Учимся выбирать разработчика интернет-магазина правильно

Эксперты о специфике работы с сайтами различных тематик и технических особенностей Дата публикации: 06.09.2016   Развиваем начатую ранее тему и продолжаем выпытывать у разработчиков сайтов и CMS полезную для владельцев интернет-магазинов информацию. Ранее мы уже писали про основные ошибки заказчиков. Теперь мы решили посмотреть на ситуацию шире и определить, почему же так важно выбирать подрядчика для разработки сайта с учетом тематики, технических характеристик будущего проекта, а также особенностей собственного бизнеса. На этот раз мы задали экспертам следующие вопросы: «Есть ли специализация у вашей веб-студии на интернет-магазинах конкретных тематик?», «В чем заключаются различия при работе с проектами разных технических характеристик и тематик?», «От чего вы отталкиваетесь при работе над интернет-магазинами?» и «К чему нужно быть готовым вашим заказчикам?». И вот какие ответы мы получили. Мнение: Алексей Шишкин, генеральный директор интернет-агентства Redsoft Учитывая, что мы делаем крупные, штучные проекты, я бы не стал говорить о статистике, слишком мала выборка. Но могу выделить по основным товарным группам несколько видов интернет-магазинов и их специфику: Категория «Одежда /обувь» требует большого внимания к иллюстрации товара, для них характерна сложная логика с размерами (из-за разных размерных сеток), относительно высокий процент возвратов. Категория «Электроника, техника, цифровые товары и стройматериалы»: важны технические аспекты поиска и сравнения товаров — фильтры, характеристики и то, что может выгодно отличать от конкурентов — сценарии использования (например, «ноут, на котором можно играть в танки», «шпатлевка на стену для кухни» и т.п.). Категория «Фарма/алкоголь». Здесь необходимо учитывать запрет на онлайн-продажу, большие объемы (100K-10М) товарных предложений, лицензионные и юридические ограничения. Есть еще сервисы по продажам услуг, хоть и не являющиеся интернет-магазинами в чистом виде, но действующие по похожим сценариям, среди них мы очень любим финтех проекты. На развитие и скилы сотрудников больше влияют амбиции клиентов и их проектов, и я не думаю, что есть большая связь между тематикой и запросами к разработке. Исключением можно назвать только тематики с низким порогом входа (например, где много франшиз — детские товары, одежда из Китая и т.п.), которые приводят множество слабо подготовленных заказчиков. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Мнение: Степан Овчинников, руководитель интернет-агентства ИНТЕРВОЛГА В нашей работе нет специфики интернет-магазинов по отраслям. Мы сделали по нескольку подобных проектов в ряде сегментов (одежда, еда, промышленные товары) и не будем ограничивать себя только этими типами проектов. В то же время мы отмечаем другую, ярко выраженную и сильную специализацию — оптовые b2b-интернет-магазины и личные кабинеты, b2b- и просто маркетплейсы. Такие проекты — ярко выраженные «долгострои» с циклом производства от 5 месяцев. При этом можно отметить следующие особенности и схожие между собой свойства: В таких сайтах почти нет дизайна. Вернее, он есть, но его роль совсем, совсем утилитарна. Почти нечего взять из популярной коробочной CMS — 1С-Битрикс. Чем дальше в лес, тем меньше похожего на стандарт. 70–80% сценариев стандартны, а вот остальные 20–30% — чистый ад.Частичные отгрузки (многие-ко-многим с заказами, оплатами), множественные места доставки, раздельная логистика по группам товаров, бонусные программы, импорт скидок из 1С, передача документов, нешуточные нагрузки. Это скучные и долгие работы. Мы терпим, но иногда менеджеры просят «красивый сайт про машинки». 90% проблем и рисков — интеграционные. Внешние системы ведут себя не так, как мы и даже заказчик этого ждет. Это технологический, переговорный риск, и мы умеем с ним работать. Проблема: клиент не готов к строке в смете «Интеграция — 150 часов», при том, что свои inhouse-разработчики систем учета у него есть. Почти всегда приходится долго убеждать заказчика в том, что наша технология производства (сначала интеграция и импорт, потом MVP, потом обвес, и это все минимум 4–5 месяцев) — не каприз, и делать надо именно так. Заказчики этих систем в среднем значительно компетентнее среднего клиента, оттого сложнее бывает найти общий язык. Но — получается. Если обобщать, то как правило, это крепкий торгующий или производственный бизнес, четко осознавший большую роль интернет-коммуникаций в своей работе и готовый в них инвестировать. Часто есть ИТ-директор, всегда есть сильный коммерческий департамент. Пионеров там нет, и мечтателей в общем тоже. Мнение: Павел Костин, директор