Телефония как услуга: какие плюсы дает переход в облако?
Корпоративная телефония играет традиционно важную роль в работоспособности крупных государственных структур. Как правило, речь идет об собственном оборудовании ведомственных АТС, установленном в крупных и средних подразделениях. Такая инфраструктура требует постоянного внимания специалистов, а ее ландшафт и работоспособность от региона к региону могут отличаться. Более того, чем больше срок эксплуатации оборудования, тем больше затрат несет ведомство на его поддержание в работоспособном состоянии. К концу 2019 г. похожая ситуация сложилась и в Федеральном казначействе, где срок полезного использования оборудования вдвое и более превысил нормативный. После детального анализа всех вариантов ведомство приняло решение о начале проекта перехода на современное технологичное решение — виртуальную АТС. Сегодня казначейство полностью перевело весь внутрикорпоративный телефонный трафик и внешние вызовы, включая междугородную и международную связь, в облако.
Для крупного ведомства корпоративная телефония незаменима
Современная корпоративная телефония обеспечивает:
- телефонную связь между сотрудниками по короткому набору номера;
- внешние вызовы, включая междугороднюю и международную связь;
- управление вызовами через личный кабинет пользователя;
- дополнительные возможности (аудиоконференции, видеовызовы и другое).
Виртуальная АТС позволяет предоставить такие возможности каждому сотруднику независимо от его статуса или регионального расположения.
Несмотря на активное проникновение мобильной связи, Федеральное казначейство продолжает пользоваться услугами фиксированной телефонии. Для ведомств и компаний, работающих в корпоративном сегменте, она по-прежнему остается востребованной как средство коммуникации. Начальник управления информационной инфраструктурой Федерального казначейства Игорь Кальченко в первую очередь объясняет это удобством и оптимизацией расходов. Компенсация затрат на мобильную связь положена далеко не всем, а средний казначей ежедневно тратит существенную часть своего рабочего времени на телефонные переговоры. Стационарная связь привычна и надежна, телефонный аппарат стоит на столе у каждого из 40 тыс. сотрудников ведомства и подведомственного учреждения. Внутри филиалов давно существуют короткие планы нумерации, позволяющие звонить друг другу при помощи сокращенного набора, в том числе, и для мобильных сотрудников. Также для экономии расходов телефонная связь между территориальными органами Федерального казначейства организована по внутренним каналам ведомственной транспортной сети без выхода в телефонную сеть общего пользования.
К концу 2019 г. элементы ведомственных АТС стали чаще и непрогнозируемо выходить из строя, и Федеральное казначейство столкнулось с рисками отказа привычного сервиса по всей стране. Среди других заметных предпосылок Кальченко называет зависимость от не всегда доступных запчастей и сложности с планированием затрат на междугороднюю связь — Казначейству приходилось администрировать сразу несколько десятков соответствующих договоров. Проанализировав различные варианты замены оборудования, специалисты ведомства сошлись во мнении, что в современных условиях полная замена парка АТС в масштабе ведомства неэффективна. Разработав техническое задание по переходу на единую облачную виртуальную АТС, Казначейство провело электронный аукцион, по результатам которого проект доверили «Ростелекому».
Связь без перерывов
Федеральное казначейство сегодня — это высокотехнологичное ведомство, развивающее и эксплуатирующее целый комплекс высококритичных информационных систем, включая ГИС ГМП, ГИС «Электронный бюджет», ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) и многие другие. Одна только ГИС ГМП создает свыше 70% трафика СМЭВ, а про важность zakupki.gov.ru знает каждый гражданин РФ.
Сотрудники Федерального казначейства, использующие или эксплуатирующие информационные системы, располагаются практически во всех районах субъектах РФ. Обеспечение беспрерывной связи с ними — необходимое условие бесперебойного функционирования информационных систем и основанных на них сервисов. Поэтому задача перехода на целевую схему была достаточно амбициозной — мигрировать 40 тыс. абонентов, расположенных на более чем 1900 площадках, не допустив перерывов связи. Особые сложности переходу создавало несколько десятков удаленных площадок, а это зимники, вертолеты и другие прелести логистики.
Директор по работе с государственными заказчиками «Ростелекома» Михаил Изотов говорит, что переход произошел бесшовно. «Мы разработали инженерно-технические решения, которые обеспечили миграцию крупных объектов без перебоев. Старая связь отключилась только после подтверждения успешной миграции. На малых объектах переход осуществлялся в течение одного рабочего дня. Сам же процесс перехода занял около года в полном соответствии с требованиями технического задания и утвержденным планом-графиком. Более сжатые сроки вызвали бы ряд трудностей как у пользователей, так и у заказчика». По словам Кальченко, первый этап любых технологических изменений всегда оказывается самым сложным: «Поскольку предусмотреть все особенности организации телефонии в каждом отделе просто невозможно, мы разработали несколько типовых кейсов и отправили на апробацию пилотным регионам». Переоснастив несколько пилотных объектов, Федеральное казначейство и «Ростелеком» выработали оптимальный вариант перехода. «Солидный опыт исполнителя в подобных проектах позволяет найти индивидуальное решение в любом партнерстве. Федеральное казначейство — наш ключевой заказчик, мы не могли позволить себе допустить перерывов в связи», — поясняет Изотов.
Корпоративная телефония как услуга
В разговоре с CNews обе стороны неоднократно подчеркивали, что предметом государственного контракта стал именно сервис под ключ, включая проектирование, оснащение всех площадок необходимым сетевым оборудованием (коммутаторами, VoIP-шлюзами и т.д.), подключение абонентского оборудования, миграцию телефонной емкости, а также и проведение приемо-сдаточных испытаний в каждом подразделении Федерального казначейства.
Подобный формат не только обеспечивает единый уровень качества телефонной связи во всех региональных подразделениях, но и позволяет собственным ИТ-специалистам ведомства сосредоточиться на внутренних бизнес-процессах и больше не заниматься организацией и сопровождением телефонии. Что касается надежности, на особо важных объектах проекту удалось повысить ее втрое: ранее телефония предоставлялась по одному каналу, а в новой схеме предусмотрено основное подключение по двум VPN-каналам и сохранено подключение по TDM-каналу в качестве резерва.
«Нам не надо думать, где закупить запчасти для телефонных станций или как отстроить маршрутизацию вызовов», — продолжает Кальченко. «Схема стала абсолютно стандартизированной и прозрачной, а значит, управляемой. Все реализовано по утвержденным правилам. Один раз согласовав техническое решение, ведомство получает понятную и качественную услугу, а решение любых других вопросов берет на себя исполнитель». Изотов уверен, за переводом государственных учреждений на ИТ-аутсорсинг — будущее. «Сейчас это становится одним из главных трендов отрасли. Конечно, федеральные органы нередко уже владеют определенным парком телеком-оборудования и не всегда ситуация позволяет осуществить подобный переход, что называется, в моменте. Но мы в «Ростелекоме» считаем, что в ближайшие полтора-два года многие госорганы могут перейти на схожую схему оказания услуг», — говорит он.
Отечественное оборудование и софт станут ключом к масштабированию
Как и другие организации, Федеральное казначейство активно занимается импортозамещением. Одним из требований к будущему сервису с самого начала было использование только отечественного оборудования. В основе выбранного решения лежат облачная АТС «Ростелекома» на базе решения ПО «Светец», а также голосовые шлюзы «Агат». Всего в проекте задействовано свыше 2800 коммутаторов и более 180 голосовых шлюзов, все оборудование было подключено к СКС административных зданий Федерального казначейства. Проект завершился в 2021 году.
«Как исполнитель мы предусмотрели все потенциальные сложности с обеспечением функционирования телефонии Федерального казначейства, — объясняет Изотов. В случае непредвиденных ситуаций компания готова заместить все компоненты системы в полном объеме». Сделав ставку на санкционно-независимые компоненты, участники проекта без труда могут планировать дальнейшее масштабирование. Исполнителю останется лишь оснастить новые филиалы ведомства типовым стеком оборудования и софта. Заказчик же может вообще не думать о соответствующих рисках и просто докупать услугу. Кстати, планировать расходы теперь тоже стало проще, а трафик, включая междугородние звонки, больше ничто не ограничивает.
«Я оцениваю этот опыт положительно. Мы грамотно спланировали каждый этап миграции, а нашим инженерам удалось найти общий язык и направить все свои компетенции на достижение результата, — резюмирует Игорь Кальченко. «У «Ростелекома» накоплен большой опыт сложных интеграционных кейсов, без качественной и постоянной обратной связи их реализация практически невозможна, — говорит Михаил Изотов. — Проект показал очень высокий уровень компетенций ИТ-специалистов Федерального казначейства: начиная от технически-грамотного ТЗ со всей необходимой исходной информацией, заканчивая их участием в выборе технических решений, а самое главное — во всех работах по миграции. И это — несмотря на двойные, а иногда тройные сложности, так как проект реализовывался в условиях ограничений, налагаемых пандемией. Сотрудники заказчика в буквальном смысле рисковали своим здоровьем, но исполняли государственный контракт. Это коммерческий проект, но команда «Ростелекома» еще и многому научилась у заказчика. Мы гордимся совместным успехом и готовы тиражировать подобные решения в будущем».
Полный текст статьи читайте на CNews