bandwidth & Angular-Dependency) с гибридной наноструктурой, которое обеспечивает более высокий коэффициент светопропускания и значительно улучшает антиотражающие свойства (особенно эффективно для лучей света, падающих под углом. А на поверхность передней линзы объектива нанесено защитное фтористое покрытие, отталкивающее влагу и жир (то есть не способствует загрязнению и способствует чистке передней линзы).
  • Отдельно приобретаемая консоль Tamron Tap-in позволяет менять настройки режима VC Mode 1, производить юстировку объектива (раньше для этого требовалось обращение в сервисный центр) и менять «прошивку» объектива.
  • Вместе с объективом можно использовать конверторы 1,4x и 2,0x, увеличивающие максимальное фокусное расстояние до 840 мм и до 1200 мм, соответственно.

Основные характеристики
Дата анонса 1 сентября 2016 г.
Фокусное расстояние 150—600 мм
Варианты байонета Canon EF, Nikon F (FX), Sony А (Sony/Minolta A)
Максимальная диафрагма f/5 — f/6,3
Минимальная диафрагма f/32 — f/40
Число лепестков диафрагмы 9 (скругленные)
Число оптических элементов/групп 21/13, три из них из низкодисперсионного стекла
Просветляющее покрытие eBAND
Минимальная дистанция фокусировки 2,2 м
Угол обзора 16°25′ — 4°8′
Максимальное увеличение 1:3,9
Автофокусировка внутренняя
Привод АФ кольцевой ультразвуковой мотор
Стабилизация (только для Canon и Nikon)
  • VC Mode 1 — стандартный режим, предназначен для оптимального баланса между стабильностью изображения в видоискателе и стабильностью изображения на матрице.
  • VC Mode 2 специальный режим для съемки панорам.
  • VC Mode 3 — наиболее эффективный режим, где приоритетной является стабилизация на матрице, эффективность VC Mode 3 — до 4,5 ступеней EV.
Защита от пыли и влаги есть
Покрытие передней линзы Жироотталкивающее фтористое
Резьба для светофильтров 95 мм
Размеры ∅108,4×260,2 мм
Вес 2010 г
Средняя цена в России T-14197676 (Canon EF), T-14197677 (Nikon F)

Конструкция, дизайн, управление

Оптически объектив представляет собой конструкцию из 21 линзы в 13 группах (по сравнению с предыдущей версией здесь на одну линзу больше). Три элемента изготавливаются из стекла с низкой дисперсией.


optic.jpg

Поверхности линз имеют двойное просветляющее покрытие: многослойное внутреннее и дополнительно внешний нанослой со сверхнизким индексом рефракции. Это дает возможность усилить светопроницаемость оптики, свести к минимуму хроматические аберрации и предотвратить образование внутренних отражений.


eband-700.jpg

Новое нанопокрытие Tamron называется eBAND — Extended Bandwidth & Angular-Dependency. Перевести это лаконичной фразой довольно сложно, а более-менее точный перевод — покрытие с расширенной полосой пропускания, работающее независимо от угла падения света.


05.jpg Как и положено длиннофокусным объективам, Tamron SP 150–600 mm снабжен снимаемой опорой с кольцевым креплением.

Фиксатор крепления довольно удобный — в случае использования нестандартной опоры (мешка с песком, например) опору объектива можно в 2 секунды повернуть так, что она не будет мешать съемке.