по электронной коммерции агентства Aero Наша основная специализация — крупные и технически сложные интернет-магазины. Мы следуем за рынком и работаем с тематиками, которые наиболее актуальны и для которых онлайн — это работающий канал продаж. Это электроника и бытовая техника, fashion, ювелирные изделия, товары для дома и DIY, косметика, страхование, корпоративные B2B-проекты и многе другое. Основная сложность каждого из таких проектов заключается в том, что необходимо не просто разработать интернет-магазин, а помочь бизнесу клиентов вырасти за счет запуска или перезапуска онлайн-канала. Это накладывает определенные требования к работе и к подходу на каждом из этапов проекта — от детального анализа требований и бизнеса клиента до всех технических аспектов текущей и планируемой IT-архитектуры. Так как каждый из таких проектов является по-своему сложным и со стороны клиента может быть большая проектная команда, часто внутри всех заинтересованных в проекте лиц со стороны клиента нет единого мнения о том, как должны выглядеть и работать определенные процессы, различаются требования к проекту — поэтому здесь одной из ключевых задач является собрать воедино и согласовать все требования, чтобы учесть их в работе и реализовать в рамках проекта. Мнение: Роман Хамутских, руководитель отдела продаж компании Факт В последние 2–3 года к нам поступает большое количество обращений на разработку интернет-сайтов строительных материалов. Здесь и интернет-магазины с функцией онлайн-покупки, и сайты-каталоги. Я бы выделил несколько основных категорий: DIY сети; монобрендовые магазины; узко специализированные магазины (кровельные материалы, отопительные системы и т.п.). У каждой из категории есть свои особенности: это и целевая аудитория, и пользовательские сценарии, и особенности подачи контента. Очень сложно спроектировать детальную страницу товара на которой одинаково хорошо будет представлен облицовочный кирпич, затирка для швов, душевая кабина с гидромассажем и гвозди…Целевая аудитория таких проектов достаточно разнообразна. Это могут быть и розничные покупатели которым необходимы товары для текущего ремонта с единичным заказом на небольшую сумму; розничные покупатели которые готовятся к крупномасштабному ремонту или стройке и достаточно большим заказом; представители небольших строительных организаций, которые комплектуют объекты небольшими объемами, но на постоянной основе. Для каждого из типов клиентов необходимо создать удобный и понятный интерфейс для комфортного выбора товаров, учесть особенности их заказов, предложить удобный способ оплаты и доставки товара.Если говорить о специфичном функционале, то я бы выделил разработку различных онлайн-калькуляторов и мастеров подбора, помогающих провести предварительный расчет необходимого количества товара или помочь с выбором.Все эти особенности накладывают определенные требования к специалистам и функционалу. Это и не типовая интеграция, и разработка сложных фильтров с учетом большого количества уникальных свойств и требований СЕО-специалистов и разработка функционала бонусных программ и разнообразных маркетинговых инструментов и масса других интересных задач. Это всегда держит в тонусе и мотивирует искать оптимальные пути решения.Выделить характерные черты Заказчиков достаточно сложно, они схожи с другими отраслями. Важно понимать, что это большие компании с отлаженными бизнес-процессами. В проекте со стороны Заказчика задействованы специалисты разных отделов (продажи, маркетинг, IT-подразделение и т.п.). Решения принимаются группой лиц и это влияет на сроки принятия решений». Мнение: Инга Таирова, заместитель директора по развитию интернет-агентства Bquadro Наша компания много лет занимается разработкой интернет-магазинов промышленного оборудования и электроники. Для таких сайтов характерна объёмная товарная база, большинство товаров поставляется под заказ. Такие каталоги требуют серьёзной проработки навигации для разных типов пользователей и удобного поиска по базе товаров (по бренду, партномеру и т. п.). Важно показывать товары «в наличии». Это можно реализовать путем синхронизации товаров с базой клиента в 1С или загрузкой прайс-листов с актуальным наличием товара от поставщиков. Впрочем, последний вариант мы не рекомендуем — велик риск изменения формата предоставляемых данных со стороны поставщика. Часто клиент не может указать цену на конкретный товар или приводит несколько вариантов цен в зависимости от конкретных параметров товара. Для последних мы разработали форму индивидуального заказа, где пользователь выбирает конкретные свойства к выбранному оборудованию, а они, в свою очередь, по заданному алгоритму