Тест-драйв Olympus OM-D E-M5 mark II в Праге
Отмечать выход обновления своей главной камеры (именно с E-M5 началась история успешной линейки OM-D) Olympus решила с помпой: вслед за московским мероприятием, на котором камера и была анонсирована, мне довелось побывать на торжественном запуске камеры в чешской столице Праге, где ради E-M5 mark II было организовано интересное съемочное пространство.
Этой камере уже посвящена рекламная статья на нашем сайте, здесь мы коснемся некоторых важнейших особенностей новинки, на которых и сфокусировали внимание приглашенных фотографов, журналистов, дистрибьюторов представители Olympus. Это возможность съемки с разрешением 40 мегапикселей, возможности улучшенного стабилизатора изображения, съемкавидео и режим Live Composite. Также удалось попробовать в деле новейший объектив M.ZUIKO 14–150mm f/3.5–5.6 II. Большая часть снимков сделана на него, за исключением студийных портретов (тут использовались линзы 25mm f/1.8 и 75mm f/1.8) и теста 40-мегапиксельной съемки (40–150mm f/2.8).
Ареной для тест-драйва было выбрано водоочистное сооружение начала ХХ века — шедевр индустриальной культуры, увековеченный уже в поп-культуре через кинематограф: здесь частично снимались события, происходившие в первой части «Миссия невыполнима» или в «Блейд 2». Тускло освещенные туннели, залитые водой, гигантский цистерны, вентили и красный кирпич.
Съемка в сверхвысоком разрешении подразумевает склейку 8 снимков, делающихся серией с последовательным сдвигом матрицы на расстояние менее пикселя. В итоге получается предельно детализированный снимок разрешением 40 мегапикселей. Ограничение — необходимость абсолютной неподвижности и камеры, и, желательно, объекта съемки — иначе возможен смаз и потерял драгоценных деталей. Также необходимо снимать при помощи пульта ДУ или спускового троса (цифрового, аналогового разъема на Olympus OM-D E-M5 mark II не предусмотрено). Выше можно увидеть снимки, сделанные в этом режиме (слева — в сверхвысоком разрешении, справа — в обычном). Это весьма интересная функция, но также и весьма специфическая. Да, она позволяет получать максимально детализированные натюрморты и пейзажи без краевых эффектов и других артефактов, присущих даже камерам с оригинальным сверхвысоким разрешением сенсора. Но студийные фотографы не будут покупать камеру с подобными ограничениями по сюжетам, предпочтя проверенные Hasselblad или на худой конец Nikon D810 (теперь в эту же лигу вступает и Canon с моделью EOS 5DS), рядовой пользователь скорее воспримет это как игрушку. В любом случае, никто не принуждает использовать этот режим в обязательном порядке –, а кому-то в каких-то ситуациях он может пригодиться.
Съемка в условиях недостаточной освещенности на Olympus OM-D E-M5 mark II подразумевает несколько иной сценарий, чем на большинстве других камер. Необходимости «задирать» ISO нет — можно удлинять выдержку до «неприличных» значений вроде ¼ или 1/6, на которых вполне реально получить снимки без смаза. Соответственно, реальные возможности съемки на эту камеру в темноте не слишком сильно уступают и полнокадровым камерам. Хотя с этой стороны уже есть своя реакция: стабилизатор появился на Sony a7 II (и о нем мы обязательно расскажем в тесте камеры) и явно появится на анонсированном недавно полнокадровом Pentax. Но будут ли там стабилизаторы столь же эффективны, как у Olympus? На данный момент его твердо можно назвать лучшим и непревзойденным — причем таковым он был и на прошлой E-M5, и на E-M1, — теперь его эффективность повысилась еще на один стоп (до 5 EV).
Выше можно увидеть примеры портретов при студийном слабом освещении — модели одеты в характерном для места съемки стиле «стимпанк».