31.jpg Опора снабжена двумя резьбовыми отверстиями на ¼ дюйма — для лучшего крепления к быстросъемной площадке штатива или для выбора лучшей точки равновесия.
22.jpg В нашем тесте был экземпляр с байонетом Canon EF. От варианта Nikon он отличается только байонетом (и системой сигналов, разумеется). А вариант Sony-A выпускается без стабилизатора, поскольку все фотокамеры с байонетом Sony-A оснащены стабилизаторами матрицы.
19.jpg Кольца зумирования и ручного фокуса — очень удобные, с обрезиненным покрытием. Никакого намека на люфт мы не заметили, вообще качество сборки объектива приятно радует.
18.jpg Установленное фокусное расстояние можно зафиксировать, если потянуть кольцо зумирования вперед. При этом за шкалой фокусных расстояний появляется белое кольцо.
23.jpg Сверху, для дополнительного контроля фокусировки — шкала, показывающая дистанцию фокуса в метрах и футах.
28.jpg Замок фиксирует зум в «свернутом» состоянии — на минимальном «фокусе».
25.jpg Элементы управления расположены слева:
  • переключатель режимов стабилизатора;
  • выключатель стабилизатора;
  • переключатель автоматической и ручной фокусировки;
  • переключатель диапазона фокусировки «до 10 метров — более 10 метров».
32.jpg В комплект поставки входит круглая бленда и удобный замшевый чехол.

По качеству сборки, конструкции, эргономике к объективу очень сложно придраться. Все сделано по уму, надежно, пластик корпуса приятный, не «мыльный».

До сей поры мы пересказывали почти очевидное — то, что можно найти на сайте производителя или легко вычислить. Ну, в крайнем случае, увидеть в магазине, когда Tamron SP 150–600mm F/5–6,3 Di VC USD G2 появится в продаже. А сейчас мы переходим к тестовой части, которую мы разделили на две — лабораторную и «полевую».


Разрешение, аберрации (лабораторный тест)

Первое, что мы обнаружили в тесте — что при съемке со штатива на длинных выдержках стабилизатор лучше отключать. Иначе есть шанс (при выдержке длиннее 1/5 секунды) получить «смаз», не связанный с перемещением объектива. На длинных выдержках он может получиться в результате попытки объектива стабилизировать изображение. Это довольно редкий эффект для стандартных зумов, но ультразум, понятное дело, многократно увеличивает вероятность «смаза».

Дальше. Для стандартных зумов мы обычно мы выбираем в диапазоне фокусных расстояний 3 точки (короткий, средний, длинный фокус), и в каждой точке делаем 6 замеров от максимально открытой диафрагмы до максимально закрытой. Но для ультрателеобъектива мы, конечно, сделали исключение и сняли данные в 5 точках диапазона фокусных расстояний. И число замеров в каждой точке увеличили до девяти. Кроме того, два отдельных теста мы провели с конверторами 1,4x и 2,0x, но не во всем диапазоне, а только на коротком «фокусе» 150 мм.

Работу конверторов мы покажем после «полевого» теста, а сейчас начнем с минимального фокусного расстояния.

Фокусное расстояние = 150 мм

field-350.jpg graf-350.jpg

На коротком фокусе нашего ультрателевика (150 мм) мы наблюдаем:

  • Умеренную положительную дисторсию — «подушку», более заметную по вертикали (Dвер = 1,48, Dгор = 0,60). В принципе, ожидаемый результат, длиннофокусные объективы сильными геометрическими искажениями не страдают.
  • Хроматические аберрации практически не заметны в центре кадры, но заметны на краю — по мере закрытия диафрагмы опускаются с уровня 12% до 7%.
Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
mira1-175.jpg mira2-175.jpg chrom1-175.jpg chrom2-175.jpg
На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,0 — f/7,1 — f/10, нижний ряд: f/14 — f/20 — f/29
  • Разрешение в центре кадра держится на высоком и очень высоком уровне (выше 0,8 линии на пиксель) от самой широкой диафрагмы f/5,0 до относительно узкой f/22, а потом начинает резко падать до 0,6 линии на пиксель.
  • Разрешение на краю кадра нельзя назвать высоким — в рабочем диапазоне f/5,0 — f/22 оно поднимается от очень скромного уровня 0,6 линии на пиксель до 0,8. Скажем так, на широкой диафрагме можно не рассчитывать на высокое разрешение на краю кадра, и только начиная от f/11 разрешение на периферии кадра подтягивается к высокому уровню.

