Три года с Tilda Publishing: автобиографический очерк
Флэшбэк. 2012 год. Премия «Рейтинг Рунета». Стоит одинокая девушка. Ни с кем не общается (на подобных мероприятиях все друг друга знают). Решаю с ней заговорить. Оказывается, она пришла получить награды за, тогда еще питерское, агентство funkypunky. О ребятах слышу впервые. Запоминаю название.
Стиль работ funkypanky мне понравился. Вызвало уважение, что на тот момент они уже были узкоспециализированным агентством (большинство делало все подряд, а они только дизайн). Основатель агентства Никита Обухов уже тогда высказывал оригинальные идеи о подходе к работе и дизайне в целом. Прошло четыре года.
Мне очень повезло. Я начал делать сайты на Тильде за деньги, когда это еще не было модно.
Я познакомился с Тильдой в конце 2016 года. На тот момент мне нужен был инструмент для самостоятельного создания сайта. Выбор пал на Тильду. Мне понравились готовые блоки, дизайн интерфейса, имеющиеся настройки и интеграции.
Первый сайт я создал для своего социального проекта «Трогает». Получился достойный лендинг с оригинальными видеобложкой и иллюстрациями. Сайт был полностью сделан на готовых блоках, и он до сих пор у меня в портфолио. Он попал в подборку лучших работ на Тильде и это обеспечило мне небольшой трафик.
Я показал проект сокурсникам программы Grow в Impact Hub и получил первый заказ. Нужно было сделать многостраничный сайт для проекта «Знаю.Люблю». Проект прививает детям любовь к русской истории. У заказчика были качественные фотографии и сайт получился интересным. Заодно я выяснил, что у Тильды нет проблем с масштабируемостью, можно добавлять до 500 страниц, этого почти всегда хватает. Я потратил на работу 3–4 дня. Клиент был доволен.
Появился новый формирующийся рынок. И я решил застолбить на нем место. Я придумал своему проекту подходящее с точки зрения SEO название — ilovetilda и сделал сайт (при участии легендарного дизайнера Георгия Ростомова). После этого я оптимизировал сайт под поисковые системы. В то время запросы связанные с Тильдой были низкочастотными, и мой сайт конкурировал в основном с сайтом Tilda Publishing. Ну и с куклами.
Потихоньку появились новые заказы. В основном через сарафанное радио. Меня стали рекомендовать бывшие коллеги (я много лет работаю в диджитал).
Кто заказывал сайты? Мастер-спорта по бильярду и его друг интернет-маркетолог, которые хотели создать бильярдную школу. Управляющий недавно открывшегося салона красоты, который часто менял место работы. Создатель школы родословной (на этом проекте я впервые активно использовал иконки с сайта Flaticon). Но были и более серьезные проекты, например, завод колбасной оболочки (я наконец привлек на проект внешнего дизайнера и впервые проверил в деле Zero Block), компания, занимающаяся космическим туризмом, архитектурное бюро полного цикла (тут помимо дизайнера, я подключил к работе тильда-падована, потому что на тот момент вернулся в офис).
В общей сложности за 2017 год с подписью «Работает благодаря ilovetilda» было опубликовано 16 сайтов. Я не скажу, что это выдающиеся сайты с точки зрения дизайна, но многие из них работают до сих пор, а это значит, что они решают бизнес-задачи клиентов. Кроме того Тильду очень сложно испортить, в готовые блоке заложен определенный эстетический стиль — отступы, цвета, шрифты. Некоторым клиентам, правда, удавалось, но я за это ответственности не несу.
Тем временем Тильда развивалась. Появлялись новые готовые блоки и нестандартные возможности, например пошаговая анимация, которая вдохнула свежую жизнь в сайты на Тильде. Теперь стало возможным оживить любой элемент из Zero Block.
Для меня верхом заботы о пользователях стало создание Тильдой после вступления в силу поправок к ФЗ-152 Конструктора политики конфиденциальности. Это говорит о большой клиентоориентированности. Как и работа службы тех. поддержки. Доходило до того, что мне присылали куски CSS, чтобы я мог кастомизировать стандартный функционал так, как мне было нужно.
Тем временем SEO начало делать свою работу. Кол-во заказов возросло. Я едва успевал готовить коммерческие предложения. Для построения воронки продаж и ведения проектов использовал Trello.
Интересно, с чем приходилось работать на этапе пресейла — мне присылали дизайн-макеты в самых разных форматах, подробно проработанные ТЗ или абзац текста, mind map и даже ссылки на сайты с просьбой скопировать один в один.
В сентябре 2018 года произошло важное событие. Мы с женой репатриировались в Израиль. С этого момента у меня стало меньше времени и пропала возможность отвечать на звонки на Московский номер. Мне приходилось сохранять номер звонящего в телефон и надеяться, что он есть в одном из мессенджеров. Две попытки попасть в Wix (оказывается главный конкурент Тильды находится в Израиле) закончились ничем, и я продолжил привычную мне деятельность.
Самым необычным проектом в это время был лэндинг для парня, которому дали задание на курсах личностного роста, презентовать себя. Самым дорогим проектом был сайт для отца.
В какой-то момент у Tilda Publishing начали появляться настоящие евангелисты. Самый заметный из них бесспонрно Максим Ширко — умный, харизматичный, часто перегибающий палку. Он создал Тильда-сообщество под названием Тильдошная, каталог веб-студий (аналог Tilda Experts), несколько образовательных курсов и в конце концов стал сотрудником Tilda Publishing.
Об образовательных курсах. Их как грибов после дождя. С учетом сложившегося тренда, это не удивительно. Причем тренд существует как со стороны исполнителей, так и со стороны заказчиков. Как продает курс Contented? Начни зарабатывать 100 тыс. рублей в месяц. О том, что есть платформа, которая позволяет закрыть 99% задач в интернете малого бизнеса и стартапов ни слова. По-моему не очень красиво, но это работает. Кстати, у Тильды есть свой мощнейший образовательный блок, а недавно начал выходить подкаст, в котором Андраш Густи общается с создателями интересных проектов на Тильде.
Что происходит с рынком веб-разработки на Tilda Publishing? Растет кол-во фрилансеров, которые делают очень неоднородный по качеству продукт — от очень крутых сайтов на Zero Block с анимацией, до очень простых страниц-визиток, нацеленных на быстрый старт бизнеса. Над всем этим существует надстройка из агентств, которые либо специализируются на тильда-разработке, либо используют Тильду как один из инструментов. Их сравнительно немного, достаточно посмотреть каталог веб-студий CMS Magazine, включив фильтр CMS: Tilda Publishing.
Что ждет Тильду в будущем? Бесспорно, дальнейший рост. Платформа активно развивается. Недавно появились динамически обновляемый каталог товаров, фильтры и сортировка. Это значит, что функциональность интернет-магазина вышла на полноценный уровень и в ближайшее время появится много интересных eCommerce проектов.
Но главное достижение Тильды — это создание настоящей экосистемы из рядовых пользователей, дизайнеров, клиентов, онлайн-школ и агентств, которые вместе используют и помогают развивать платформу. Помогают своими идеями, запросами, модификациями, деньгами.
Как складываются мои отношения с Тильдой сейчас? В работе несколько проектов, правда их делаю уже не я, а подрядчик. Меня по-прежнему рекомендуют коллеги, за что я им бесконечно благодарен. Будем потихоньку двигаться вперед и смотреть, что из этого получится. Спасибо Tilda Publishing за возможность работать и делать интересные проекты.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine