У жертвы извержения Везувия нашли остекленевшие клетки мозга

Сохранившиеся клетки мозга были обнаружены в останках молодого человека, погибшего при извержении Везувия в 79 году нашей эры. Структуру клеток мозга обнаружили в черном стекловидном материале в черепе человека. Превращение в стекло произошло в результате сильного нагрева и быстрого охлаждения.

Остекленевший сегмент мозговой ткани. Фото: livescience.com

Древнеримский город Геркуланум располагался у подножия вулкана Везувий, извержение которого произошло почти 2000 лет назад. Пирокластический поток облако горячего пепла и газов, похоронил Геркуланум, а также соседний город, знаменитые Помпеи.

Горячий пепел одновременно разрушил и похоронил город, быстро нагревая органические материалы. Однако, быстрое захоронение означало, что такие материалы, как дерево и плоть, были карбонизированы или фактически превратились в древесный уголь, при этом они сохранились такими, какими были в моменты внезапного нагрева до 500 градусов Цельсия.

В редких случаях сохранившийся органический материал даже включал мозг человека. Ученые исследовали стекловидный черный материал, найденный в потрескавшемся и обугленном черепе 20-летнего мужчины. Новое исследование доказало, что стекловидный материал действительно является частью человеческого мозга.

Человек был найден лежащим вниз головой в здании, недалеко от главной улицы Геркуланума. Здесь находилась штаб-квартира культа императора Октавиана Августа, организации, которая поклонялась императору как божеству (общепринятая римская религиозная традиция в то время).

Ученые использовали сканирующую электронную микроскопию, чтобы увидеть мельчайшие детали образца. Исследователи обнаружили крошечные сферические и длинные трубчатые структуры, которые выглядят точно так же, как нейроны и аксоны.

Исследователи также использовали метод энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии, который использует рентгеновские лучи для определения химического состава материала. Они обнаружили, что образец был богат углеродом и кислородом, что указывало на то, что он был органическим.

Фото: livescience.com

При диаметре всего от 550 до 830 нанометров эти выступы слишком малы, чтобы быть капиллярами. Сферические структуры, по-видимому, удерживают клеточные мембраны, а также внутренние волокна или структурные белки внутри клетки. Исследователи сравнили эти древние белки с данными белков, обнаруженных в человеческом мозге. Оказалось, что все обнаруженные белки присутствуют в тканях мозга.

Основываясь на концентрациях этих белков и положении образца в задней части черепа, команда подозревает, что, возможно, обнаружила часть спинного мозга и мозжечка человека, структуру мозга в основании черепа, которая участвует в движении и координации.

Находка сохранившейся мозговой ткани в археологии редкость. Но иногда ткань мозга может сохраняться в течение сотен или тысяч лет.

Исследование опубликовано в журнале PLOS One.

Источник