Тренды и прогнозы развития Data Governance в 2023 году
smartup Big Data
После ухода с рынка зарубежных вендоров разработка продуктов в области управления данными Data Governance снизила свой темп в 2022 г. Новые игроки оказались не способны моментально предоставить полный спектр решений, соответствующий высоким стандартам качества, что сказалось и на уровне готовых продуктов Data Governance. У бизнеса, в свою очередь, сохранилась потребность в ИТ-решениях данного направления и желание инвестировать в подобные проекты. Но в 2023 г. ситуация может радикально поменяться.
Рынок оживится в ближайшее время
Компания Smartup Technology предлагает услуги технологического консалтинга и разрабатывает сложные ИТ-решения, охватывая большую часть разработок класса Data Governance, проекты в области управления данными и технологические аспекты: создание хранилищ данных, построение систем загрузки, трансформации данных и т.д.
Исполнительный директор компании Smartup Technology Илья Прахт уверен, что сегодня во многом импульс развития Data Governance задается государством.
«На уровне государства поставлена задача: к концу 2023 г. вся критическая информационная инфраструктура в стране должна быть импортозамещена, — отмечает топ-менеджер. — А развитие в области Data Government, особенно для крупного бизнеса, будет связано с критической инфраструктурой. Соответственно, в 2023 г. развернется мощная конкуренция в области подобных решений, причем, она будет заметно смещаться к концу года. Поэтому мой прогноз такой: ближайшие 6 — 9 месяцев станут периодом активного появления и развития тех ИТ-продуктов, которые будут претендовать на полноценную замену ушедших решений. И когда их наберется достаточно много для того, чтобы интеграторы смогли из них выбирать наиболее подходящие для своих клиентов, может, чуть хуже западных аналогов, но, тем не менее, способных решать проблемы бизнеса заказчиков, вот тогда бизнес начнет интенсивно инвестировать деньги в то, чтобы выполнить требования законодательства».
Оживление данного рынка начнется во второй половине 2023 г. и продлится весь 2024 г. В первую очередь решения Data Governance закрывают потребности компаний с высоким уровнем цифровой зрелости, руководители которых стремятся эффективно управлять своим бизнесом.
«Сегодня у нас в стране есть слой менеджеров, которые умеют профессионально управлять. Им и нужен специальный инструмент — данные, — говорит Прахт. — Думаю, что тренд роста управленческой зрелости будет развиваться дальше, охватывая не только крупный бизнес, но и средние предприятия. Часто грамотное управление данными становится для компании вопросом выживания. Тогда менеджмент начинает ставить серьезные вопросы, на которые не может найти ответа, потому что нет нужных данных. И компании приходится заниматься вопросами Data Governance. Отмечу, что эта история уже не только и не столько про крупный бизнес. Многие компании, даже очень небольшие, начинают внедрять коммерческий учет: налаживают сбор данных из множества различных источников, связывают их воедино, чтобы построить нормальную управленческую отчетность. А это уже не что иное, как первый вариант Data Governance».
Данные — актив компании
Нередко можно было наблюдать тенденцию, при которой данные становились активом компании: с помощью ИТ-инструментов появилась возможность анализировать информацию, создавать модели происходящих процессов, прогнозировать развитие. Стали появляться цифровые предприятия, для которых информационные технологии превратились в веское конкурентное преимущество во всех сферах деятельности: производстве, бизнес-процессах, маркетинге, взаимодействии с клиентами и др.
«Правда, нынешний турбулентный период — не самое лучшее время для бурного роста востребованности таких решений, — признает Прахт. — Для большинства коммерческих заказчиков желание получить качественное решение Data Governance все же отступает на второй план в силу того, что не относится к числу аспектов бизнеса, критически важных для его выживания. С этой точки зрения, наблюдается некоторая пауза в развитии российской истории Data Governance. И эта пауза продлится до тех пор, пока бизнес не стабилизируется, в первую очередь, на уровне крупных игроков. И эти игроки во многом будут определять дальнейшее развитие сферы Data Governance в России».
Таким образом, конкуренция в этом секторе возросла, крупные поставщики задают правила игры и расширяют свое влияние и клиентскую базу.
«Острая конкуренция приводит к тому, что самые крупные игроки обрастают своими собственными решениями, активно продвигают их на рынок, — делится наблюдениями Илья Прахт. — А потребители, в свою очередь, в целом понимая ценность таких продуктов, готовы инвестировать в Data Government, но в продукты тех поставщиков, которые обладают устойчивой репутацией. Собственно, по этой причине, на мой взгляд, происходит передел рынка в сторону более крупных игроков — тех, у которых есть свои готовые решения и высокий уровень общей экспертизы в данной области. Рынок предложения Data Governance очевидно структурируется».
Требований становится больше
Со стороны заказчиков наблюдается повышение требований при выборе подрядчика: ведь управление данными является критической частью ИТ-систем. Логично, что надежность и доверие строится на базе именно технологической экспертизы разработчика.
«Если подрядчик умеет грамотно выстроить взаимодействие с клиентом, чтобы тот ему рассказывал, что он хочет с точки зрения бизнеса, останется только перевести эти бизнес-требования на язык технологий и сформировать ИТ-решение, — подчеркивает Прахт. — И это будет успешный проект. А вот обратное сочетание — поставщик силен в том бизнесе, который ведет клиент, но слаб технологически — к успеху может не привести. Он, конечно, отлично поймет клиента, отлично переведет его потребности на язык технологических решений, а затем выберет что-то из одного-двух решений, которыми он владеет, и будет пытаться их адаптировать. Что получится на выходе, заранее предсказать невозможно, может, клиенту и повезет… Вот почему я думаю, что решающую роль играет именно технологическая экспертиза партнера, общий кругозор, владение теми самыми «кубиками» финального решения. Выбор инструментов должен быть максимально широким».
Так, например, в системе e-commerce необходима постоянная актуализация источников и частый перерасчет. Но когда данные собраны и агрегированы, процесс их обработки происходит по стандартной схеме и сразу находит свое отражение в финальном отчете.
«В некоторых компаниях созданы очень сложные внутренние структуры, которые обусловливают сложный изначальный инструментарий работы с источниками данных, — замечает Илья Прахт. — Это сильно усложняет сбор и агрегацию данных. Такая ситуация может сложиться в большом сложном бизнесе со множеством подразделений и департаментов. А может возникнуть и в небольшой компании, где реализовано то, что называется лоскутной автоматизацией: огромный «зоопарк» различных информационных ресурсов, из которых нужно надергать нужных данных. Да, это добавляет сложности ИТ-решению. Но она, скорее, будет в части архитектуры самого решения, скажем, придется реализовать несколько специальных слоев обработки. А с точки зрения обеспечения нужного качества данных, это большой проблемы не составит. Настоящая проблема возникнет, если понадобится буквально в формате онлайн все эти данные обновлять и поддерживать их актуальность».
Таким образом, в данном сегменте мы наблюдаем большую долю типовых решений, новые продукты появляются не часто: например, количество СУБД ограничено и большая часть апробирована в различных проектах компании. Каждая компания собирает свою «библиотеку», из которой потом выстраивает оптимальное решение под каждую задачу. В этом заключается экспертиза интегратора, на которой основано большинство проектов Data Governance.
«Наша главная компетенция — умение собирать интересные нужные заказчикам решения и продукты из тех самых «кубиков», причем, для разных бизнесов, — подчеркивает Прахт. — И это то, что нужно сейчас российскому рынку. Так что наша стратегия развития бизнеса в ближайшие годы — интеграторские проекты, где мы быстро, просто и достаточно надежно разрешаем ту или иную «боль» заказчика».
Статья подготовлена по материалам интервью Ильи Прахта на сайте TAdviser.ru■
Полный текст статьи читайте на CNews