Фокусное расстояние = 250 мм

field-350.jpg graf-350.jpg

Переходим к следующей точке — фокусному расстоянию 250 мм. Здесь мы видим:

  • Такую же умеренную положительную дисторсию, «подушку», более заметную по вертикали (Dвер = 1,54, Dгор = 0,62).
  • Хроматические аберрации практически исчезают не только в центре кадра, но и на краю. На краю они чуть заметны только на широкой диафрагме и исчезают по мере закрытия. На диафрагме f/11 их уже не видно.
Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
mira1-175.jpg mira2-175.jpg chrom1-175.jpg chrom2-175.jpg
На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,6 — f/8,0 — f/11, нижний ряд: f/16 — f/22 — f/32
  • Картина с разрешением практически повторяется: оно очень высокое в центре кадра (до диафрагмы f/22) и не очень высокое на краю.

Фокусное расстояние = 350 мм

field-350.jpg graf-350.jpg

На «среднем фокусе» 350 мм объектив показывает лучшие характеристики. Здесь мы видим:

  • Дисторсия остается умеренной — Dвер = 1,47, Dгор = 0,61).
  • Хроматические аберрации становятся незаметны и в центре кадра и на краю. Конечно, при внимательном изучении контрастных граней (как в нашей «ловушке» хроматических аберраций) их следы можно увидеть, но на реальных фотографиях они будут незаметны.
Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
mira1-175.jpg mira2-175.jpg chrom1-175.jpg chrom2-175.jpg
На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,6 — f/8,0 — f/11, нижний ряд: f/16 — f/22 — f/32
  • Разрешение в центре кадра остается очень высоким до диафрагмы f/25. И даже на краю кадра разрешение держится на довольно высоком уровне 0,75 линии на пиксель вплоть до f/25. Потом разрешение падает; как и положено на очень узкой диафрагме, изображение размывается из-за дифракции лучей.

Фокусное расстояние = 450 мм

field-350.jpg graf-350.jpg

На еще одном «среднем фокусе» 450 мм картина чуть меняется:

  • Дисторсия почти исчезает — Dвер = 0,11, Dгор = 0,58).
  • Хроматические аберрации становятся чуть заметы в центре кадра и весьма заметны на краю — поднимаются выше уровня 10% (по нашей методике мы считаем количество подкрашенных пикселей на поле специальной мишени с контрастными линиями, нашей «ловушки» хроматических аберраций).
Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
mira1-175.jpg mira2-175.jpg chrom1-175.jpg chrom2-175.jpg
На всех скриншотах: верхний ряд: f/6,3 — f/9,0 — f/13, нижний ряд: f/18 — f/25 — f/36
  • Но разрешение почти не меняется, в диапазоне f/6,3 — f/22 остается очень высоким в центре кадра и довольно высоким на краю.

Фокусное расстояние = 600 мм

field-350.jpg graf-350.jpg

И, наконец, мы вышли на очень длинный фокус 600 мм. Здесь мы видим, что:

  • Дисторсия остается почти незаметной — Dвер = 0,11, Dгор = 0,54.
  • Но хроматические аберрации резко растут не только на краю кадра (они очень сильно выражены, их уровень более 20%), но и в центре они становятся очень заметны, на уровне 10 процентов, а на широкой диафрагме — 12%. Единственно, что утешает — хроматические аберрации сравнительно легко вычистить при проявке RAW, но для этого придется потратить некоторое время.
Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
mira1-175.jpg mira2-175.jpg chrom1-175.jpg chrom2-175.jpg
На всех скриншотах: верхний ряд: f/6,3 — f/9,0 — f/13, нижний ряд: f/18 — f/25 — f/36
  • Что касается разрешения в рабочем диапазоне f/6,3 — f/22, в центре кадра оно опускается до приемлемых, но не очень высоких 0,7 линии на пиксель. А на краю кадра внезапно вырастает — в среднем до 0,8 линии на пиксель.

Давайте подведем итог:

  • На коротком фокусе рабочим диапазоном объектива является f/5,0 — f/22, на длинном фокусе диапазон сужается до f/6,3 — f/22. И больше

Полный текст статьи читайте на iXBT