генерируются в конкретный партномер. Помимо описания необходимы подробные технические характеристики, даташиты, примеры использования и внедрения, обучающие видео и статьи. Мнение: Мурад Эфендиев, менеджер проектов веб-студии ITSOFT Мы успешно реализовали несколько решений для интернет-магазинов строительных инструментов и осветительной техники. Это сайты с огромным количеством товаров и запчастей к ним, которые отличаются друг от друга десятками параметров. Здесь самое важное — продуманная структура каталога и система фильтрации. Фильтры одновременно должны быть просты в использовании, не перегружены, но при этом помогать покупателю найти необходимый товар, облегчить процесс выбора. Кроме этого, большое число сущностей и постоянное обновление номенклатуры товаров требует отладки механизма загрузки информации и интеграции каталога с 1С. Наши специалисты уже имеют достаточный опыт реализации таких решений и к новым членам команды, мы применяем подобные требования. Мнение: Дмитрий Батраков, генеральный директор интернет-агентства Dextra Так или иначе в последнее время нам пришлось довольно плотно поработать с сектором доставки еды или продуктов питания. Во время кризиса нам пришлось думать не только над повышением конверсии, но и над костами внутри компаний-заказчиков. Выяснилось, что за счет автоматизации можно снизить нагрузку и затраты на call-центр клиента. Например, в одном из решений мы автоматизировали работу посетителя сайта с бонусами и подарками, а также расчет и согласование срока приготовления и доставки блюда. Это привело к тому, что уже на стадии подтверждения корзины пользователь четко представляет все параметры заказа, получает уведомления о бонусах, сам выбирает подарки, а звонок оператора требуется только в экстренных случаях. Информирование заказчика о стадиях выполнения заявки по SMS еще дало снижение телефонных переговоров. Конечно, самым сложным моментом было построение системы прогнозирования сроков, но такая автоматизация дает свои плоды. Другой существенный тренд, касающийся разработки интернет-магазинов во всех сферах — это их соответствие «новым» требованиям поисковым систем. Многие клиенты приходят за переработкой, другим при создании приходится сразу больше внимания уделять проработке пользовательских качеств продукта. Да, это и так нужно было делать, но часто только глобальная перестройка систем ранжирования в поиске дала толчок развитию интернет-проектов. Мнение: Это все как-то рывками случается. В этом году много мебели. В прошлом были интерьеры, вещи для дома, магазины строительной тематики. До этого — обувь, одежда. Общий тренд такой, что интернет-магазины становятся cложноинтегрированными в бизнес-процессы клиентов. У нас практически нет коробочных проектов — все какой-то сложный кастом, плотная интеграция с ERP. И самое главное — разработка интернет-магазина является поводом начать внутреннюю автоматизацию, с которой во многом помочь можем мы. Лично мне понравилось работать над магазином секс-игрушек. Дизайнеры жгли: нужно было сделать и без пошлости, и чтобы тема была раскрыта. Разработчики отрывались по-своему: каждый день на доску вывешивали товар дня. Я даже представить не мог, что такая куча всяких штук изобретена, и что есть люди, которые ими пользуются. Надеюсь, скоро релиз. Как по мне — мы сделали лучший секс-шоп рунета. Мнение: Максим Ляпцев, технический директор digital-агентства webit Наше агентство создает магазины различных тематик. Есть очень узкие области, где присутствуют традиционные студии. Например, сайты автомобильных салонов или сайты по продаже запчастей. Но оказалось, что, на первый взгляд, самый тривиальный сайт может оказаться не таким простым. Недавно пришел проект, который занимается продажей запчастей. И этот проект специфичен на 90%. Сайт клиента налету парсил американский сайт-донор, доставая из него данные, которые требуются для построения страницы. Сами запчасти могут присутствовать на различной технике, различных годов и марок автомобилей, а запчастей несколько десятков тысяч. Кроме того, у многих запчастей есть неоригинальные аналоги. Для интернет-магазинов присущ большой объем баз данных, но иногда он бывает гигантский. Клиент сразу сказал, что дизайн ему не важен. Это тоже специфика — главное, чтобы покупателям было легко найти нужный товар, чтобы все было удобно и на своем месте. Заказчику важна стабильность и скорость работы, он не хочет терять покупателей. Не всегда задача заключается в создании нового сайта. Нужно оптимизировать и уже имеющиеся. Предложили нашему старому клиенту перевести сайт ювелирных украшений на технологию Композит, CMS Bitrix. Показатели скорости стали