Режим Live Composite — дальнейшее развитие уже известных по прошлым OM-D Live Bulb и Live Time: камера делает неограниченное число снимков с заданной выдержкой, склеивая их затем в один. Эта функция идеально подходит для съемки картин, написанных светом («фризлайт») — это действительно очень удобно в подобной ситуации, аналогов на рынке просто не существует. Примеры снимков можно увидеть выше (склеена серия снимков с выдержкой по пять секунд). В каких еще ситуация может понадобиться Live Composite — придумать нелегко, здесь та же ситуация, что и со снимками сверхвысокого разрешения. Задача Olympus — дать больше возможностей, а пути применения должны уже искать сами фотографы.
Большой акцент был сделан на видеосъемку. Камера в этом отношении здорово продвинулась, получив возможность писать несжатое видео (All-Intra) в разрешении FullHD со скоростью до 60 кадров в секунду с прогрессивной разверткой; предельный битрейт — 77 Кбит. Тут сказывается опыт совместной работы с Panasonic — по характеристикам видеосъемки OM-D близка к прошлому их видеофлагману GH3 за вычетом разъема для наушников (есть в опциональной батарейной ручке) и записи в стандарте AVCHD и с учетом стабилизатора изображения, позволяющего писать «ровное» видео в движении без использования Steady Cam.
Пример — выше. Этот короткометражный фильм был записан прямо на месте частично и при моем участии (отдельные сцены предлагалось снять участникам тест-драйва) — на бегу, перехватывая камеру у коллег. Очень достойное качество — эту камеру могут использовать как начинающие операторы для обучения и любительских опытов, так и опытные видеографы, почему бы и нет. Но наступившая эпоха 4К шепчет, что E-M5 mark II по своим видео возможностям все-таки играет не в высшей лиге.
Скачать видеофайл (328,9 Мбайт)
В целом Olympus OM-D E-M5 mark II традиционно для этой серии оставляет превосходное впечатление: в отличие от PEN тут нет нужды лишний раз писать слово «дизайн» — камеры OM-D в полный рост демонстрируют преимущества системы Micro Four Thirds, скрывая недостатки (двойной кроп), и E-M5 mark II здесь на острие. Небольшая камера с защищенным корпусом, удачным управлением, видоискателем, поворотным во всех плоскостях экраном, отличным сенсором, широчайшей функциональностью и огромным выбором оптики. Одна из главных ее проблем — внутренняя конкуренция. Несмотря на более низкий статус в линейке E-M5 mark II во многом превосходит флагманскую модель E-M1 за исключением гибридного автофокуса, буфера обмена и более удобного хвата. Управление — спорный вопрос, у E-M1 оно более вариативное за счет дополнительных клавиш, но у E-M5 mark II нет проблемы неудобного навигационного джойстика, она исправлена; в процессе тест-драйва мне довелось иметь дело с обеими камерами практически параллельно — и это бросалось в глаза. По сути E-M1 вытесняется в узкую репортерскую нишу, E-M5 mark II же занимает ключевую позицию.
Несколько слов об оптике. Как я уже отмечал выше, удалось попробовать объектив 14–150mm f/3.5–5.6 II. Не выдающиеся характеристики светосилы компенсируются в ним действительно выдающимися для такого диапазона фокусных расстояний резкостью и скоростью; на подобном «универсале» с подобным сталкиваться мне еще не доводилось. Выше можно увидеть примеры снимков непосредственно на этот объектив. Также хочу отметить его компактность и легкость — в качестве «китового», универсального объектива для любительской съемки на каждый день это превосходный вариант.
Галерея снимков, сделанных на Olympus OM-D E-M5 mark II с объективом 14–150mm f/3.5–5.6:
И напоследок — новость о выходе новой оптики. Летом Olympus должен запустить выпуск самого светосильного «рыбьего глаза» — 8mm f/1.8. В Праге можно было увидеть его прототип, пока нерабочий — оптика по меркам Micro Four Thirds будет довольно крупная. Представители компании заверяют, что он появится в срок и порадует качеством съемки. Что же, как минимум его характеристики поражают. Будем ждать.
Выбирайте, сравнивайте и покупайте технику по хорошим ценам в нашем каталоге
Александр Бабулин, babulin@corp.mail.ru
Полный текст статьи читайте на HI-TECH@Mail.Ru