великолепными. Мнение: Бондаренко Виктор, исполнительный директор компании Intaro Для интернет-магазинов мебели характерны объемные каталоги товаров. Обычно это несколько тысяч SKU с большим набором характеристик, которые зачастую подгружаются со стороны ERP-системы, при этом критично обеспечить стабильную работу сайта при обменах с ней. Из большого объема каталога и материалов, хранящихся на сайте, следуют некоторые дополнительные требования к разработчикам — необходимы базовые навыки разработки высоконагруженных приложений. Как минимум, это оптимизация работы с базой данных (как по числу запросов, так и по объему передаваемых данных), использование различных видов кеширования, в зависимости от типа контента, расположенного на странице, ее посещаемости и требований к актуальности данных. Не менее важным является оптимизация серверной части, а на крупных проектах построение своей архитектуры: разделение ролей для балансировки нагрузки, серверов приложений и базы данных. Подытожим. Вот несколько выводов, которые можно сделать из вышеизложенного и которые нужно обязательно иметь в виду, при выборе подрядчика для создания интернет-магазина и составления ТЗ: 1Главное в интернет-магазине, это не «лицо» (дизайн), а начинка (техническая составляющая). Здесь есть смысл выбирать не команды, славящиеся своими креативами, а команды, обладающие высокими компетенциями конкретно в области интеграций и юзабилити. 2Тематика интернет-магазина имеет значение еще при выборе подрядчика. Чем больше проектов он реализовал по данной тематике (а, значит, изучил особенности вашего бизнеса и товаров), тем выше вероятность получения наиболее эффективного продукта. Впрочем, специализации студий на конкретных тематиках интернет-магазинов — пока редкость. 3Наибольшее значение имеет уровень технологических компетенций разработчика. Цена ошибки при создании интернет-магазина весьма высока и при этом, почти всегда речь идет о довольно сложной разработке. Так что необходимо выбирать команду уровня «выше среднего». Чем сложнее заказываемый сайт, чем большим количеством функционала он должен обладать, тем более опытной должна быть команда, которая будет над ним работать. 4Важно не только заранее знать скилы и специализацию студии, к которой вы планируете обратиться с заказом, но и то, какой алгоритм работы над проектом там практикуется (последовательность согласований, различных этапов разработки и т.д.). Устраивает ли он вас? 5Большинство крупных и «дорогих» студий стараются не просто разрабатывать сайты, но и помогать клиентам вырасти за счет отладки внутренних процессов заказчиков, роста продаж и конверсий. Для этого часто подрядчикам нужно изучать не только ТЗ конкретного проекта, но и проблемы, а также специфику бизнеса клиента. 6Среди наиболее сложных проектов можно отдельно выделить оптовые b2b-интернет-магазины, b2b- и маркетплейсы. Если у заказчика именно такие стремления, следует запастись терпением, учесть длительные согласования деталей и ждать готовый продукт не ранее, чем через 3–6 месяцев. 7Многие разработчики первого эшелона уже обладают не только необходимым именно для вашей задачи опытом по автоматизации многих процессов, но и собственными технологическими разработками. Обращение к таким подрядчикам может сэкономить и время, и деньги. Продолжение следует. Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Оригинал: http://www.shopolog.ru/metodichka/development/uchimsya-vybirat-razrabotchika-internet-magazina-pravil-no/ Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. Рекомендуем: Про нашу CRM и путь к ней Когда мы начинали свою деятельность в 2008 году, то никто из нас, кажется, и не знал, что такое CRM-система. Я даже не говорю о том, чтобы думать о внедрении подобных процессов в компании. Тогда задача номер один была найти заказ, номер два — сделать его. Хорошо, что нам тогда повезло, мы сразу начали с крупного клиента и большого проекта. Это изначально предопределило нашу судьбу. Как определить клиента-вампира 13 типов клиентов, которые могут обескровить ваш бизнес. И чеснок не поможет :-). Повышение рентабельности веб-студии через построение распределённой системы производства в трёх городах За последние два года агентство Nimax развернуло 2 новых офиса: офис разработки в Новосибирске и офис продаж в Москве. Этот проект — самая масштабная и сложная задача, которую когда-либо решала наша команда. В этой статье я расскажу, зачем мы делали это, и чего нам это стоило. Где молодой веб-студии взять адекватных клиентов? Хотите получить прибыльного клиента? Создайте его! Павел Трубецков рассказывает о том, как это сделать.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine